Задачи:
- воспитание у обучающихся ответственности за своё здоровье;
- формирование негативного отношения к курению;
- выявление информированности о проблеме табакокурения среди молодого поколения, взрослых людей;
- расширение знаний у ребят о вреде табачного дыма на организм и быстром развитии никотиновой зависимости у людей, вследствие курения;
- пропаганда ЗОЖ;
- развитие умений анализировать и применять полученные знания в жизни;
- развитие смекалки, мышления, творческих способностей.
Оборудование: карточки с заданиями, тесты, схемы, рисунки учащихся, плакаты.
Подготовительная работа: придумать эмблему, название, девиз; нарисовать рисунки с антиникотиновым содержанием, плакаты, мини-сочинения о спорте, ЗОЖ.
На доске написаны высказывания:
«Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других» (Н.А. Семашко)
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Бальзак)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Приветствие
– Здравствуйте ребята и уважаемые гости.
Сегодня я вместе со своими помощниками
проведём КВН. Мы с вами будем вести речь о
табакокурении и обо всём, что связано с этой
вредной привычкой.Команды-участники готовы?
Молодцы!
А оценивать ваши знания, находчивость, смекалку
будет справедливое жюри (классный
руководитель, медработник). Начинаем КВН!
II. Ход игры
1 конкурс Приветствие команд
Ребята каждой команды называют название, девиз.
2 конкурс «Разминка»
Каждой команде задаётся по 2 вопроса:
– В ней содержится однолетнее растение
семейства паслёновых – табак. (Сигарета)
– Противный звук, мешающий говорить и слушать
именно тогда, когда это интереснее всего. (Кашель)
– Ненаказуемый способ убийства членов семьи? (Курение)
– Болезнь сердца у заядлого курильщика? (Инфаркт)
Вопросы ко всем участникам:
– Что вам известно о никотине? (Сильное,
ядовитое вещество, содержащееся в табаке,
которое является и возбуждающим средством)
– А что вы можете рассказать из истории
возникновения табакокурения? Давайте обратимся
к истории и послушаем ведущих (Приложение
1).
Вывод: так забава, шалость среди подростков и взрослых людей превращается во вредную привычку, которая мешает людям продвигаться в жизни вперёд, порой толкает их на исполнение неверных желаний, поступков, пагубно влияет на их здоровье.
По статистике данных разных стран:
Сегодня в мире насчитывается более 1,1 миллиарда курильщиков. Только в США ежегодно продаётся более 600 млрд. сигарет, 10 млрд. сигар, 40 млн. килограммов трубочного и нюхательного табака, во Франции – более 100 млрд. сигарет и сигар. Курят – 60% мужчин, 20% – женщин, т.е. 40% взрослого населения являются курильщиками; последние годы растёт число курящих подростков и среди них очень большое количество девушек.
– А что вам известно о вреде курения, табачного дыма на организм человека?
Слово жюри.
3 конкурс: «Органы мишени»
Отметьте на схеме (нарисован силуэт человека),
какие органы и системы поражаются при курении (Приложение 2).
Вопрос болельщикам: назовите причины курения,
почему подростки начинают курить?
Вывод: В организме человека нет такого органа или системы, которые бы не страдали от вредных веществ табака.
– По каким приметам можно определить курильщика? (Пахнет табаком, желтеет кожа на лице, руках, появляется сильный кашель, у девочек грубеет голос, головокружения, боли в животе, отдышка при беге и т.д.).
Обратимся к статистическим данным медиков в России:
– из каждых 100 человек, умерших от хронических
заболеваний – 75 курили;
– из каждых 100 человек, умерших от ишемической
болезни сердца – 25 курили;
– из каждых 100 человек, начавших курить,
заядлыми курильщиками становятся – 80;
– каждый 7 длительно курящий человек страдает
заболеваниями кровеносных сосудов;
– если человек начал курить в 15 лет, то
продолжительность его жизни уменьшается более
чем на 8 лет;
– выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит
воздухом, загрязнённость которого в 580-1100 раз
превышает санитарные нормы;
– пассивное курение ещё опаснее.
Информирование обучающихся о результатах анкетирования:
В школе с 15.10. – 20.10.08 года было проведено анкетирование среди обучающихся 5-11 классов «Так почему же мы курим?». Всего было опрошено – 117 человек. Результаты были получены следующие (Приложение 3)
4 конкурс: Продолжите предложения «Кто не курит и не пьёт..»
Болельщикам предлагается поделиться своими впечатлениями о состоянии при курении (можно зачитать отрывок из книги Марка Твена, когда мальчики пробовали курить, (Приложение 4).
Слово жюри.
5 конкурс: «Ролевая игра» (обыгрывание предложенных ситуаций и нахождение выхода).
Ситуация 1: Таня, Наташа, Елена после школы зашли в кафе. Сели за столик. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Таня курила раньше, но сейчас взяла предложенную сигарету.
Ситуация 2: В компании,
собирающейся у вашего подъезда, некоторые ребята
курят. Однажды вам парень из компании предлагает
покурить (он вам очень нравится).
Вопрос болельщикам: Почему многие люди, зная о
вреде курения, всё же не бросают курить?
Вывод: научиться курить можно за несколько дней, недель, а чтобы избавиться от этой привычки понадобятся годы, месяцы и многим это так и не удаётся, люди становятся рабами курения (у них появляется никотиновая зависимость).
6 конкурс: Тест «Антитабачная викторина»
Нужно выбрать правильный ответ из предложенных (Приложение 5).
Задание болельщикам: Какие бы советы вы дали курильщикам?
Слово жюри.
– Что поможет нам избавиться от вредной привычки? Чем мы должны заниматься, чтобы расти сильными и здоровыми? (Cпортом, он закаляет, развивает наши физические возможности; благодаря ему люди выглядят здоровыми, жизнерадостными, крепкими духом и телом).
Ведущий: (читает стихотворение, автор – Чарушников Костя, 5 класс)
«О, спорт!»
Не болейте, не смотрите хмуро,
Пусть весельем светятся глаза.
Пусть поможет в этом физкультура,
С ней и спортом вы навек друзья!
Не страшны вам трудности любые,
Вам по силам всякие дела,
Потому, что силы молодые
Укрепляйте спортом вы всегда!
7 конкурс: Составьте данные пословицы о ЗОЖ
Каждая пословица разбита на 2 части, которые перепутаны между собой.
- «Болен – лечись, а здоров – берегись».
- «Нездоровому всё немило; здоров будешь – всё добудешь».
- «Быстрого и ловкого болезнь не догонит; здоровье не купишь – его разум дарит».
- «Здоровье дороже богатства».
Болельщикам зачитываются отрывки из мини-сочинений обучающихся (Приложение 6). Ребята делятся своими впечатлениями об олимпиаде в Пекине 2008 г, наградах, полученных нашими спортсменами в нелёгкой борьбе.
8 конкурс:
Командам предлагаетсяпридумать по 2 антитабачных слогана.
9 конкурс: «Наши аргументы против курения»
Сформулируйте небольшой вывод о вреде курения:
– курение разрушает организм;
– приводит к неизлечимым заболеваниям;
– снижает физическую активность;
– портит цвет кожи;
– никотин забирает свободу, человек становится
его рабом.
Пока жюри подводит итоги, давайте с вами встанем в круг, возьмёмся за руки и создадим словесно портрет некурящего подростка, т.е. назовём те качества характера, которые будут помогать ему противостоять вредным привычкам (огромная сила воли, смелость, настойчивость, выносливость и др.).
Ведущий (читает стихотворение, автор – Заболоцкий Д, учащийся 5 класса)
«Злая штука!»
Товарищи, друзья! Я всех вас заклинаю.
Курение – это вред и каждый это знает.
И давайте скажем нет!
Этой гадости в ответ.
Сколько жизней унесла эта злая штука,
И пусть будет навсегда это всем наукой!
III. Подведение итогов, слово жюри, награждение.
– Я очень рада сегодняшней встрече с вами, вы все были активными участниками, правильно и верно отвечали. Надеюсь, что в жизни вы будете применять полученные знания по данной тематике. Растите здоровыми, красивыми, сильными. Занимайтесь спортом, цените жизнь, берегите и укрепляйте своё здоровье, ведь оно дороже богатства. Здоровье для каждого человека является удивительным и неисчерпаемым источником радости, эмоций, любви и счастья. От него во многом зависит и успешность в труде, и положение в коллективе, в обществе и семье.
В подготовке к мероприятию использована следующая литература:
- К. Байер, Л. Шейнберг «Здоровый образ жизни». М., 1997.
- Л.М. Игольницына, Э.Ф. Семёнова «Профилактика социально-негативных явлений в среде детей, подростков и молодёжи». ОГУ ЦПН, 2005.
- А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович «Модульный курс профилактики курения», М., «Вако», 2004.
- В.Н. Ягодинский «Школьнику о вреде никотина и алкоголя». М., «Просвещение», 1985.