Цели урока:
- обобщение знаний об обыкновенных дробях и действиях над ними;
- закрепление умений сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
- Развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний умений и навыков.
Оборудование:
- магнитная доска;
- набор «Доли»;
- карточки;
- компьютер.
ХОД УРОКА
В некотором царстве (МОУ СОШ с.Томское), в
некотором государстве (кабинет №13) жил – был
царь и было у него много сыновей (учащиеся 5
класса). Позвал он их однажды и говорит
– Сыновья мои милые, теперь Вы много знаете о
дробях, пришла пора проверить и применить свои
знания и умения.
– Как же нам это сделать, батюшка-царь?
– Отправляйтесь в страну «Обыкновенные дроби»
за волшебным сундуком, но сначала покажите,
какими Вы стали.
Конкурс №1 «Устный счёт»
1. Найдите закономерность и назовите следующие
две дроби:
а)
б
2. Упражнение на внимание.
На 30 секунд показывается карточка:
Затем карточка закрывается и предлагается
ответить на следующие вопросы:
– Назовите все дроби.
– Назовите числители этих дробей.
– Назовите знаменатели этих дробей.
– Какая из этих дробей «лишняя»? (, так как все дроби
правильные, а эта неправильная дробь).
– Какие дроби называются правильными?
– Какие дроби называются неправильными?
3. Объясните равенства:
а) 10 = ; б) 14 = ; в) 13 : 10 = .
Царь: Ну, сыновья мои дорогие. Вы красивы, стройны, умны. Хочется мне узнать, готовы ли Вы к путешествию? Вот Вам моё испытание.
Конкурс №2 «Правильно – неправильно»
У каждого ученика комплект цифр (1, 2, 3… 8, 9).
Задание: составьте дроби:
– Правильную дробь со знаменателем 5.
– Неправильную дробь с числителем 6.
– Правильную дробь со знаменателем 3.
– Неправильную дробь со знаменателем 2.
– Правильную дробь с числителем 7.
– Неправильную дробь со знаменателем 8.
– Неправильную дробь с числителем 1.
Теперь я за Вас спокоен. В добрый путь
(благословил своих сыновей царь).
Пошли сыновья по дороге к замку. Видят –
камень лежит, а на нём изображение сказочного
героя и его напутствие.
– Выполните задание и Вы узнаете это напутствие.
Конкурс №3 «Узнай меня!»
На классной доске висит карта с ответами. После выполнения заданий нужно перевернуть карту и прочитать напутствие «Ребята! Давайте дружить с математикой».
Задания:
1) № 485 «Учебник – собеседник», страница 172.
2) № 989, стр.179 учебника (решить самостоятельно).
Пока все работают самостоятельно, два человека
решают на доске по карточкам.
Карточка №1.
Записать неправильные дроби:
Расположить дроби в порядке возрастания:
Карточка №2.
Записать правильные дроби:
Расположить дроби в порядке убывания:
3) №996, стр.180 учебника.
4) Решить уравнение (3 человека на доске).
а) = 49; б) = 32; в) = 18.
Шли сыновья, шли и пришли в сказочный замок. У ворот их встречает хранитель волшебного сундука.
– Здравствуйте, добрые молодцы! Идите туда – не знаю куда, принесите то – не знаю что.
Конкурс №4«Возьми и принеси»
На магнитной доске два круга, разрезанные на 12 частей. Возьмите круга, от остатка круга. (Ответ: 8 частей)
Царь: Понравились Вы мне, добрые молодцы. Дарю Вам за труды сундук волшебный. Откройте его и узнаете, что в нём хранится. Ключ Вы узнаете, если решите тест.
Конкурс №5 «Ключ к сундуку»
Тест: (на индивидуальных карточках).
1) Корнем уравнения является число:
А) 2; П) 32; К) 24.
2) Корнем уравнения является число:
Я) ; Б) ; В) 3.
3) Ученик готовил уроки 1 час 45 минут. Математикой он занимался 30 минут. Какую часть времени он выполнял задания по математике?
В) ; О) ; Т) .
4) Число 26 можно записать в виде дроби со знаменателем 8 следующим образом:
Д) ; Ё) ; Ж) .
5) Сравнить дроби: .
А) ; Л) ; Р) .
6) Сколько килограмм в центнера?
К) 75; М) 750; Н) 100.
7) Значение выражения равно
Д) ; А) ; С) .
Ответ: ПАТЁРКА
Конкурс №6 «Что внутри сундука?»
На рисунке изображён числовой луч с точками.
Выпишите точки, которые соответствуют дробям:
Выполнили сыновья это задание и вернулись домой. Царь обрадовался и спрашивает:
– Что узнали, чему научились?
Конкурс №8 «Домашнее задание»
«Сказка ложь, да в ней намёк, математикам даёт урок». Составить сказку языком математики по теме «Обыкновенные дроби». Тут и сказки конец. Кто всё понял, тот молодец!