«Все люди от природы стремятся к знанию».
Аристотель
Учебные элементы:
- Мотивационная беседа. Формулировка цели урока.
- Входной контроль.
- Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
- Общественные науки.
- Завершающий контроль.
- Рефлексия.
Тип: урок изучения нового материала.
Вид урока: модульный урок.
Оборудование урока: тестовый материал, текст с источниками, учебник: «Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007»; «Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень/(Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008» .
ХОД УРОКА
I. Мотивационная беседа. Формулировка цели
В процессе работы над учебными элементами Вам предстоит узнать:
- об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук;
- о системе классификации социально-гуманитарных наук;
- о предмете изучения;
- об особенностях философского уровня познания действительности.
Вам предстоит развить уже имеющиеся навыки и умения:
- сотрудничество в группе
- умение отстаивать свою позицию
- умение извлекать социальную информацию;
- формировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Выполнить поставленные задачи Вам поможет следующая литература:
- Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов/ И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. - М.: Эксмо, 2007.
- Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие. / В.В. Касьянов.- Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
- Словарь терминов и понятий по обществознанию/автор составитель А.М. Лопухов; вступит слово А.С. Стрельцов. – М.: Айрис-пресс, 2007.
II. Входной контроль
Цель: Привлекая ранее изученный материал вспомнить о задачах обществознания и доказать, что предметом изучения обществознания является общество и человек.
Задание № 1
1. Верны ли следующие суждения об обществознании?
А) Обществознание – это наука, изучающая
общество в самых разнообразных аспектах его
существования.
Б) Обществознание представляет собой сложное
образование, включающее целый ряд частных
дисциплин (общественные науки).
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
2. Какие сферы жизни общества Вы знаете?
А) Политическая;
Б) правовая;
В) духовная;
Г) экономическая;
Д) социальная;
Е) морально-нравственная.
3. К какой сфере жизни общества относятся вопросы права?
А) Политическая;
Б) правовая;
В) духовная;
Г) экономическая;
Д) социальная;
Е) морально-нравственная.
4. Общим объектом изучения в истории, экономике, социологии является:
А) природа;
Б) общество;
В) человек.
5. Наука, изучающая проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества – это ...
А) обществознание;
Б) экономика;
В) социология;
Г) политология.
Задание выполняется письменно, лист сдается на проверку учителю. Максимальная отметка – 3 балла.
Задание № 2
1. Наука, изучающая развитие человечества, общества и его закономерности, большое значение уделяющая причинно-следственным связям, называется:
А) обществознанием;
Б) философией;
В) политологией;
Г) историей.
2. Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как природа и общество, так и мышление человека, процесс познания:
Аистория;
Б) социология;
В) философия;
Г) этика.
3. Наука, исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости, называется:
А) социологией;
Б) этикой;
В) эстетикой;
Г) педагогикой.
4. Основоположник социологии:
А) О. Конт;
Б) К. Маркс;
В) Платон;
Г) М. Вебер.
5. Согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого, данная наука переводится, как «любовь к мудрости».
А) История;
Б) социология;
В) философия;
Задание выполняется письменно, лист сдается учителю. Максимальная отметка 5 баллов.
III. Естественно-научные знания
Цель: На данном этапе работы Вы познакомитесь с науками относящиеся к естественно-научным и социально-гуманитарным знаниям, особенностями предмета изучения данных наук.
Источники:
1. Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10
кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю.
Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н.
Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
2. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл.
общеобразоват. учреждений: профил. уровень/(Л.Н.
Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.); под
ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
Задание
На основе материала текста (стр. 7-9) учебника заполните таблицу в тетради:
Науки | Объект изучения. | Основные вопросы рассматриваемые науками. |
Естественные | ||
Общественные |
Обсудить варианты ответов в паре.
Выскажите Ваше мнение и выслушайте мнение
товарища, оцените уровень аргументированности и
обоснованности выводов (от 3-5 баллов). Результаты
вносятся в оценочный лист.
Контрольное задание
1. Перечислите науки, которые занимают
промежуточное положение между естественными
науками и социально-гуманитарными.
2. Перечислите филологические науки,
входящие в разряд гуманитарного знания.
3. Перечислите группы социальных наук, которые вы
запомнили.
Контрольное задание выполняется на отдельном
листе и сдается на проверку учителю или
помощникам учителя, как правило, заранее
подготовленным ребятам - экспертам).
Результаты вносятся в оценочный лист (от 3-5
баллов).
IV. Общественные науки
Цель: Познакомить обучающихся с основными общественными науками, которые будут изучаться в рамках программы по обществознанию в 10-11 классе.
Задание
На основе материала текста (стр. 9-14) учебника заполните таблицу:
Наука | Предмет изучения науки | Основные задачи. |
социология | ||
политология | ||
социальная психология | ||
философия |
Обсудить варианты ответов в паре.
Выскажите Ваше мнение и выслушайте мнение
товарища, оцените уровень аргументированности и
обоснованности выводов (от 3-5 баллов). Результаты
вносятся в оценочный лист.
Контрольное задание
1. Перечислите три уровня социологического
знания.
2. Что изучает политология?
3. Назовите основной предмет социологии?
4. Что сближает философию и науку?
Контрольное задание выполняется на отдельном
листе и сдается на проверку учителю или
помощникам учителя, как правило, заранее
подготовленным ребятам - экспертам).
Результаты вносятся в оценочный лист (от 3-5
баллов).
V. Завершающий контроль
Цель: Проверить уровень усвоения материала обучающимися, выяснить удалось ли достичь поставленной цели в начале урока.
Данное задание выполняется обучающимися самостоятельно без помощи одноклассников и учебника.
Задание 1
1. Выберите из предложенного списка науки, относящиеся к общественным наукам:
а) биология;
б) химия;
в) история;
г) политология.
2. Выберите из предложенного списка науки, относящиеся к естественным наукам:
а) биология;
б) химия;
в) история;
г) политология.
3. Напишите, что может быть положено в основу классификации социально-гуманитарных наук:
а) _________;
б) _________.
4. Философская область знания, рассматривающая вопросы бытия:
а) этика;
б) гносеология;
в) онтология;
г) эстетика.
5. Философская область знания, рассматривающая вопросы морали:
а) этика;
б) гносеология;
в) онтология;
г) эстетика.
VI. Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу по 10-балльной шкале.
– Как я усвоил материал?
– Как работал?
– Как работала учебная пара?
– Удовлетворён ли своей работой?