Цели урока:
- Ознакомить с употреблением заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных.
- Развивать диалогическую речь, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывать речевой слух, мнемоническую память. Воспитывать художественный вкус, языковую культуру, творческую, активную жизненную позицию.
- Научить любить и чувствовать родной язык, играя со словами.
- Настроить на успешное учение с применением здоровьесберегающих технологий.
Оборудование:
- «Лента букв». Схема-опора.
- Рисунки учеников домашних и диких животных.
- «Веселые запоминалки» - карточки – рифмовки.
- Карточки с собственными именами и символическим их значением.
- Бумажная белая полоска- имитация шапочки « Доктора-Айболита»
- Русский язык. Учебник для 1класса начальной школы. Т. Г. Рамзаева.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Чтобы слово не зубрить,
Попросту не мучиться,
Сочиняем мы подсказки,
Всё у нас получится.
– Мы растем, мы учимся, становимся взрослыми умелыми и успешными людьми. Это потому, что в детстве в школе и дома многое делаем своими руками, сами придумываем, сочиняем, радуемся успеху.
2. Минута чистописания
Подготовка к письму с правильной посадкой.
Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь!
На доске:
З з
Зе Зн Зо Зв Зл зм зя зп
Дети записывают буквы и соединения.
3. Фонетическая разминка
На доске «Лента букв». Схема-опора.
Зина очень симпатична,
В школе учится отлично,
Помогает маме дома.
Наша Зиночка – сластена.
– Назовите первый звук слова “Зина”? ([З`])
– Протяните долго звук [З]
– Что делают губы, зубы, язык во время произнесения? (Губы улыбаются, зубы приоткрыты, язык упирается в нижние зубы.)
– Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой «З»)
– Запишем имя девочки с заглавной буквы. Зина.
4. Новая тема
1) Наблюдения за употреблением заглавной буквы.
– Отгадайте загадку.
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух позвать. (Имя.)
2) Игра «Фоторепортёр». По команде «Приготовить свои фотоаппараты!» – ученики складывают ладошки вокруг глаз, имитируя фотоаппарат, находят и читают карточку-рифмовку.
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря…
И фамилия твоя!
– В древней Руси человек имел только имя, а фамилией величали князей да воевод.
С именем – Иван,
Без имени – болван.
– Говорит русская пословица
3) Игра в имена.
– Попробуем вспомнить разные имена, чтобы представить много их или мало в русском языке.
У детей на партах карточки с именами и объяснением их символического значения.
Александр – мужественный, защитник.
Геннадий – родовитый.
Георгий – землевладелец.
Евгений – благородный.
Екатерина – чистая.
Зоя – жизнь.
Елена – светлая.
Никита – победитель.
Пётр – камень.
Людмила, Вера, Надежда, Любовь, Богдан, Владимир.
– Выпишите с заглавной буквы по одному имена мальчика и девочки.
4) Игра в имена с мячиком-эстафетой.
Надо назвать какое-нибудь имя и бросить мячик кому-нибудь. А поймавший мяч должен назвать другое имя, начинающееся с той буквы, на которую кончалось первое. Например: Лена, Алексей, Иван, Николай, Игнат…
5. Работа с учебником
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известке, знаменит,
Это доктор…Айболит.
Задание 24.
Прочитайте текст.
Как мы озаглавим текст? «Доктор Айболит»
Какие слова написаны с заглавной буквы?
Что они обозначают?
Выпишем имя и клички животных, проговаривая
каждую букву.
Доктор-Айболит, утка Кика, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба.
Взаимопроверка.
6. Физкультминутка
– Доктор Айболит любил делать зарядку со своими питомцами.
Мы зарядку любим очень.
Каждый быть здоровым хочет.
На каждый счет руки ставить попеременно на пояс, плечо, вверх – два хлопка над головой, и в обратном порядке, хлопки внизу.
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
7. Работа у доски
– К доктору Айболиту пришли лечиться ещё звери: слон, лиса, корова, белка.
На доске детские рисунки зверей, шапочка Айболита.
– Давайте поможем подлечить больных зверей и выпишем каждому лекарство – схема которого подойдет к схеме названия самого животного.
/ /
Таблетки – _ _ _ ко ро ва – Зорька.
/ /
Мазь – _ слон – Тим./ /
Очки – _ _ ли-са – Алиса.
/ /
Капли – _ _ бел-ка – Стрелка.
Дети соотносят слова и схемы, делят слова на слоги, ставят ударение.
Самопроверка.
8. Домашнее задание
Расспросить родных об именах и фамилиях в своей семье.
9. Рефлексия
– Какая игра больше всего понравилась?
– Расскажите «Весёлую запоминалку» о заглавной букве.
– Что бы вы ещё хотели узнать о заглавной букве?
– Урок окончен. Молодцы, похлопаем себе в ладоши.