Авторская программа подготовки юных корреспондентов

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Основой при составлении программы послужили работы В.В.Дейниченко. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного и телевизионного ремесел на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на учащихся 5 – 11 классов и рассчитана на 3 года. Целью становится формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры, подготовки к самостоятельной работе над словом. Задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:

  • Формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека;
  • Осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства;
  • Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства (живописи, театра, кино, музыки, литературы);
  • Формирование эмоциональной культуры личности в отношении к миру и искусству;
  • Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету и на ТВ в определенном жанре);
  • Формирование основных этических понятий как условия восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных произведений;
  • Пропаганда здорового образа жизни.

Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводиться теории журналистики.

Программа 1 – го года обучения включает в себя изучение информационных жанров.

Программа 2 – го года обучения расширяет познания юнкоров в этой области.

В программе 3 – го года обучения большое место отведено изучению аналитических и художественных жанров.

Цели и задачи подготовки юнкоров, структурные принципы и возрастные интересы составляют содержание программы. Широко представлены газетные и телевизионные жанры, их специфика, происхождение, структура. Значительное место в программе занимают разделы “ Этика”, “Эстетика”, “Экология”, без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.

Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми). Допрофессиональное образование предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:

  • Владение теорией газетных и телевизионных жанров;
  • Умение грамотно изложить информацию;
  • Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
  • Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;
  • Умение вести беседу;
  • Умение определять жанровую природу газетного и телевизионного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;
  • Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.

На изучение всей программы отводится 612 часов. Занятия по данному курсу ведутся по 6 часов в неделю. 1–й год обучения 204 часа в год. 2-й год обучения 204 часа в год. 3-й год обучения (углубленное) 204 часа в год. Теория за три года 300 часов. Практика 312 часов.

Сущность предлагаемой программы заключается в комплексном изучении основ журналистики, этики и эстетики. Дети постигают культуру человеческих отношений, быт, традиции, учатся оценивать характер и поступки интервьюируемых людей. На занятиях юнкоры расширяют свои познания о кино, театре, музыке, живописи, литературе. В отличие от предметных дисциплин программа не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле- , видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету, подготовка очерка, репортажа, зарисовки на ТВ. Отличительной особенностью содержания программы является то, что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности, самореализация). Учащиеся, рассказывая в газете и на ТВ об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом. Программа не предполагает каких-либо зачетных или экзаменационных часов, но работают творческие лаборатории, по итогам которых работы юнкоров рекомендуются в газету и на ТВ. Организатором всей деятельности учащихся является педагог. Он следит за четким выполнением учениками самостоятельных заданий, организует необходимые консультации, оказывает помощь в разработке выбранных тем, написании заметок, интервью.

Результативность программы

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: специфику и структуру информационных жанров, различать информацию, заметку, корреспонденцию, интервью, фотожанры, обзорно-аналитические и художественные жанры, основные сведения по этике, нормы поведения и культуры общения, правила личной гигиены, основные сведения по эстетике, категории, условность, художественный образ, специфику кино и театра, их сходство и различие. К концу первого года обучения учащиеся должны уметь: грамотно изложить информацию в жанре заметки, корреспонденции, блиц-интервью, вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами, историческими данными, оценивать поступки героев своих публикаций и героев художественных произведений по категориям этики и эстетики, написать мини-рецензию на фильм или спектакль. Результат - публикация в газете, выпуск телерепортажей.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: структуру газетных и телевизионных жанров разного плана, правила и нормы газетного языка, категории и понятия этики и эстетики в сфере кино, театра, музыки, живописи. К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь: развивать тему в жанрах информационного плана, написать зарисовку о человеке с этической оценкой его поступков, рецензировать устно и письменно фильмы, спектакли, стихи, художественные выставки. Результат: публикация в газете, выпуск телерепортажей.

К концу 3 года обучения юнкоры должны знать: специфику и структуру очерка, различать художественный очерк от документального (Анатолий Аграновский, Владимир Гиляровский), историю рождения кино, отличать виды кино и жанры, имидж и амплуа актеров мирового кино, основные сведения о творчестве великих режиссеров и актеров (оценивать их судьбы и роли по категориям этики и эстетики), основные направления в театре и отличия режиссуры Станиславского, Таирова и Мейерхольда. К концу 3 года обучения юнкоры должны уметь: подготовить к публикации зарисовки с элементами очерка об актере, режиссере, поэте, художнике, певце, анализировать чувства, эмоции и переживания в заметке и рецензии на стихи, фильм и спектакль, самостоятельно работать над жанрами, освещать в газете культурные мероприятия районного и городского масштаба, писать путевые заметки, писать рассказы о животных, этюды о природе.

Содержание программы (приложение 1)

Учебно-тематический план (приложение 2)

Тематическое планирование (1 год) (приложение 3)

Тематическое планирование (1 год) (приложение 4)

Тематическое планирование (1 год) (приложение 5)