Родительское собрание "Здравствуй, пятый класс!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи:

  • Ознакомить родителей с особенностями адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.
  • Провести анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы особенности адаптации и трудности вашего ребенка в этот период?» и сопоставить с результатами детского анкетирования.
  • Предложить родителям практические рекомендации.

Оформление: Рисунки пятиклассников на тему “Что мне нравится в школе?”

Материалы: бланки для анкетирования, шариковые ручки.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами обсудим такую важную тему, как  адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене,  обратим внимание на ее позитивные и негативные стороны, а так же на те условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Первая и очень важная часть школьной жизни уже позади – ребенок окончил начальную школу. Он гордится тем, что  «уже не маленький», он чувствует себя совсем взрослым и называет «малышам» тех,  кто всё ещё учится в начальной школе, от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник! В этот период они с большим удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям и сестрам, друзьям о «доброй»  историчке или «вредной» англичанке. Кроме того, дети понимают, что это шанс начать свою школьную жизнь заново, исправить все то, что не получалось в начальной школе, это еще одна возможность проявить себя  и попытаться наладить отношения с новыми учителями.

Чего же чаще всего ждут родители от своих детей в этот период? Успехов в учебе, высокой успеваемости (в любом случае не ниже той успеваемости, что была)? Но, к сожалению, чаще бывает наоборот, заметное снижение уровня успеваемости. Кроме того, Вы всё чаще замечаете, что Ваш ребенок стал более беспокойным, нервным, иногда не может сделать даже то, что всегда делал с легкостью, забывает принести нужные для урока учебные принадлежности…

Причиной всего этого может быть адаптационный период, во время которого очень возрастает   нагрузка на психику ученика.

Но перед тем как обсуждать адаптационный период и его особенности, давайте мы вместе с вами (письменно в бланках ваших анкет) ответим на следующие вопросы и поймем, насколько хорошо мы представляем себе то, в чем, заключается сложность данного этапа жизни и какие трудности есть именно у ваших детей. (Приложение 1)

Теперь давайте обсудим то, в чем же на самом деле заключается трудность этого периода и как можно помочь ребенку пройти это серьезное испытание. Резкое изменение условий обучения, многообразие и качественное усложнение требований, которые предъявляют  к школьнику разные учителя, а также смена статуса «самого старшего» в начальной школе на «самого маленького» в среднем звене – все это становится довольно серьезным испытанием для психики пятиклассника.

  • В  период адаптации дети могут стать более тревожными (они очень переживают, даже по незначительному поводу, чаще плачут, боятся отвечать у доски, постоянно волнуются из-за оценок и т.д.)  или, напротив становятся чрезмерно общительными, болтливыми, шумными («нарушителями спокойствия»). Очень часто у детей снижается  работоспособность, усидчивость, темп деятельности, они могут стать неорганизованными, забывчивыми. У некоторых даже  нарушается сон (чаще это - бессонница или беспокойный сон), аппетит (чаще это снижение аппетита, но бывает и повышение). Все эти изменения  встречаются примерно у  70-80% школьников.

Хотя у большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, чаще всего примерно через 2 – 4 недели после начала учебы. Но, к сожалению, есть дети,  которые не могут привыкнуть к новым условиям обучения   2 – 3 месяца и даже дольше.

В этот период некоторые дети начинает чаще обычного болеть, подобные заболевания носят психосоматический характер.

В чем заключается ваша помощь? В период адаптации очень важно для  ребенка, чтобы дома была спокойная, щадящая обстановка, доверительная атмосфера, кроме того, обязательно соблюдение режима дня, нужно сделать все для того, чтобы пятиклассник постоянно чувствовал поддержку и помощь со стороны родителей. Если Вы заметили проявления повышенной тревожности, вот несколько советов по взаимодействию с таким ребенком:

  • Обязательно давайте вашему ребёнку выговориться, поделиться своими школьными страхами и тревогами.
  • Попытайтесь создать ситуацию успешности (как в урочной, так и во внеурочной деятельности – вы можете помочь ему подготовить интересный доклад или найти в Интернете полезную информацию по подготовке КВН или конкурсы для классного вечера и т.д.)
  • Создавайте условия для выхода активности, накопившегося напряжения, агрессивности, помогайте расслабиться.
  • Заранее подготовьте ребёнка к грядущим переменам, расскажите, что его ожидает в пятом классе, заострите внимание на позитивных изменениях.
  • Научите его в любой ситуации видеть плюсы, пропагандируйте оптимизм, убеждайте, что всё будет хорошо.

 Если вы видите, что процесс адаптации затянулся более чем на 3 месяца и замечаете ухудшение самочувствия ребенка, постоянное нежелание идти в школу на фоне пониженного настроения и снижения успеваемости, то Вам просто необходимо обратиться с данной проблемой  к школьному психологу.

  • Что же может затруднить адаптацию детей в средней школе? Прежде всего,  в 5 классе школьник сталкивается с такими проблемами: вместо одного учителя стало 12-14 учителей-предметников, после каждого урока нужно переходить из  одного кабинета в другой и кабинетов ОЧЕНЬ МНОГО. Кроме того, чаще всего ученики переходят или в другое здание, как это происходит в нашей школе, или, по крайней мере, на другие этажи школы. Достаточно трудно приходится детям в первые две недели: им нелегко найти нужный кабинет, запомнить, как зовут учителя, ориентироваться по расписанию, особенно если в нем произошли изменения. И ко всему этому,  именно в это время, ребенку надо завоевывать авторитет и не у одного учителя, а у многих, выработать с каждым свои отношения.

В чем заключается ваша помощь? Никогда не ограничивайте свой интерес обычным вопросом: «Как прошел твой день в школе?». Каждый  день находите время для беседы  с ребенком. Спрашивайте о том, какие сложности или трудности возникли сегодня, чем, наоборот он доволен, что удалось сделать лучше, чем раньше? Какие предметы вызывают положительные эмоции, с какими связаны негативные переживания? Как складываются взаимоотношения с педагогами? Проконтролируйте то, заполнен ли список преподавателей в дневнике, также вы можете поиграть в игру «Как зовут ваших учителей», которая поможет быстрее запомнить имена и отчества учителей по разным предметам. Вы называете предмет и имя учителя, а ребенок называет отчество; Вы называете предмет, а ребенок называют имя и отчество; Вы называете фамилию, а ребенок – предмет и так далее. Кроме того, вы можете добавить в игру и номер кабинета учителя-предметника. Очень хорошо играть в неё тогда, когда в гостях у вашего ребенка одноклассники, тогда игра идет на скорость и количество правильно названных Ф.И.О. учителей.

Запоминайте имена, все события и детали, о которых ребенок рассказывает вам, обязательно используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Интересуйтесь делами в классе, тем, как у вашего ребенка складываются отношения с одноклассниками и с «новичками»,  т.к.  именно в 5-м  классе чаще всего в коллектив приходят новенькие ученики.

Регулярно беседуйте с учителями-предметниками и классным руководителем вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми, особенно если вы чувствуете, что многого не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особых поводов для беспокойства, встречайтесь с классным руководителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Обязательно расскажите об особенностях своего ребенка.

Бывает так, что между вами и учителем возникают серьезные разногласия, помните, что вы  должны приложить все усилия, чтобы мирно разрешить их, иначе вы можете поставить ребенка в положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

  • Очень часто усложняет период адаптации рассогласованность, даже противоречивость требований разных учителей-предметников: по математике должно быть две тетради – для классных и домашних работ и тетрадь для контрольных работ, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по – разному; учителя по природоведению и истории требуют, чтобы, пересказывая параграф, ученик придерживался данных, изложенных в учебнике, а учителя литературы и обществознания хвалят за собственное мнение и т.п

 И все эти требования надо не только знать, но и четко им следовать, а ведь так легко запутаться, на каком уроке, что надо делать. Трудности у пятиклассников может вызвать и то, что на каждом уроке необходимо приспосабливаться к определенному темпу работы на уроке, особенностям речи и стилю преподавания каждого учителя.
В чем заключается ваша помощь? Главное, вам нужно объяснить ребенку, что  есть и плюсы в этих «рассогласованностях». Ребенок старается учитывать требования, соотносить их, преодолевать трудности – а это значит, он учится взрослой жизни, где разнообразие требований – норма. Кроме того, ребенок, учась строить отношения с разными учителями, становится более гибким в общении. Важно, чтобы вы, родители, объяснили ребенку, с чем связаны эти различия, и помогли ему справиться с возникшими трудностями. Можно составить расписание уроков с указанием на требования учителя: например, природоведение – составить план ответа по учебнику, иностранный язык – всегда приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для переводов и т.п.

  • Часто у некоторых пятиклассников возникает чувство ненужности и одиночества, т.к. такой индивидуальный подход, который был в начальной школе, невозможен в среднем звене. Дети даже могут обижаться на учителя-предметника или на классного руководителя  за то, что он никак не может запомнить их имя, не говоря уже о том, чтобы запомнить и учитывать все их особенности. В этот период, определенная  часть детей особенно зависима от взрослых: проявляет «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и развлечениям детей младшего школьного возраста. Иногда дети группами или по одиночке приходят к своей первой учительнице, это может происходить из-за того, что им снова хочется оказаться в таком знакомом и родном классе, рядом с учителем, который о тебе все знает, любит и переживает из-за тебя. Но, может быть и другая причина – это желание показать себя как «старшего», того, кто уже может чему-то научить малышей. Бывает так, что у одного и того же ребенка причины сочетаются.

Других детей, наоборот, очень радует ощущение полной свободы – они бегают по школе, исследуя все «тайные уголки», начинают опаздывать на уроки и пропускать занятия, т.к. считают, что этого просто не заметят, иногда они даже умудряются поссориться с ребятами из старших классов.
Следует отметить, что учителя, со своей стороны,  прилагают максимум усилий для того, чтобы изучить и понять особенности новых учеников. Но, как вы понимаете, быстро индивидуальный подход найти к каждому просто нереально.

В чем заключается ваша помощь?

Вам необходимо показать ребенку, что некоторое «обезличивание» подхода к ним – очень значимый момент для его развития и укрепления чувства взрослости. Можно на примере приема на работу рассказать о том, что сначала тоже никто не знает  и не понимает какой это работник и хороший ли он человек, но потом…. Очень важно помочь ему освоить эту новую позицию.

Ваша помощь нередко нужна на первых порах и в подготовке домашних заданий, обязательно учитывая требования учителей (даже, несмотря на то, что в начальной школе дети делали уроки самостоятельно).

Не забывайте и про помощь классному руководителю в организации досуга детей, ведь Вы хорошо знаете не только детей, но и друг друга. Чаще всего родительский комитет остается прежним, или состав его меняется незначительно, по сравнению с 4 классом, поэтому вам легко будет  взять часть забот на себя и ввести классного руководителя в курс традиционных дел и мероприятий.

  • Ещё  одна причина осложненной адаптации – это пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе, почти каждый ученик по болезни или просто не усвоив тему или   неотработав умения и навыки, имеет одну или несколько непонятых и неусвоенных тем. Часто они накапливаются, т.к., не подойдя за разъяснением к учителю или родителям, ребенок может не понять и следующий материал. А ведь материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то рано или поздно обязательно появляются двойки.… Кроме того, проблемы усвоения учебного материала могут быть из-за недостатка речевого развития, неустойчивого внимания и плохой памяти.

 В чем заключается ваша помощь?

Перед тем как начать выполнять домашние задания попросите ребенка объяснить, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти правила применяет при выполнении определенных задач, таким образом, Вы проверите, усвоен ли учебный материал на уроке. Если ребенок всё понимает, но успеваемость всё равно снижается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, т.к. и наблюдательность, и внимательность, и способность выделять существенное – все это поможет усвоению материала.

Теперь, после того как мы с вами обсудили все трудности адаптационного периода, я хочу предложить вам ознакомиться с ответами, которые дали ваши дети в анкете (вопросы в ней такие же, как и в вашей анкете), и сравнить, как ответили Вы и ваши дети. (Приложение 2)

Подводя итог, ещё раз подчеркну, что адаптация в среднем звене к новым школьным условиям требуют повышенного внимания и постоянной поддержки со стороны родителей. Спокойствие и стабильность домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе. Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребенок не только сам не может успешно учиться, но, и мешает другим детям. Кто поможет нашему ребёнку? В первую очередь – его родные люди! Их одобрение, поддержка, помогают ребенку искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся условиях.

В конце собрания родителям раздаются распечатки практических  рекомендаций (Приложение 3).

Спасибо за внимание!

Список используемых источников:

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
  2. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. – 2002. №8. с. 99-105.
  3. Катаева-Венгер А. А. Трудный возраст: подростки сегодня. – М., 2002.
  4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2002.
  5. Матвеева О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М., 2001.