Тема урока: «Политическая система и её роль в жизни современного общества ».
Цель урока: систематизировать,
обобщить и закрепить знания учащихся по теме
«Политическая
система и ее роль в жизни современного общества».
Задачи урока:
- Образовательная – повторить, обобщить и закрепить материал по теме: «Политическая система и ее роль в жизни современного общества».
- Развивающая – развивать у учащихся умение работы в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию; развивать навыки решения практических задач.
- Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам, уважение к закону.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: групповая работа
Оборудование: Плакаты: «Политическая система современного общества», тексты Конституция Российской Федерации и « Всеобщей декларации прав человека», тесты, бланки заданий.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
Человек, живущий в государстве, как в древнем,
так и современном, неизбежно включается в
политическую жизнь страны. В ней можно
участвовать активно (сознательно и
целенаправленно добиваться влияния на власть)
или пассивно (целенаправленно или неосознанно
игнорировать власть). Совсем скоро вы сами
сможете оказывать влияние на политическую жизнь
в городе, стране через выборы, опросы населения,
участие в политических партиях. А для того, чтобы
влиять на политику сознательно, человек должен
ориентироваться в политической жизни
государства.
Дорогие ребята! Последние наши уроки
обществознания были посвящены изучению темы
«Политическая система и её роль в жизни
современного общества ». Целью урока сегодня
является систематизация и закрепление в игровой
форме полученных знаний по данной теме. Для этого
мы разделились на три команды. (Представление
команд.)
II. Проверка знаний учащихся
Дорогие ребята! В данных папках находятся ваши задания и необходимые для работы документы. Желаю всем показать глубокие прочные знания и получить в конце урока только положительные оценки! Итак, мы начинаем!
1. А что же такое политическая система общества?
(– Это механизм формирования и реализации
политической власти, признанного обеспечить
интеграцию различных слоев населения,
стабильность, целостность и развитие общества.
– Это совокупность государственных, партийных
и общественных органов и организаций,
участвующих в политической жизни страны.)
2. Вспомните, какие ключевые понятия мы изучали с вами по данной теме? (Государство, демократия, правовое государство, монархия, республика, право, выборы, конституция, референдум и т.д.)
Задание №1: «Блиц-опрос». Дайте определения важнейших понятий, связанных с политической жизнью общества». (Приложение 1)
3. Какой институт политической системы является, в вашей точки зрения, главным? Почему? (Государство имеет право на официальное представительство в нутрии страны и международной арене, на создание обязательных к исполнению всеми гражданами законов и других нормативных актов, на осуществление правосудия, а значит верховенство и независимость государственной власти.)
4. Ребята, а все ли государства на нашей планете одинаковы? Чем они могут отличаться друг от друга? (Размерами, количеством населения, формами правления, политическими режимами и т.д.)
С древнейших времен до сегодняшних дней ученые не имеют однозначного ответа на вопрос: «Почему возник этот общественный институт – государство?». Впрочем для обществознания подобная ситуация скорее характерна, чем исключительна. Так появились теории происхождения государства. С некоторыми теориями происхождения государства мы с вами знакомы.
Задание №2: «Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже!». (Приложение 2)
В своих сравнениях государств, вы отметили, что они могут быть различными по форме правления.
Задание №3: «Заполните схему и дайте объяснение». (Приложение 3)
4. В своих ответах о различии государств, вы
упомянули понятие «политические режимы».
При каких социально-политических условиях
личность приобретает возможность оказывать
действенное влияние на политическую власть, а
при каких будут слепо подчиняться властвующим
структурам? Итак, вы упомянули: демократический
режим, авторитарный режим, тоталитарный режим.
Задание №4: «Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой». (Приложение 4)
5. Ребята? А каким государством согласно нашей Конституции является наша страна?
Задание №5: «Опираясь на 1 Главу Конституции РФ, дайте характеристику нашему государству ». Вам предлагается ответить на 10 вопросов теста. (Приложение 5)
6. Следующий вопрос: Кто является главой нашего государства? А любой ли гражданин может быть главой нашей страны? А знакомы ли вам полномочия Президента РФ? А вот это мы сейчас проверим!
Задание №6: «Укажите на ошибки в тексте « Рабочий день Президента РФ». (Приложение 6)
7. На предыдущих уроках мы обсуждали с вами вопрос о законодательном процессе и о том, кому в нашей стране принадлежит законодательная инициатива.
Задание №7: «А сейчас мне предстоит проверить, хорошо ли вы запомнили данный механизм. (Приложение 7)
8. Подскажите мне, какой документ признается в
современном мире «Международным эталоном прав и
свобод человека »? («Всеобщая декларация прав
человека»)
А знаете ли вы когда отмечается День прав
человека? (10 декабря)
Задание №8: «Определите, какое право сказочного героя нарушено и закончите фразу. Информация к размышлению: «Всеобщая декларация прав человека». (Приложение 8)
III. Заключительное слово. Подведение итогов