Тема: Обобщение изученных знаний по теме «Компьютер и информация»
Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания, умения и навыки, полученные учащимися в четверти по теме «Компьютер и информация»;
- проверить уровень сформированности навыков работы с текстовым документом.
Задачи:
- Образовательная: закрепление пройденного материала по теме, повторение основных понятий.
- Развивающая: развитие логического мышления, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать.
- Воспитательная: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности, формирование культуры общения «учитель-ученик», «ученик-ученик».
ХОД УРОКА
Перед началом урока учитель предлагает выбрать учащимся понравившейся лепесток ромашки. В ромашке 12 лепестков, 3 цвета, учащиеся выбирают, какой им понравился, тем самым учитель закодировал информацию о количестве участников в команде.
I. Организационный момент (5 мин.)
– Приветствие.
– Проверка готовности к уроку.
– Сегодня у нас с вами последний урок в четверти, итоговый и проведем мы его немного необычно, в виде игры-соревнования. Войдя в кабинет, вы все выбрали себе лепесточек, так вот это ни что иное, как закодированная информация. А что такое кодирование, ребята? (Представление информации с помощью некоторого кода) А как можно кодировать информацию?
– Тогда кто из вас уже догадался, какую
информацию я закодировала? Что конкретно?
Ребята, я тем самым закодировала информацию о
составе ваших команд. То есть, кто получил
лепестки желтого цвета вы одна команда, кто
получил красного – другая и так далее, а теперь я
предлагаю вам занять места за своими столами.
Пока вы рассаживаетесь, придумайте название
вашей команде, естественно оно должно быть
связано с информатикой – «…».
Представление названий команд.
II. Постановка целей и задач урока (5 мин.)
– Итак, ребята, цель нашего урока применить полученные знания, умения и навыки на практике. Ваши знания вам понадобятся при решении некоторых логических задач, при решении задач с расчетом информационного объема с кодированием информации, при разгадывании кроссворда, где встречаются определения понятий и, конечно же, при выполнении практической работы за компьютером. Теперь я объясню, как вы будете работать.
(Одновременно учитель демонстрирует маршрутный лист на доске)
Контрольный лист
Состав команды:
1.
2.
3.
4.
№ п/п | Название этапа |
БАЛЛЫ |
ИТОГО |
|
Максимальный |
За выполненное задание командой |
|||
1 | «Разминочный» – соответствие – лабиринт – тестовые задания |
5 1 2 2 |
|
|
2 | «Информационный» – задача – графическое кодирование |
5 4 1 |
||
3 | «Интерактивный» – кроссворд |
5 | ||
4 | «Знаю, могу, делаю» (практическая работа за компьютером) |
5
|
||
5 | ВСЕГО по игре |
– В этих листах указан ваш маршрут, как вы
должны двигаться. Назовем наши
передвижения от этапа к этапу – станциями. Все
станции подписаны. Вы идете четко по алгоритму,
указанному в листе. Старайтесь максимально
быстро и правильно выполнить задания.
Время на выполнение – 5 мин.
Я сегодня выступаю в роли консультанта. Я могу
вам только объяснить, если вы не поняли что-то в
задании. И самое – главное цените время у нас
с вами только урок.
III. Дидактическая игра
Этап №1 «Разминочный»
«Соответствие»
Установите соответствие между значками и обозначаемыми ими компьютерными объектами (соедините стрелками) (см. тетрадь)
«Лабиринт» Вы открыли папку с компьютерной игрой «Лабиринт» и увидели там несколько файлов. Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прочесть инструкцию к игре (отметьте галочкой или подчеркните).
- Лабиринт.avi
- Лабиринт.txt
- Лабиринт.wav
- Лабиринт.bmp
- Лабиринт.com
1) Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прослушать музыкальное сопровождение к игре (отметьте галочкой).
- Лабиринт.avi
- Лабиринт.txt
- Лабиринт.wav
- Лабиринт.bmp
- Лабиринт.com
2) Укажите, какой файл вы откроете, чтобы просмотреть демонстрационный ролик (отметьте галочкой).
- Лабиринт.avi
- Лабиринт.txt
- Лабиринт.wav
- Лабиринт.bmp
- Лабиринт.com
3) Укажите, с помощью какого файла вы запустите игру (отметьте галочкой).
- Лабиринт.avi
- Лабиринт.txt
- Лабиринт.wav
- Лабиринт.bmp
- Лабиринт.com
Станция №2 «Кодирование»
Здесь необходимо выполнить задачи на кодирование и декодирование информации.
Задача:
На странице учебника помещается 40 строк,
в каждой строке – 70 символов.
Какой информационный объем имеет одна страница?
Подсчитайте информационный объем всего учебника
состоящего из 175 страниц.
Переведите информационный объем в килобайты
и мегабайты.
Все расчеты необходимо делать на листке (можно
пользоваться калькулятором).
Используя таблицу, (по усмотрению учителя можно придумать любую таблицу кодов, яркую красочную, чтобы ребятам было интересно) и необходимо прочитать слово связанное с информатикой.
Станция №3 «Интерактивная»
Для каждой команды в папке на Рабочем столе хранится кроссворд. Ваша задача открыть папку и заполнить кроссворд.
По горизонтали:
2. Одно из действий, которое можно произвести с
информацией.
4. Устройство для обработки информации в
компьютере.
6. Вид представления информации. Таблица
умножения.
По вертикали:
1. Единица измерения информации
3. Совокупность знаний, сведений и данных
5. Пример графической информации.
7. Информация, хранящаяся в долговременной памяти
как единое целое.
8. Универсальная машина для работы с информацией.
Станция №4 «Знаю, могу, делаю»
Практическая работа за компьютером.
Задания:
- Прочитайте текст и определите в нем повторяющийся фрагмент, наберите предложенный текст.
- Отформатируйте текст: заголовок, используя – любой стиль Word Art; шрифт Times New Roman, 14, обычный.
- Сохраните работу на Рабочем столе, имя файла – фамилия ученика, выполнявшего работу.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!..Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!..
IV. Итог урока
– Итак, ребята подведем итог нашему уроку.
ИНФОРМАЦИЯ и КОПЬЮТЕР
– Как взаимосвязаны эти слова?
– Почему они существуют вместе?
– Подсчитайте баллы, пожалуйста…
Награждение команд оценками и самодельными грамотами.