Цели:
- систематизировать знания уч-ся по данному периоду истории страны, выяснить возможности, модернизации России и ее результаты;
- продолжить работу по формированию умения делать анализ фактического материала, способствовать развитию навыка устной речи;
- формировать у учащихся гражданские качества: ответственность, патриотизм, чувства долга.
Оборудование: учебник «История России» автор А.А.Левандовский, Ю.А. Щетинов «Российская цивилизация»; И.Н.Ионов Карта «Россия в начале ХХ века».
Эпиграф: «В сердце не убить веры, что не случись войны, Россия могла бы избежать революции». Федор Степун. (Русский философ).
Риторические вопросы:
- Возможности модернизации?
- Противоречия модернизации?
- Почему такой результат?
ХОД УРОКА
I. Вводная беседа с классом
Вопросы классу:
1. Что такое модернизация? (Процесс создания
индустриального общества: промышленный
переворот и формирование правового государства.)
2. Согласны ли вы с мнением русского философа
Федора Степуна?
3. Причина революции, по мнению Ф.Степуна?
4. Найдите взаимосвязь между войной и революцией?
5.Что будет причиной революции возможности или
противоречия модернизации?
Подведение итога беседы и определение целей урока:
– Сегодня мы покажем, что указывает на то, что революцию можно было избежать. Покажем противоречия модернизации. Выясним, почему победили противоречия модернизации. А для того, чтобы выполнить задачи урока проведем аналитическую работу с документами, а также вспомним известные вам факты из истории России этого периода.
II. Основная часть урока
Урок проводится с использованием модульной технологии:
1 модуль: работа с документом №1 (Приложение 1). Чтение и анализ документа (2-3 мин.)
Проверка работы по ключу, выставление учащимися оценки своей работы на этом этапе.
Ключ №1 (Приложение 3)
2 модуль: Выясним, какие
предпринимались попытки для разрешения
противоречий модернизации. С этой целью выполним
тестовое задание. (2 мин.)
Проверка выполнения тестового задания по ключу и
выставление оценки учащимися на этом этапе
урока: (2 мин.)
Ключ №2 (Приложение 3)
3 модуль: Анализ документа №2 (Приложение 1)) (3 мин.) Проверка ответов по ключу и выставление оценки на этом этапе урока. (2 мин.)
Ключ №3 (Приложение 3)
4 модуль: Анализ документа №3 (Приложение 2) (3 мин). Проверка ответов по ключу и выставление оценок на этом этапе урока. (2 мин.)
Ключ №4
5 модуль: Исходя из проведенного
анализа, поспорьте с Ф. Степуном. (2-3 мин.)
Возможный вариант итогового ответа: результат
аналитической работы. Причиной революции была не
война, а противоречия модернизации, для
разрешения которых в России не было политических
сил. И чтобы закрепить наш вывод составим
логическую цепочку. (Дана в листе вопросов и
заданий).
Кто же виноват, что в России произошла революция?
Царь? Народ? Особенности исторического развития?
Заключительный вывод учащиеся делают дома в
виде эссе.
III. Заключительный этап урока
Ответьте на вопросы:
– Что дал мне сегодняшний урок? Подчеркните.
- Лучшее понимание проблем страны.
- Осознание роли народных масс в истории.
- Понимание особенности характера своего народа.
- Свой вывод: напишите …