Начальная школа является базой, основой всего образования человека. При этом важно всё: качество, прочность, настроение ученика. Об этом заботится школа, постоянной проблемой которой является качество знаний.
Сформировать орфографическую зоркость –
значит научить детей видеть орфограммы. Умение
замечать при письме орфограммы является
изначальным умением, мотивирующим надобность в
правилах и развивающим способность выделять при
письме те случаи, когда пишущего подстерегает
опасность допустить ошибку.
В орфографическом действии выделяются две
ступени: постановка орфографической задачи
(выделение орфограммы) и ее решение (выбор
письменного знака в соответствии с правилом).
Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием “вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.
Правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Cуществует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающие орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Что бы научиться видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание нужно пройти четыре этапа.
Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте. В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове, так как один из способов проверки написания букв будет зависеть именно от этого.
Второй этап – работа с орфографическим правилом.
Изучение самого правила состоит из следующего:
- Подготовка к восприятию, наблюдение над словами, содержащими сомнение.
- Анализ закономерности орфографического правила, наблюдение над тем, как оно работает.
- Анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться пользоваться им.
- Воспроизведение правила через громкое речевое проговаривание.
- Наблюдение применения правила.
Третий этап – повторения правила. В момент
повторения необходимо дальнейшее расширение
представлений об изучаемом элементе, его связи с
языковыми явлениями.
Четвёртый этап – запоминание непроверяемых
написаний. Многократное орфографическое
повторение слов с непроверяемыми или трудно
проверяемыми буквами помогает запомнить
написанное.
Все орфограммы изучаемые в начальной школе классифицируются в таблице:
Орфограммы 1 |
Орфограммы 2 |
Орфограммы 3 |
буквы парных согласных по
звонкости-глухости непроизвольные согласные удвоенные согласные в суффиксах -онн-, -енн- Но! Ветреный, стеклянный, деревянный, оловянный |
Непроверяемых гласных в корне Безударных гласных в корне, проверяемых ударением Гласных в суффиксах – запоминаем Но! Проверяем в суффиксах -ек-, -ик- Наречия: с приставками с-, из-, до- – -а; в-, на-, за- – -о безударные гласные в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов |
Ь – показатель мягкости Ь – разделительный Ь – показатель грамматических форм:
|
Чтобы успешно применять правила для грамотного письма, необходима способность видеть сомнение в словах. Этому способствует система упражнений, применяемая на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности можно расположить в такой последовательности:
- Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают и проговаривают последовательность букв, особенно слоги со стечением согласных. Можно разнообразить проговариванием: Учитель, ученик, хором.
- Списывание. Основывается на проговаривании по слогам. Слова ищут в книге и диктуют себе сами. Уместна игра, «Как птичка зёрнышки клюёт?» Голова вверх-вниз, вверх-вниз. А как мы будим зёрнышки – слоги – слова клевать? Хором – в книжку – в тетрадь. Кто же будет лучшей птичкой?
- Комментированное письмо. Это вид диктанта, который строиться на основе проговаривания по слогам.
- Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Дети готовятся, находят орфограммы, объясняют трудные слова, потом пишут.
- Письмо под диктовку. Игра «Эхо». Читаю слово, дети в полголоса повторяют, затем пишут.
- Письмо по памяти. Читаем, объясняем орфограммы, учим, записываем.
- Творческие работы.
- Составление предложений по опорным словам.
- Творческие диктанты.
- Сочинение, изложение.
Памятка для творческих работ
– составь рассказ;
– выдели первое предложение, найди сомнение,
объясни;
– запиши, диктуя по слогам;
– проверь по слогам каждое слово;
– проверь, все ли нужные мысли записал.
Успешно запоминать правила помогает занимательность, используемая на уроке.
Частушки.
Жи да ши, жи да ши очно, точка, стрелочка
С буквой и всегда пиши Тучка, срочно, белочка –
Мыши, ёжики, ужи, Не запомнятся никак
Лужи, крыши и моржи. Здесь не нужен мягкий знакСочетания чу и щу Ча и ща, ча и ща,
Пишем только с буквой у; Роща, чаща и свеча,
Чудо, щука, ухвачу Пища, туча, саранча –
И кричу, лечу, хочу. С буквой а и ча и ща.
Стихи
ОЗЕРО КОЛЮЧКИ
Чуть колыша камыши Колючки, как известно злючки,
Дремлет озеро в тиши. А кот же любит их – колючки?
Отражения в нём живут, Один верблюд, ведь у верблюда
Тучи в озере плывут, Колючки – фирменное блюдо.
Бор сосновый, как живой,
Дремлет к низу головой.
ЩУКА СВЕЧА
Щука в озере жила, Голова огнём пылает точка.
Щёткой дно она мела, Тело тает и сгорает,
Щи варила для гостей, Я полезной быть хочу.
Угощала пескарей. Лампы нет, я посвечу.
Правила в стихотворной форме
1. В конце слова, без сомнения,
происходит оглушение.
Говорим мы – плод, проверяем плоды,
Говорим мы – сад, проверяем сады.2. Род мужской, конечно, мой;
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя;
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно моё;
Моё окно, село моё.3. Прошедшее время – то, что прошло;
Вчера мы писали, солнце ушло.
Настоящее время – проходит теперь
Мою окно, закрываю дверь
А в будущем: я полечу на ракете,
Хочу побывать на далёкой планете.4. Не сердись, не скучай, не спеши –
Не с глаголами отдельно пиши.
Рифмованные упражнения
На берегу растёт сосна, а рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда, а рядом с нею звёзды.
А на траве лежит раса, а рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса, а рядом с нею косы.
И будет мягкая трава душистым лёгким сеном.
Сгребать его пойдёт мой дед, мой дед, точней, пойдём мы с дедом.
Я иду, и ты идёшь, я несу и ты несёшь,
Я веду, и ты ведёшь, я везу и ты везёшь.
Мы сидим, и ты сидишь, мы молчим и ты молчишь.
Ты поёшь и мы поём, просто дружно мы живём.
Приедешь? – Не приеду!
Придёшь? – Нет, не приду!
Услышишь? – Не услышу!
Найдёшь? – Нет, не найду!
Слезаешь? – Не слезаю!
Решаешь? – Не решу!
Мечтаешь? – Не мечтаю!
Молчишь? – Нет, не молчу!
Конфетку, может, хочешь? – Нет! Да, хочу, хочу!
У тебя есть удочка, у меня есть дудка.
У тебя есть курочка, у меня есть утка.
У тебя есть шишечка, у меня – корзинка.
У тебя есть кисточка, у меня – картинка.
Я тебе дам посмотреть все свои картинки.
Ты поделишь пряник свой на две половинки.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Работу можно рационализировать, используя приёмы:
1. Запись слов по алфавиту. Первый класс
– калач, диван, песок, альбом, вагон, тетрадь;
– батон, билет, базар, бутон, берёза, багаж, бокал;
– багаж, базар, батон, берёза, билет, бокал, бутон.
Записать в три столбика и внутри столбиков по алфавиту: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, график, апельсин, помидор, парта, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог.
Дети записывают:
автобус газета пакет
азбука гараж парта
алмаз герой пенал
алфавит горох пирог
апельсин графин помидор
2. Выборочный диктант. Первый класс.
Учитель читает текст, дети выписывают слова с непроверяемыми или проверяемыми написаниями.
3. Выборочный ответ.
Слова. Ответы. Слова. Ответы.
1 2 3 4 1 2 3 4
б…тон а о а о ко…ектив л лл л лл
г…зета о а а о а…ея лл л л лл
г…рох о а о о ко…идор рр р рр р
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Второй класс.
Записать столбиками по алфавиту с разными безударными гласными.
а е и о
канава металл диван комар
газета теперь лимон командир
салют тетрадь сирень побед
5. Подбор однокоренных слов – других частей речи. Третий-четвёртый классы.
Металл – металлический, группа – групповой, группировать, суббота – субботний.
6. Сопоставление и запись слов с противоположными «орфограммами». Четвёртый класс.
Перрон – коридор, терраса – директор, территория – капрон, касса –трос, масса – матрос, шоссе – термос.
7. Подборы записи синонимов и антонимов. Третий-четвёртый класс.
метель – вьюга, буря, метелица, пурга;
граница – рубеж, межа, край, предел;
отечество – родина, отчизна;
работать – отдыхать праздновать;
мешать – помогать, пособлять.
8. Сочинение по опорным словам. Второй класс.
«На вокзале» (багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.)
9. Дописывание орфографических таблиц. Второй класс.
а а – а о о – о
абзац карандаш солома огород
…. …. …. ….
…. …. …. ….
10. Подбор и запись слов с иноязычными элементами. Третий – четвёртый класс.
авто- -колл- -грамм-
автодорога
коллектив
грамматика
автомобиль
коллекция килограмм
автостанция
редколлегия орфограмма
11. Замена описательных оборотов словами – синонимами. Четвёртый класс.
Ящичек для ручек, карандашей – ?
Коллективная поездка, посещение чего-нибудь – ?
Собрание засушенных растении – ?
Помещение, где хранятся и выдаются книги для
чтения – ?
(гербарий, библиотека, пенал, экскурсия.)
12. Словарные слова
Много хлопот доставляет изучение словарных слов. Эффективен метод, основанный на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законов запоминания.
I вариант.
Ребёнок, что бы запомнить слово, выполняет рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании.
помидор крапива банан
– на букве о легко нарисовать помидор, а буква и
– это ножи, которыми можно его резать;
– когда ужалит крапива, трудно удержаться от
крика – а а а;
– из бананов легко можно выложить букву а, но
невозможно – о.
и т.д.
II вариант.
Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы связи.
впереди назад налево
слева направо снизу
(Шёл человек по городу, вдруг впереди выскочила
чёрная кошка. Повернул назад – тупик, пошёл
налево – слева тупик, пошёл направо – и справа
тупик,
хотел вниз, да внизу асфальт мешает. Пришлось
встретиться с чёрной кошкой.)
однажды осина орех яблоко
(Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!)
Правописание букв о и а на конце можно запомнить так:
на окно – налево; на окно – направо; с окна – слева; с окна – справа
Использование этих упражнений позволяют учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми и проверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность упражнений, многократное обращение к изученным правилам и словарным словам.