Движение фигур в геометрии ассоциируется с
движением в пространстве на житейских примерах:
перемещение из одной страны Мира в другую,
перемещение во времени на примере истории
часовой башни Англии «Биг Бен». Урок
сопровождается показом презентации, что дает
наглядное представление о применении симметрии
в природе и технике, архитектуре.
Благодаря привлечению к уроку учителя
иностранного языка, урок проходит как
урок-экскурсия по Англии. Учащиеся узнают, как
звучат названия видов симметрии на другом языке,
зрительно сравнивают архитектурные сооружения
Москвы и Лондона. Предмет «География» отражается
на уроке в виде географических карт, координат
местности и краткими справочными данными о
стране.
Используемая литература:
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов Геометрия 7-9 изд. Просвещение
- И.М. Смирнова и др. Геометрия 7-9 изд. Мнемозина
- Интернет-страницы:
- Живая математика
- Фестиваль газеты «Первое сентября» – Открытый урок
- Фотоальбомы по городам мира
- Энциклопедия и др.
Цель урока: актуализация понятия движения, обобщение видов движения: центральная и осевая симметрия, поворот и параллельный перенос.
ХОД УРОКА
I. Повторение
- Почему симметрия является движением?
- Какие виды симметрии вы знаете?
- Приведите примеры симметрии в окружающей нас живой и неживой природе.
II. Объяснение видов движения: параллельного переноса и поворота
III. Решение задачи на нахождение длины дуги
- Перенос во времени и в пространстве: учитель английского языка проводит опрос учащихся по теме «Краткие сведения об Англии».
- Практическая работа «Параллельный перенос и поворот».
IV. Итог урока
- Наглядное пособие по всем видам движения.
- Тестирование.
- Названия видов движения на английском языке.
- Выставление отметок по тестированию.
- Домашнее задание: нарисовать зонтик – построить его прообразы в осевой и центральной симметрии, осуществить его поворот на 45 градусов против часовой стрелки и параллельный перенос на вектор длиной в 5 см и под углом 60 градусов относительно горизонтали.
ТСО: Презентация «Движение»; мультимедиапроектор; компьютер; раздаточный материал – тест.
– Мы начинаем свой урок у стен Кремля.
– Как называется эта башня?
– Движение минутной стрелки часов – пример
поворота.
– А сейчас мы с вами совершим мысленный перенос в
другую страну. Найдя длину дуги, узнаем: на какое
расстояние мы переместимся вдоль 54- параллели по
часовой стрелке.(см. Приложение
1)
Вопросы задает учитель английского языка
– Вспомните, как называется нулевой меридиан?
Работа по глобусу.
– Какое расстояние от Москвы до Лондона
(примерно 2500 км)
– Найдите элементы поворота (Приложение
1)
Слайд с изображением часов «Биг Бен»
Вопросы о часах задает учитель английского языка
с указанием элементов симметрии. Краткая история
часов подготовлена одним из учеников.
Учитель английского языка зачитывает текст, в
котором звучат названия видов симметрии,
параллельно указывает на изображение этих видов
на слайдах.
Учитель математики:
– О каких видах движения шла речь?
– Назовите каким маркам автомобилей
соответствуют эмблемы. Укажите виды движения,
использующиеся в их изображении
Устный опрос учащихся:
- Какой вид преобразования плоскости называется движением?
- Является ли наложение движением плоскости?
- Что такое наложение?
- Верно ли утверждение, что при движении любая фигура отображается на равную ей фигуру?
Объяснение темы «Поворот и параллельный перенос» (используются слайды презентации)
Задача. Доказать, что параллельный перенос есть движение плоскости.
Практическая работа «Поворот и параллельный перенос» (см. Приложение 1)
Обобщение темы «Движение»
Самостоятельная работа (в паре)
Домашнее задание: параграфы учебника, печатная рабочая тетрадь
Построить на альбомном листе поворот и параллельный перенос «зонтика».