Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет».
Оборудование урока: карта Древнего Египта; атласы по истории Древнего мира 5 класс; предметы, привезенные детьми из Египта (если таковые в классе есть), учебник В.И.Уколова. Л.П. Маринович «История Древнего Мира». Учебник для 5 класса. Москва, Просвещение 2004 г., коробка стилизованная под сундук.
Предварительная подготовка: Данный урок проводится в виде игры. Класс делится на 6 команд по 4 человек в каждой. Каждый правильный ответ учеников это 1 балл (фишка), которая выдается всей команде. Команда, получившая по числу баллов–1 место, получает 5. Команды, получившие 2,3 место, получают 4. Команда, получившая наименьшее число баллов отметку не получает. Индивидуальные знания будут оцениваться при помощи письменной работы, проведенной на одном из этапов урока. Таким образом, ученики могут получить отметку за устную работу в группе, за письменную работу индивидуально.
План урока:
1. Загадки по карте.
2. Исторические пазлы. Кто это?
3. Сундук. Чьи вещи?
4. Все боги в гости к нам.
Вступительное слово учителя. Пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке зародилась цивилизация, которую назвали Цивилизация Древнего Египта. Сегодня мы отправимся в путешествие по прекрасной стране и вспомним достижения цивилизации Древнего Египта.
Учитель: Тур 1. Загадки по карте. Ваша задача – закончить загадку, назвав правильный ответ, а затем представителю команды показать географический объект на карте.
Правильные ответы учеников приводятся в скобках.
1. Государство, которое мы изучаем, называется
Египет, это название государству дали … (греки)
2. Египет располагается на континенте … (Африка)
3. Земля по – причине жаркого климата
превращалась в … (каменистую почву или пустыню)
4. Спасали эту землю только река, которая текла с
юга на север. (Нил)
5. Воды Нила текли на север к большому водному
пространству … (Средиземному морю)
6. Перед впадением в Средиземное море Нил
образует разветвленную … (дельту)
7. Еще одно большое водное пространство
располагалось рядом с египетскими землями,
отличалось одной особенностью: на закате его
воды становились розовыми (Красное море)
8. Нил ежегодно разливался, затоплял широкую
полосу вдоль берега. Вместе с водами река
приносила … (ил, что делало почву плодородной)
9. По реке переправляли зерно, продукты питания,
скот, строительные материалы в удобных …
(тростниковых лодках)
10. Благодаря тростниковым лодкам удавалось
заниматься торговлей со странами … (Палестина,
Сирия, Финикия)
11. Проплывая по реке можно было увидеть огромное
чудовище с огромной пастью … (нильского
крокодила)
12. Египтяне очень зависели от своей реки, поэтому
считали свою землю подарком Бога … (Хапи)
13. По берегам рек росло удивительное растение,
которое египтяне научились превращать в
материал для письма … (папирус)
Учитель: От чего зависела жизнь египтянина?
Ученики: От реки и комментируют свой ответ.
Учитель: Основой жизни египтянина была река, которая давала жизнь египтянину. Давайте посмотрим, кто проживал по берегам Нила.
Учитель: подводим итоги первого тура, количество фишек каждой команды отражает в турнирной таблице на доске. Тур 2. Исторические пазлы. Для каждой группы заготавливается материал: слова, которые разрезаны на отдельные карточки (Фараон, жрец, чиновник, ремесленник, земледелец, раб, военачальник, писец) По сигналу учителя все группы одновременно выстраивают полученный материал по иерархическим ступеням (наверху тот у кого больше всего власти, внизу тот у кого власти нет.)
В результате работы получится так:
Фараон
Жрец, военачальник
Писцы
Ремесленники, купцы
Земледельцы
Рабы
Учитель: Подводим итоги второго тура. Третий тур: Сундук. Чьи вещи?Во время путешествия по реке Нил одна лодка столкнулась с другой лодкой. На берег выкинуло исторический сундук. Он наполнен вещами, которые принадлежат разным людям. Давайте найдем хозяев этих вещей.
Подготовительная работа. Приготовить коробку, стилизовать ее в виде старинного сундука. Из предметов, окружающих нас подобрать предметы, перечисленные в столбике №1.Многие предметы можно найти среди детских игрушек.
Учитель: достает предметы, а ученики определяют, чьи это вещи и объясняют, почему это хозяин вещи.
1. Металлическая муха | солдату |
2. Сундук с товарами | купцу |
3. Фасоль, горох | крестьянину |
4. Карандаш для глаз | всем |
5. Ожерелье | чиновнику |
6. Лошадь с колесницей | воину |
7. Бинт | фараону |
8. Палочка в глине | писцу |
9. Ведро | земледельцу |
11. Гробница | фараону |
12. Папирус | писец |
13. Кирпич | ремесленник |
Учитель: Один человек не получил ничего. Кто этот человек?
Ученики: Жрец.
Учитель: напоминает слова, написанные на доске:
1. Жрец – служитель бога.
2. Религия – вера в богов.
3. Храм – «дом бога»
Тур четвертый. «Все боги в гости к нам» Выбрать из каждой команды по одному человеку. Им раздаются напечатанные на отдельных листочках в виде свитков характеристики богов. Задача команды определить: кто это?
Ученик 1: Я – бог Солнца, дарил земле и людям свет, тепло и жизнь.
Команда: Ра.
Ученик 2. Я – бог, у которого голова змеи, бог которому приносят дары земледельцы.
Команда: Геб.
Ученик 3. Я – бог писцов, я научил людей письму, счету, разным знаниям. Я же выполняю грустную работу – провожаю души в царство мертвых.
Команда: Тот.
Ученик 4. Я – богиня, в моих владениях несметные сокровища в виде звезд.Я связана с небом.
Команда: Нут.
Ученик 5. Я научил людей выращивать пшеницу, ячмень, строить дома,выплавлять руду, делать посуду.
Команда: Осирис.
Ученик 6. Я жил в пустыни и часто завидовал своему брату. Потом его обманным путем заточил в саркофаг.
Команда: Сет.
Ученик 7. Каждый умерший отдавал свое сердце мне на весы. Если чаша с весами опускалась вниз, значит человек плохой. Он попадал к чудовищу.
Команда: Маат.
Заключительное слово учителя. Подводим итоги четырех туров, определяем победителя. Делаем вывод о сложившейся возле реки Нил речной цивилизации
Учитель проводит итоговую письменную работу. Это может быть тест, кроссворд, загадки.
Литература:
1. В.И.Уколова. Л.П. Маринович
История Древнего Мира Учебник для 5 класса
Москва, Просвещение 2004 г.
2. О.В. Арасланова К.А.Соловьев Универсальные
поурочные разработки по Истории Древнего Мира.5
класс. Москва, ВАКО, 2007 г.