Тема: Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура.
Практическая работа: Изготовление «чешуйки» к нанайскому халату.
Цели урока: |
|
Задачи урока: |
|
Средства обучения: |
|
Раздаточный материал |
|
Литература: |
|
ХОД УРОКА
1. Организационный этап (3 мин.)
Приветствие.
Определение отсутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания.
2. Этап всесторонней проверки знаний (5 мин.)
Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Повторение материала прошлых уроков в форме беседы.
(Приложение 1. Слайд 1)
– Несколько уроков назад мы начали
изучение раздела «Технология традиционных видов
рукоделия и декоративно-прикладного творчества.
Каждый раздел нам помогает изучать проект. В
рамках данного раздела мы начали проект «Вышивка
ручная, изготовление сувениров».
– Вспомним, какие мы сформулировали потребности
к нашему проекту?
– Какие мы поставили перед собой задачи?
– Какие исследования мы провели? Исследования,
каких швов?
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (3 мин.)
Организовать и целенаправить
познавательную деятельность учащихся.
Формулировка вместе с учащимися темы и целей
урока.
– Сегодня мы продолжим наши исследования. Попробуем сформулировать тему сегодняшнего нашего урока-исследования. Но прежде чем мы ее сформулируем, я хочу прочитать вам стихотворении. Подумайте, какое же исследование нас сегодня ждет, какая же тема нашего урока?
(Приложение 1. Слайд 2)
Тема урока:«Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура». Сделаем запись в тетрадь.
4. Этап усвоения новых знаний (13 мин.)
Я хочу познакомить вас с замечательным человеком, который как никто лучше сможет познакомить нас с искусством, традициями аборигенов Амура т.к. уже много лет занимается изучением и распространением информации о малых народах Приамурья – это доцент Хабаровского государственного университета Киле Антонина Сергеевна. Послушаем ее рассказ. Внимание на доску.
(Приложение 1. Слайд 3, Приложение 2 – виртуальная лекция)
(Приложение 1. Слайд 4)
Во всех народных орнаментах, пришедших к нам из глубины веков, таится заветный смысл. По древним преданиям вышитый на обрядовом нанайском халате «чешуйчатый» узор дракона –мудура, «доброго» духа грома и молнии, предохранял от происка «злых» духов, насылающих на человека всевозможные беды. Нанайцы верили, что когда гремит гром, «черти прячутся куда попало». Поэтому под броней такого могущественного существа человек мог чувствовать себя в безопасности. Смысловое значении орнамента давно забыто, но – такова живучесть народных традиций! Рассмотрим нанайские халаты.
(Приложение 1. Слайд 5)
Сегодня на уроке каждая из вас будет выполнять «чешуйку» нанайского халата с вышитым узором. Узор на «чешуйке» выполняют гладьевым швом по настилу. Что такое настил? А настил это заранее приготовленный узор. Мастерицы вырезают узор из рыбьей кожи и приклеивают на фон рыбным клеем. У нас узор вырезан из картона, а закреплять его мы будем с помощью английских булавок. Поможет нам разобраться с гладьевым швом по настилу известная мастерица, заслуженный художник России, – это Юлия Дмитриевна Самар. Побываем у нее в мастерской.
(Приложение 1. Слайд 6, Приложение 3 – виртуальная мастерская)
5. Этап закрепления новых знаний через выполнение практической работы (50 мин.)
Краткое объяснение изготовления «чешуйки».
ТБ при работе с ручными инструментами.
Продолжение формирования знаний и умений.
(Приложение 1. Слайд 7)
Практическая работа: Изготовление «чешуйки» к нанайскому халату.
В процессе работы осуществляется контроль:
- организации рабочего места,
- последовательности выполнения работы,
- соблюдения безопасных приемов труда.
Проводим физминутку
(Приложение 1. Слайд 8)
Продолжаем практическую работу
(Приложение 1. Слайд 9)
6. Этап подведения итогов урока (6 мин.)
Оценка знаний и умений.
7. Подведение итогов работы учащихся
Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка).
(Приложение 1. Слайд 10)
Учитель подводит итоги практической работы:
- достигнута ли цель урока;
- все ли выполнили задание;
- разобрать ошибки;
- обобщить работы и назвать лучшие;
- выставить оценки, аргументируя их.
- уборка рабочих мест.