Комбинированный урок по теме "Буквы Щ-А в корне -лаг, -лож"

Разделы: Русский язык


Тема: Буквы О-А  в корне -лаг-(-лож-).

Цель: ознакомление учащихся с правилом правописания  букв о-а в  корнях -лаг-(-лож-).

Задачи:

  • познакомить учащихся с правилом правописания  чередующихся  гласных в 
  • корне  -лаг-(-лож-), графическим обликом орфограммы;
  • научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
  • закрепить навык написания корней  с чередующимися гласными и согласными, безударными гласными;
  • развивать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки, коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый

Оборудование: карточки,  тестовые задания, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Постановка целей и задач урока. (Презентация)

Слово учителя. Когда-то, в незапамятные времена, звуки речи, сложившись в определенном порядке, стали словами. Каждое слово имеет значение, смысл; каждый звук в слове занимает свое место. Насколько это верно, мы и попытаемся сегодня выяснить на уроке.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова М Рыбниковой (запись на доске):

«Найти корень слова – значит, найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк».

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 414 выполняют 3 ученика на доске, выписывая

1 уч.– слова с приставкой с-;
2 уч.– слова с приставкой на з(с);
3 уч. – слова без приставки (в этих словах з входит в корень.

2. Тестовая работа (выполняет основная группа учащихся) (Приложение 1)

3. Работа  со схемой.

– Расскажите о правописании приставок по схеме. (Приложение 2)

III. Повторение

Выбрать  для каждого слова проверочное (материал распечатан). Свой выбор обосновать. Всегда ли можно  легко это сделать?

Хв_стливый  (хвост, хвастаться), к_менистый (камень, ком), запл_тить (заплата, зарплата), ут_щить (утеха, тишь), сл_зать (лижет, лезет), укр_щать (крошечный, красящий), пок_зание (козы,рассказ), зак_пать (капать, закапывать).

Слово учителя. Ребята, давайте вновь обратимся к эпиграфу нашего урока (см.выше). Как вы теперь понимаете слова М.Рыбниковой?  Согласны ли вы с этим высказыванием? Ответ обоснуйте.

IV. Изучение нового материала

1. Анализ материала для наблюдений на стр.175 учебника.

2. Слово учителя. Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А – в корне -лаг-.

– Проанализируйте слова ложь и изложение, положение. Сделайте вывод, одинаковые ли корни в этих словах?

V. Тренировочные упражнения

1. Распределительный диктант

  • Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.

Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, пол_жить, предпол_жение, нал_гать, разл_жить, вл_жить.

2. Работа со словарём. Упр.420

  • Выпишите из орфографического словаря на буквы  В, Н, П, Р,У четыре глагола и четыре существительных с корнем -лаг-(-лож-).

3. Самостоятельная работа учащихся.

  • Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Изученную орфограмму выделить графически (материал раcпечатан).

Ребята отл_жите пока свои тетради дост_вайте карточки со словами распол_житься на опушке, разл_жили костёр, сл_жили вещи, углубились в заросли и пол_жите перед собой ч_рновик. Сегодня мы сост_вляем по опорным словам  текст «Поход в лес». Мысли пол_гается изл_гать последовательно и чётко. Предл_жения должны быть хотя и распростр_нёнными но не слишком длинными. Выск_занные пол_жения вам предл_гается док_зать примерами. Работу можно зав_ршить предл_жением об удачно сл_жившемся походе и прил_жить свои рисунки к рассказу с изобр_жением места действия и внешности людей.

VI. Домашнее задание

§ 71, стр.175; творческая работа: мини-сочинение «Поход в лес» (Приложение 3).

Литература:

1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2001.
2. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской и др.: 5 кл. – М.: Экзамен, 2006.
3. Комиссарова Л.Ю. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской. 5 кл. – М.: Экзамен, 2006.
4. Кудинова А.В. Тесты по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской и др. 5 кл.– М.: Экзамен, 2008.
5. Ладыженская Т.А. Русский язык .5 кл.– М.: Просвещение, 1994.
6. Орфографический словарь – М.: Русский язык, 1992.
7. Позднякова А.А., Текучева И.В. Диктанты по русскому языку: 5 кл.: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. М.: Экзамен, 2006.