Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Разделы: История и обществознание


«Все люди от природы стремятся к знанию».

Аристотель

Учебные элементы:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка цели урока.
  2. Входной контроль.
  3. Естественно-научные  и социально-гуманитарные знания.
  4. Общественные науки.
  5. Завершающий контроль.
  6. Рефлексия.

Тип: урок изучения нового материала.
Вид урока: модульный урок.

Оборудование урока: тестовый материал, текст с источниками, учебник:  «Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007»; «Обществознание: практикум: пособие для 10 кл.  общеобразоват. учреждений: профил. уровень/(Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008» .

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа. Формулировка цели

В процессе работы над учебными элементами Вам предстоит узнать:

  • об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук  от  естественных наук;
  • о системе классификации социально-гуманитарных наук;
  • о предмете изучения;
  • об особенностях философского уровня познания действительности.

Вам предстоит развить уже имеющиеся навыки и умения:

  • сотрудничество в группе
  • умение отстаивать свою позицию
  • умение извлекать социальную информацию;
  • формировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Выполнить  поставленные задачи  Вам поможет следующая литература:

  • Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов/  И.И.    Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. - М.: Эксмо, 2007.
  • Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие.  / В.В. Касьянов.- Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 
  • Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
  • Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.);  под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
  • Словарь терминов и понятий по обществознанию/автор составитель А.М. Лопухов; вступит слово А.С. Стрельцов.  –  М.: Айрис-пресс, 2007.

II. Входной контроль

Цель: Привлекая ранее изученный материал вспомнить о задачах обществознания и  доказать, что предметом изучения обществознания является общество и человек.

Задание № 1

1. Верны ли следующие суждения об обществознании?

А) Обществознание – это наука, изучающая общество в самых разнообразных аспектах его существования.
Б) Обществознание представляет собой сложное образование, включающее целый ряд частных дисциплин (общественные науки).

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

2. Какие сферы жизни общества Вы знаете?

А) Политическая;
Б) правовая;
В) духовная;
Г) экономическая;
Д) социальная;
Е) морально-нравственная.

3. К какой сфере жизни общества  относятся вопросы  права?

А) Политическая;
Б) правовая;
В) духовная;
Г) экономическая;
Д) социальная;
Е) морально-нравственная.

4. Общим объектом изучения в   истории, экономике, социологии является:

А) природа;
Б) общество;
В) человек.

5. Наука, изучающая проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества – это ...

А) обществознание;
Б) экономика;
В) социология;
Г) политология.

Задание выполняется письменно,  лист сдается на проверку учителю. Максимальная отметка – 3 балла.

Задание № 2

1. Наука, изучающая развитие человечества, общества и его закономерности, большое значение уделяющая причинно-следственным связям, называется:

А) обществознанием;
Б) философией;
В) политологией;
Г) историей.

2. Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как природа и общество, так и мышление человека, процесс познания:

Аистория;
Б) социология;
В) философия;
Г) этика.

3. Наука,  исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости, называется:

А) социологией;
Б) этикой;
В) эстетикой;
Г) педагогикой.

4. Основоположник социологии:

А) О. Конт;
Б) К. Маркс;
В) Платон;
Г) М. Вебер.

5. Согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого, данная наука переводится, как «любовь к мудрости».

А) История;
Б) социология;
В) философия;

Задание выполняется письменно, лист сдается учителю. Максимальная отметка 5 баллов.

III. Естественно-научные знания

Цель: На данном этапе работы Вы познакомитесь с науками относящиеся к естественно-научным и социально-гуманитарным знаниям, особенностями предмета изучения данных наук.

Источники:

1. Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
2. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл.  общеобразоват. учреждений: профил. уровень/(Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

Задание

На основе материала текста (стр. 7-9)  учебника заполните таблицу в тетради:

Науки Объект изучения. Основные вопросы рассматриваемые науками.
Естественные    
Общественные    

Обсудить варианты ответов   в паре.
Выскажите Ваше мнение и выслушайте мнение товарища, оцените уровень аргументированности и обоснованности выводов (от 3-5 баллов). Результаты вносятся в оценочный лист.

Контрольное задание

1. Перечислите науки, которые занимают промежуточное положение  между естественными науками  и социально-гуманитарными.
2. Перечислите  филологические  науки, входящие в разряд гуманитарного знания.
3. Перечислите группы социальных наук, которые вы запомнили.

Контрольное задание выполняется на отдельном листе и сдается на проверку учителю или помощникам учителя,  как правило, заранее подготовленным ребятам - экспертам).
Результаты вносятся в оценочный лист (от 3-5 баллов).

IV. Общественные науки

Цель: Познакомить обучающихся с основными общественными науками, которые будут изучаться   в рамках программы по обществознанию в 10-11 классе.

Задание

На основе материала текста (стр. 9-14)  учебника заполните таблицу:

Наука Предмет изучения науки Основные задачи.
социология    
политология    
социальная психология    
философия    

Обсудить варианты ответов   в паре.
Выскажите Ваше мнение и выслушайте мнение товарища, оцените уровень аргументированности и обоснованности выводов (от 3-5 баллов). Результаты вносятся в оценочный лист.

Контрольное задание

1. Перечислите три уровня  социологического знания.
2. Что изучает политология?
3. Назовите основной предмет социологии?
4. Что сближает философию и науку?

Контрольное задание выполняется на отдельном листе и сдается на проверку учителю или помощникам учителя,  как правило, заранее подготовленным ребятам - экспертам).
Результаты вносятся в оценочный лист (от 3-5 баллов).

V. Завершающий контроль

Цель: Проверить уровень усвоения материала обучающимися, выяснить удалось ли достичь поставленной цели в начале урока.

Данное задание выполняется обучающимися самостоятельно без помощи одноклассников и учебника.

 Задание 1

1. Выберите из предложенного списка науки, относящиеся к общественным наукам:

а) биология;
б) химия;
в) история;
г) политология.

2. Выберите из предложенного списка науки, относящиеся к естественным наукам:

а) биология;
б) химия;
в) история;
г) политология.

3. Напишите, что может быть положено в основу классификации социально-гуманитарных наук:

а) _________;
б) _________.

4. Философская область знания, рассматривающая вопросы бытия:

а) этика;
б) гносеология;
в) онтология;
г) эстетика.

5. Философская область знания, рассматривающая вопросы морали:

а) этика;
б) гносеология;
в) онтология;
г) эстетика.

VI. Рефлексия

Попробуйте оценить свою работу по 10-балльной шкале.

– Как я усвоил материал?
– Как работал?
– Как  работала учебная пара?
– Удовлетворён ли своей работой?