Открытый урок "Движение"по курсу "Геометрия". 9-й класс

Разделы: Математика, География, Иностранные языки

Класс: 9


Движение фигур в геометрии ассоциируется с движением в пространстве на житейских примерах: перемещение из одной страны Мира в другую, перемещение во времени на примере истории часовой башни Англии «Биг Бен». Урок сопровождается показом презентации, что дает наглядное представление о применении симметрии в природе и технике, архитектуре.
Благодаря привлечению к уроку учителя иностранного языка, урок проходит как урок-экскурсия по Англии. Учащиеся узнают, как звучат названия видов симметрии на другом языке, зрительно сравнивают архитектурные сооружения Москвы и Лондона. Предмет «География» отражается на уроке в виде географических карт, координат местности и краткими справочными данными о стране.

Используемая литература:

  • Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов Геометрия 7-9 изд. Просвещение
  • И.М. Смирнова и др. Геометрия 7-9 изд. Мнемозина
  • Интернет-страницы:
    • Живая математика
    • Фестиваль газеты «Первое сентября» – Открытый урок
    • Фотоальбомы по городам мира
    • Энциклопедия и др.

Цель урока: актуализация понятия движения, обобщение видов движения: центральная и осевая симметрия, поворот и параллельный перенос.

ХОД УРОКА

I. Повторение

  • Почему симметрия является движением?
  • Какие виды симметрии вы знаете?
  • Приведите примеры симметрии в окружающей нас живой и неживой природе.

II. Объяснение видов движения: параллельного переноса и поворота

III. Решение задачи на нахождение длины дуги

  • Перенос во времени и в пространстве: учитель английского языка проводит опрос учащихся по теме «Краткие сведения об Англии».
  • Практическая работа «Параллельный перенос и поворот».

IV. Итог урока

  • Наглядное пособие по всем видам движения.
  • Тестирование.
  • Названия видов движения на английском языке.
  • Выставление отметок по тестированию.
  • Домашнее задание: нарисовать зонтик – построить его прообразы в осевой и центральной симметрии, осуществить его поворот на 45 градусов против часовой стрелки и параллельный перенос на вектор длиной в 5 см и под углом 60 градусов относительно горизонтали.

ТСО: Презентация «Движение»; мультимедиапроектор; компьютер; раздаточный материал – тест.

– Мы начинаем свой урок у стен Кремля.
– Как называется эта башня?
– Движение минутной стрелки часов – пример поворота.
– А сейчас мы с вами совершим мысленный перенос в другую страну. Найдя длину дуги, узнаем: на какое расстояние мы переместимся вдоль 54- параллели по часовой стрелке.(см. Приложение 1)

Вопросы задает учитель английского языка

– Вспомните, как называется нулевой меридиан?
Работа по глобусу.
– Какое расстояние от Москвы до Лондона (примерно 2500 км)
– Найдите элементы поворота (Приложение 1)
Слайд с изображением часов «Биг Бен»
Вопросы о часах задает учитель английского языка с указанием элементов симметрии. Краткая история часов подготовлена одним из учеников.
Учитель английского языка зачитывает текст, в котором звучат названия видов симметрии, параллельно указывает на изображение этих видов на слайдах.

Учитель математики:

– О каких видах движения шла речь?
– Назовите каким маркам автомобилей соответствуют эмблемы. Укажите виды движения, использующиеся в их изображении

Устный опрос учащихся:

  • Какой вид преобразования плоскости называется движением?
  • Является ли наложение движением плоскости?
  • Что такое наложение?
  • Верно ли утверждение, что при движении любая фигура отображается на равную ей фигуру?

Объяснение темы «Поворот и параллельный перенос» (используются слайды презентации)

Задача. Доказать, что параллельный перенос есть движение плоскости.

Практическая работа «Поворот и параллельный перенос» (см. Приложение 1)

Обобщение темы «Движение»

Самостоятельная работа (в паре)

Домашнее задание: параграфы учебника, печатная рабочая тетрадь

Построить на альбомном листе поворот и параллельный перенос «зонтика».