Исследовательский метод обучения с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который ещё присутствует в отечественной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей (М.Н. Силаев, И.Т. Мышъякова).

Хорошо известно высказывание Л.С.Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте.

Какое же обучение способно заглянуть в будущее?

Противодействие традиционного обучения и исследовательского продолжается много лет. Известный отечественный педагог И.Ф. Свадковский ещё в начале XXв. утверждал, что лишь исследовательские методы обучения дают надежду на то, что эта вечная проблема все-таки будет разрешена.

В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество». Многим даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад.

Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения.

Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучена методика и пройдены курсы А.И. Савенкова по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольников согласно методике А.И. Савенкова даю детям задания, ориентированные на определенные задачи, которые группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цели:

  • Блок «Учимся видеть проблемы».
  • Блок «Учимся выдвигать гипотезы».
  • Блок «Учимся делать выводы и умозаключения».

Для того чтобы познакомить детей с методикой проведения учебных исследований я провела три тренировочных занятий с группой детей.

Прежде чем провести первое занятие, я приготовила карточки с символическим изображением «методов исследования» (Приложение 1). Подобрала картинки – «темы» будущих исследований: животные – домашние и дикие, растения, вода, магнит, песок, игрушки (Приложение 2).  Подобрала художественную литературу, энциклопедии.
В беседе с детьми подвела их к тому, что мы будем учеными: будем учиться проводить самостоятельные исследования, как взрослые люди.
Выбираем тему своего исследования с помощью считалки (темы – картинки лежат на столе). Это тема «Кошка». Карточку с изображением темы, кладу на середину образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки с «темами исследования» убрала, чтобы не отвлекать детей.
Объясняю детям, что их задача – подготовить сообщение, доклад, который читают ученые. Но для этого надо собрать всю доступную информацию о кошке и обработать ее. Как это можно сделать? Как вы думаете, с чего начинает свое исследование каждый ученый? Приходим с детьми к выводу, что сначала надо подумать. Следующий вопрос – «Где еще мы можем узнать что-то новое о кошке?» И т.д. Отвечая на этот вопрос, мы вместе с детьми выстраиваем линию из карточек: 1) «подумать», 2) «спросить у другого человека», 3) «понаблюдать», 4) «провести эксперимент», 5) «посмотреть в книгах», 6) «посмотреть в компьютере», 7) «обратиться к специалисту» (Приложение 1).

Сбор материала. Теперь, когда «исследователи» определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на ковре карточки – это и есть план исследования (Приложение 3).

«Подумать». Подумав, приходим к выводу, что кошка – домашнее животное. Для того чтобы это зафиксировать, ребенок, (выбрали заранее), Кирилл рисует на листе домик.
Следующая идея, например: «Кошка бывает большой и маленькой». Рисуем на листе. Большую кошку изображаем большим овалом, с пририсованными к нему ушками, маленький овал – маленький котенок.
Затем, подумав дети отмечают, что кошка имеет разный окрас шерсти (желтого, черного, коричневого, белого).

«Спросить у другого человека». Мы педагоги знаем, что детям трудно спрашивать, задавать вопросы присутствующим и взрослым. В нашем случае дети без затруднения могут спросить у младшего воспитателя, у вошедшего взрослого человека, сходить в другой кабинет, задать вопрос и получить нужный ответ. Дети, задав вопрос другому человеку, узнали, что кошка бывает и дикой. Для закрепления идеи Кирилл рисует схематическое изображение нескольких деревьев (они будут напоминать нам о дикой природе).

«Узнать из книг».  У детей старшей группы возникают трудности. Например, дети обращаются к книгам, но как не умеющему читать узнать из нее что-то новое? Дети листают книги, смотрят иллюстрации. Конечно, на этом этапе кроме воспитателя ребенку никто не поможет. Я вместе с детьми рассматриваю энциклопедии, справочники, иллюстрации. Читаю нужный текст вслух исследователям. И Кирилл фиксирует новую идею.

«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Возможность их исследования может дать и рассматриваемая нами тема. Кошки не редкость дома, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения животного. Можно провести даже эксперименты. Например, как развит нюх, слух. Чем она питается и что особенно любит. Ест ли она что-то необычное.

«Обобщение материалов». Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на мольберте все листочки с собранной информацией. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумываем, что можем рассказать по результатам проведенного исследования. Дети легко справляются с этими сложными задачами.

«Сообщение». Как только информация обобщена, надеваю на исследователей академические головные уборы и мантии. Это дает детям значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Я говорю, что наши исследователи делают сообщение – «Доклад о кошке». (Желающие дети – ученые по очереди выходят к трибуне и «читают» свой доклад)

После выступления исследователей устроили обсуждение их доклада, даю слушателям возможность задать вопросы.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Я познакомила детей с общей схемой деятельности. Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования.

Уже после второго занятия тренировочного плана доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

Третье занятие: самостоятельное учебное исследование старших дошкольников.

Занятие «Мы – исследователи»

Программное содержание. Учить детей проводить самостоятельные исследования (подготовка сообщения, доклада).
Закрепить умения детей собирать доступную информацию на данную тему, обрабатывать ее, закрепить методы исследования, умение фиксировать информацию знаками и символами. Расширять кругозор детей.
Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышления, речь детей.
Воспитывать умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.

Материал: загадки о животных (медведе, собаке), картинки животных (на выбор воспитателя – лиса, заяц, корова, медведь, собака и т.д.), компьютер, картинки с информацией о животном (собака, медведь, заяц, волк и т.д.), детская литература о животных (заяц, волк, лиса, лошадь, собака, медведь и т.д.), условные обозначения или альбомный лист на каждую команду, карандаши, академические головные уборы и мантии, трибуна, дипломы для каждого ребенка.

План

  1. Вступительная беседа (сообщение цели, распределение команд).
  2. Загадки (темы исследований).
  3. Способы исследований.
  4. Работа детей (сбор информации).
  5. Физ. минутка.
  6. Сообщение детей.
  7. Итог.

ХОД ЗАНЯТИЯ (эксперимента)

1. Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами отправимся в научный центр, где работают ученые. Давайте войдем в научный центр и посмотрим, сколько гостей, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.
А теперь послушайте меня. Мы сегодня будем с вами учеными, которые занимаются исследовательской работой. А что значит – заниматься исследовательской работой?

Дети: Исследовательская работа – это когда люди – ученые ищут что-то новое.

Воспитатель: Правильно. Теперь нам надо разделиться на две группы. (Дети надевают значки). 1 лаборатория – «Солнышко», 2 лаборатория – «Звездочка».

2. Воспитатель: Я загадаю загадки, а вы должны их отгадать, отгадки будут вашей темой работы.

Загадки.

Команда «Солнышко»:

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.     (Медведь)

Команда «Звездочка»:

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи.          (Собака)

3. Воспитатель: Дети, а чтобы нам, ученым, было легче собирать информацию, что нам нужно сделать в первую очередь? (Надо подумать, что мы уже знаем).
– Как можно еще добыть информацию? (Показ значков: посмотреть в книгах, в компьютере, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент, обратиться к воспитателю).
– Вот сколько есть способов, чтобы добыть новую информацию.
– Пока мы с вами не умеем писать, а нам надо сделать сообщение, правильно прочитать доклад, нам помогут карточки – схемы. Они и будут нашим планом. Давайте их вспомним, что они обозначают.
– Теперь, дорогие ученые, займите свои места в лабораториях и начинайте свою работу.

4. Работа детей (сбор информации данного животного). Звучит тихая музыка.
Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. В лаборатории дети сами распределяют свои обязанности: один идет смотреть в книгах, энциклопедиях; другой – смотреть в компьютере, третий – идет спрашивать у другого человека, четвертый – оформляет сбор информации, пятый – будет докладчиком.
Задача педагога – выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

5. Физминутка

А сейчас мы постоим
Друг на друга поглядим
(смотрят друг на друга)
Нужно всем закрыть глаза
И представить чудеса.
(закрыть глаза)
Раз, два, три глаза открыли:
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили
(повороты головы вправо – влево)
Вот так, вот так
Головой они крутили.
А собачки так плясали:
Дружно лапы поднимали
(поднимать согнутые в коленях ноги)
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали.
Только к ночи умолкали
(садятся на корточки)
И все вместе засыпали
(руки под щеку «засыпают»).

 6. Воспитатель: Исследовательская работа завершена. Теперь мы послушаем доклады наших ученых.
(Докладчики надевают академические головные уборы и мантии, выделяют главное, дают определение основным понятиям, обучают этим сведениям других. Другие дети включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Cм. Приложение 4).
У ребят – ученых получились вот такие доклады – сообщения:
Выступает докладчик лаборатории «Солнышко», тема доклада «Медведь». (Доклад).

«Медведь – дикое животное, живет в лесу. Медведи бывают большие и маленькие. Большие – медведица и медведь, а маленькие – медвежата.
Шуба у них теплая, пушистая.
Шерсть у них бывает черная, бурая и белая (это белый медведь, он живет на Севере). На Севере медведь питается тюленями, рыбой. Бурый медведь питается ягодами, грибами, рыбой, насекомыми, ест мелких крыс, сусликов.
У медведя хорошо развит слух и нюх, но они плохо видят.
Зимой медведь спит в берлоге, у медведицы появляются маленькие. Голые, слепые не больше кролика медвежата. Они вылезают из берлоги, когда обрастут мехом и начнут ходить.
Встреча медведя с человеком в лесу очень опасна. Медведи выступают в цирке, веселят людей».

– Ученые, у вас будут дополнения к докладу?
– Слушатели, у вас есть вопросы к докладчику? Спасибо.
– Выступает докладчик лаборатории «Звездочка», тема сообщения «Собаки».

«Собака – домашнее животное. Они бывают большие и маленькие. Шуба у них теплая, пушистая.
Шерсть бывает разного цвета. Питается собака мясом, супами, кашами, любит грызть кости.
У собак очень хорошо развит слух и нюх.
Собаки большую пользу приносят людям. На Севере, где много снега, тяжело проехать на машине, поэтому запрягают собак в собачьи упряжки – это лайки. Есть собаки – поводыри. Они помогают слепым людям. Собаки – пограничники, спасатели, охотничьи. Собаки сторожат жилище человека. Они хорошо поддаются дрессировке, могут выступать в цирке».

– У вас будут дополнения к сообщению? А у вас, слушатели, имеются вопросы к докладчику? Спасибо.

7. Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учеными? Работать в своих лабораториях? О каких животных вы собирали информацию? Молодцы! Я – руководитель научного центра хочу наградить вас за хорошую работу дипломами «За исследовательскую работу в области животных» (Вручаются дипломы).
По итогам защиты своих докладов педагог поощряет не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал «умные», интересные  вопросы.

Это  занятие учит детей проводить самостоятельные исследования, закрепляет умение детей собирать доступную информацию на заданную тему, обрабатывает информацию, закрепляет методы исследования, учит фиксировать информацию знаками и символами, расширяет кругозор детей. Развивает творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивает мышление, речь детей.

Такие занятия воспитывают умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.

Конечно, проводя такие занятия, сталкиваешься с трудностями:

  1. Много времени тратится на зарисовки исследования, поэтому составили с детьми карточки – схемы.
  2. Сложно детям самим искать материал в художественных книгах, энциклопедиях, справочниках, так как не все дети умеют читать, не всегда есть иллюстрации о предмете исследования.
  3. Потребность «письменно» фиксировать информацию у детей пока отсутствует. Но по мере участия в занятиях потребность в этом у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей.

Подчеркну, что эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики. На таких занятиях работать дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоем, втроем, малыми группами. Конечно, в этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.