Учебно-воспитательные задачи:
- Познакомить с технологией вышивки лентами по канве.
- Развивать практические умения и навыки декоративно-прикладного творчества учащихся.
- Воспитывать эстетический вкус и фантазию.
Оборудование урока: образцы вышивки, иллюстрации узоров вышивки, схемы швов.
Необходимые материалы и инструменты: канва, ленты, иглы, нитки мулине или ирис для ниточного каркаса, ножницы, напёрсток, декоративные элементы: бисер, бусины, стеклярус; пяльцы, цветовой круг.
Ход урока I. Организационный момент.А) Подготовка рабочего стола и необходимых материалов.
Б) Объявление целей и задач урока.
II. Объяснение нового материала.Учитель: Вышивание лентами – вид творчества, ещё не получивший широкого применения, но он очень интересный и красивый.
По представленным образцам вышивки и фотографиям можно понять всю необычность и привлекательность такого вида работы.
Главным украшением узора являются ленты. Вспомните, где в быту вы встречали ленты?
Учащиеся:
В отделке детской одежды и джинсовой одежды.
В отделке народных костюмов.
Подарок перевязывается лентами.
Новогодние шары оформляются лентами.
Одеяльце новорождённого ребёнка перевязывается
розовой или голубой лентой.
В косички вплетаются.
Бусы нанизываются на тонкую ленту.
Переплетают свадебный букет и украшают машины.
Перевязывают салфетку на столе.
Из ленты можно сделать закладку для книги.
Делают вышивку на одежде.
Учитель: Верно. Лента давно используется в быту, и является элементом декорирования. Она имеет гладкую фактуру, яркий цвет, блеск. Благодаря ленте можно создать образцы декоративно-прикладного творчества, развить свой вкус и фантазию.
Наша цель – создать вышивку для украшения интерьера.
Вышивка лентами близка по технологии выполнения вышивке нитками, однако выполняется быстрее. Она более объёмна и выразительна.
Начать первый этап работы необходимо с композиции – построить схему узоров или графический рисунок. Можно воспользоваться готовым рисунком (подготовка рисунка и его перевод на канву).
Рисунок № 1.
Графический рисунок вышивки картины “Анютины глазки”
Рисунок № 2.
Графический рисунок вышивки картины “Гиацинт”
Рисунок № 3.
Графический рисунок вышивки картины “Календула”
Рисунок № 4.
Графический рисунок вышивки картины “Ромашки, пижма и цикорий”
Учитель: Второй этап – выбор цвета.
В соответствии с цветовым кругом, подготовьте цветовой фон вышивки. Для этого разложите из вашей коллекции и разберите правильное цветовое сочетание лент, которое будет использоваться в работе (разбор цветового решения).
Рисунок № 5.
Цветовой круг
Учитель: Цвет – это основное выразительное средство вышивки. Он выполняет главную роль в создании любого декоративного изделия. Все подобранные цвета вместе образуют колорит и определяют художественное содержание вышивки.
Учитель: Третий этап – вспомнить и повторить виды ручных вышивальных швов и познакомиться со схемами приёмов и способов вышивки лентами, поупражняться в их выполнении <Приложение 1>.
Учитель: Четвёртый этап – ознакомление с памяткой.
Памятка с рекомендациями для вышивающих лентами
- Длина ленты не должна превышать 50 см, следует постоянно следить чтобы лента не закручивалась и располагалась на ткани только с лицевой (гладкой) стороны вверх.
- Пропускать иглу с лентой в канву необходимо в отверстие.
- При выполнении перекрученных стежков – жгутов, их надо закреплять на основной ткани ниточными потайными стежками в начале и конце стежка, иначе витки будут распускаться.
- Не рекомендуется проводить влажно-тепловую обработку вышивки с лицевой стороны, чтобы не нарушить выпуклость узора.
- Чтобы избежать окрашивания ткани при увлажнении и стирке вышивки, ленты заранее проверят на окраску.
- Иглы для вышивания должны быть разные, на случай, если остался короткий конец ленты и необходимость её закрепления, а также для разных узоров.
- Напёрсток предохранит пальцы и поможет справиться с толщиной перекрученной ленты.
- Проутюжьте ленты заранее, так как заломы отрицательно скажутся на фактуре узора.
Учитель: Пятый этап – выполнение узора.
Учитель: Шестой этап – отделка работы декоративными элементами.
Учитель: Седьмой этап – оформление работы в рамке.
Учитель: Восьмой этап – описание работы. Итоги. Оценка работы.
Рисунок № 6
Вышивка картины “Анютины глазки”
Рисунок № 7.
Вышивка картины “Гиацинт”
Рисунок № 8.
Вышивка картины “Календула”
Рисунок № 9.
Вышивка картины “Ромашки, пижма и цикорий”