«Главная, неотразимая сила театра
заключается в живом, трепетном сердце
актера, в его пламенных мыслях и чувствах».
А.Д.Попов
Театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал реализовать потребность отражения в художественных образах действительности, воплощенной в театральном искусстве.
Сегодня данный вид искусства очень актуален и значим для гуманизации образования и воспитания. Проблема содержательного досуга детей и подростков сегодня очень актуальна. Родители, по последним данным статистики, бывают вместе с детьми не более двух часов в сутки.
Образовательная программа дополнительного образования «Веселый Буратино» для детей школьного возраста имеет художественно-эстетическую направленность, является модифицированной. За основу взята программа Л.А Уфимцевой.
Программа «Веселый Буратино» вводит ребенка в мир театрально-игровой деятельности, знакомит с основами кукольного театра. Действуя от имени своего персонажа, ребенок погружается в мир фантазии, знакомый ему по домашнему общению с куклой, свободно обращается с куклой-партнером, учится слушать, совершать осмысленные действия (куклы и свои).
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Программа позволяет средствами театрализованной деятельности решать воспитательные задачи, развивать творческие способности ребенка, учит видеть прекрасное в жизни и в людях, развивает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Она предусматривает знакомство и использование социокультурных возможностей среды, включение детей в систему социальных отношений и приобретение социального опыта, способствует формированию социально – необходимых знаний и навыков, повышению общей культуры дошкольников. Это делает программу актуальной и практически значимой.
Отличительными особенностями данной программы является:
- то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса т/о «Веселый Буратино».
- программа первого года обучения реализуется на базе образовательных учреждений, обучающиеся второго и третьего годов обучения занимаются на базе ДДТ № 1. Набор детей первого года обучения проводится на основе начальной школы в двух возрастных категориях: 1-2 классы (7-8 лет) и 3-4 классы (9-10 лет). Продолжая обучение по программе «Веселый Буратино», обучающиеся первой возрастной категории закончат обучение в возрасте 10-11 лет, а обучающиеся второй возрастной категории закончат обучение в возрасте 12-14 лет.
В программу мною внесены следующие изменения:
- для обучающихся второго года занятия проводятся по 3 часа 2 раза в неделю, т.е. 6 часов в неделю (время занятий второго и третьего года обучения может изменяться в зависимости от недельной часовой нагрузки педагога);
- изменено количество часов на изучение теории и практики для обучающихся второго и третьего года обучения;
- учебно-тематическое планирование строилось с учетом культурной жизни города, его традиций и материально – технических возможностей т/о;
- изменен примерный репертуар всех трех лет обучения исходя из материально – технического оснащения т/о.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006года №06-1844 «О примерных требованиях к программе дополнительного образования детей» и реализуется в творческом объединении театр кукол «Веселый Буратино» МОУ ДОД «ДДТ№1»
Цель программы: творческое развитие детей в театрализованной деятельности, приобретение нового социального опыта.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- познакомить, расширить и углубить знания детей в области театральной деятельности и, в частности, традиционного театра кукол;
- содействовать развитию творческих и коммуникативных способностей детей и чувства прекрасного;
- способствовать развитию воображения, фантазии, мышления;
- способствовать воспитанию духовно – нравственных качеств личности;
- оказывать помощь в приобретении нового социального опыта.
Использование данной формы работы не предусматривает разделение детей на художников и исполнителей, хотя, в процессе работы, у детей могут проявляться некоторые склонности к какому-либо виду деятельности. Следовательно, количество детей, посещающих занятия, не более 15 человек.
Программа рассчитана на три года обучения и состоит из двух уровней:
- подготовительный – один год,
- театрально-постановочный – два года.
Группы формируются с учётом возрастных особенностей; возраст детей от 7до 14 лет.
Первый год обучения – в неделю проводятся два занятия по два часа, всего 144 часа. Второй и третий годы обучения – в неделю проводятся два занятия по три часа, всего 216 часов.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения
- Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
- Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
- Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению кукол в технике папье-маше.
- Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
- Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.