Обобщение изученных знаний по теме "Компьютер и информация"

Разделы: Информатика


Тема: Обобщение изученных знаний по теме «Компьютер и информация»

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить знания, умения и навыки,  полученные учащимися в  четверти по теме «Компьютер и информация»;
  • проверить уровень сформированности навыков работы с текстовым документом.

Задачи:

  • Образовательная: закрепление пройденного материала по теме, повторение основных понятий.
  • Развивающая: развитие логического мышления, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать.
  • Воспитательная: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности, формирование культуры общения «учитель-ученик», «ученик-ученик».

ХОД УРОКА

Перед началом урока учитель предлагает выбрать учащимся понравившейся лепесток  ромашки. В ромашке 12 лепестков, 3 цвета, учащиеся выбирают, какой им понравился, тем самым учитель закодировал информацию о количестве участников в команде.

I. Организационный момент (5 мин.)

– Приветствие.
– Проверка готовности к уроку.

– Сегодня у нас с вами последний урок в четверти, итоговый и проведем мы его немного необычно, в виде игры-соревнования. Войдя в кабинет,  вы все выбрали себе лепесточек, так вот это ни что иное,  как закодированная информация. А что такое кодирование,  ребята? (Представление информации с помощью некоторого кода) А как можно кодировать информацию?

– Тогда кто из вас уже догадался, какую информацию я закодировала? Что конкретно?
Ребята, я тем самым закодировала информацию о составе  ваших команд. То есть, кто получил лепестки желтого цвета вы одна команда, кто получил красного – другая и так далее, а теперь я предлагаю вам занять места за своими столами. Пока вы рассаживаетесь, придумайте название вашей команде, естественно оно должно быть связано с информатикой – «…».

Представление названий команд.

II. Постановка целей и задач урока (5 мин.)

– Итак, ребята, цель нашего урока применить полученные знания, умения и навыки на практике. Ваши знания вам  понадобятся при решении некоторых логических задач, при решении задач с расчетом информационного объема с кодированием информации, при разгадывании кроссворда, где встречаются определения понятий и,  конечно же,  при выполнении практической работы за компьютером.  Теперь я объясню,  как вы будете работать.

(Одновременно учитель демонстрирует маршрутный лист на доске)

Контрольный  лист

Состав команды:

1.
2.
3.
4.

№ п/п

Название этапа

БАЛЛЫ

ИТОГО
за станцию

Максимальный

За  выполненное задание командой

1  «Разминочный»
– соответствие
– лабиринт
– тестовые задания
5
1
2
2
   

 

2 «Информационный»
– задача
– графическое кодирование
5
4
1
   
3 «Интерактивный»
– кроссворд
5    
4 «Знаю, могу, делаю»
(практическая работа за компьютером)
5

 

   
5 ВСЕГО по игре  

– В этих листах указан ваш маршрут, как вы должны двигаться.  Назовем наши  передвижения от этапа к этапу – станциями. Все станции подписаны. Вы идете четко по алгоритму, указанному в листе. Старайтесь максимально быстро и правильно  выполнить  задания. Время на выполнение – 5 мин.
Я сегодня выступаю в роли консультанта. Я могу вам только объяснить, если вы не поняли что-то в задании. И самое – главное цените  время у нас с вами только урок.

III. Дидактическая игра

Этап  №1 «Разминочный»

«Соответствие»

Установите соответствие между значками и обозначаемыми ими компьютерными объектами (соедините стрелками) (см. тетрадь)

«Лабиринт» Вы открыли папку с компьютерной игрой «Лабиринт» и увидели там несколько файлов. Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прочесть инструкцию к игре (отметьте галочкой или подчеркните).

  • Лабиринт.avi
  • Лабиринт.txt
  • Лабиринт.wav
  • Лабиринт.bmp
  • Лабиринт.com

1) Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прослушать музыкальное сопровождение к игре (отметьте галочкой).

  • Лабиринт.avi
  • Лабиринт.txt
  • Лабиринт.wav
  • Лабиринт.bmp
  • Лабиринт.com

2) Укажите, какой файл вы откроете, чтобы просмотреть демонстрационный ролик (отметьте галочкой).

  • Лабиринт.avi
  • Лабиринт.txt
  • Лабиринт.wav
  • Лабиринт.bmp
  • Лабиринт.com

3) Укажите, с помощью какого файла вы запустите игру (отметьте галочкой).

  • Лабиринт.avi
  • Лабиринт.txt
  • Лабиринт.wav
  • Лабиринт.bmp
  • Лабиринт.com

Станция №2 «Кодирование»

Здесь необходимо выполнить задачи на кодирование и декодирование информации.

Задача:

На странице учебника помещается 40 строк, в каждой строке – 70 символов.
Какой информационный объем имеет одна страница?
Подсчитайте информационный объем всего учебника состоящего из 175 страниц.   
Переведите информационный объем в килобайты и мегабайты.
Все расчеты необходимо делать на листке (можно пользоваться калькулятором).

Используя таблицу, (по усмотрению учителя можно придумать любую таблицу кодов, яркую красочную, чтобы ребятам было интересно) и необходимо прочитать слово связанное с информатикой.

Станция №3 «Интерактивная»

Для каждой команды в папке на Рабочем столе хранится кроссворд. Ваша задача открыть папку и заполнить кроссворд.

По горизонтали:

2. Одно из действий, которое можно произвести с информацией.
4. Устройство для обработки информации в компьютере.
6. Вид представления информации. Таблица умножения.

По вертикали:

1. Единица измерения информации
3. Совокупность знаний, сведений и данных
5. Пример графической информации.
7. Информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое.
8. Универсальная машина для работы с информацией.

Станция №4 «Знаю, могу, делаю»

Практическая работа за компьютером.

Задания:

  1. Прочитайте текст и определите в нем повторяющийся фрагмент, наберите предложенный текст.
  2. Отформатируйте текст: заголовок, используя – любой стиль Word Art; шрифт Times New Roman, 14, обычный.
  3. Сохраните работу на Рабочем столе, имя файлафамилия ученика, выполнявшего работу.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!..

IV. Итог урока

– Итак, ребята подведем итог нашему уроку.

ИНФОРМАЦИЯ и КОПЬЮТЕР

– Как взаимосвязаны эти слова?
– Почему они существуют вместе?
– Подсчитайте баллы, пожалуйста…

Награждение команд оценками и самодельными грамотами.