Цели урока, его воспитательные и развивающие задачи:
1. Образовательные задачи:
– Углубить знания способов обработки карманов.
– Научить обрабатывать карманы: из основных
деталей, в шве.
– Формировать умение выбора наиболее
эффективного способа обработки карманов.
– Формировать умение выполнения самоконтроля.
2. Развивающие задачи:
– Развивать навыки использования
инструкционно-технологических карт в
самостоятельной работе.
– Развивать аналитическое мышление.
3. Воспитательные задачи:
– Воспитывать у обучающихся интерес к
профессии.
– Воспитывать у обучающихся чувство
ответственности за выполняемую работу,
аккуратность.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:
Оборудование: промышленная швейная машина “Sun Star”, краеобметочная швейная машина 51-А класс, утюг.
Инструменты и приспособления: ножницы, ручные иглы, булавки, см лента, мел (мыло), линейка, лекала.
Наглядные пособия: демонстрационный стенд образцы готовых карманов, образцы деталей карманов, плакаты.
Раздаточный материал: образцы карманов, инструкционно-технологические карты (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), лекала.
Тип урока: Урок изучения трудовых приемов и операций
Структура урока: Урок производственного обучения с расчлененным вводным инструктажем
Методы проведения: – словесные (объяснение, инструктаж);
– наглядно-демонстрационный
Межпредметные и внутрипредметные связи: Технология одежды , Материаловедение, Оборудование, Основы конструирования, производственное обучение
Литература, используемая при подготовке занятия: М.А.Силаева “Пошив изделий по индивидуальным заказам”; А.Т.Труханова “Технология женской и детской легкой одежды”, А.Т.Труханова “Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды”; Г.А.Иконникова “Производственное обучение портных по пошиву легкого платья”; Т.С.Сотникова “Технология одежды” (рабочая тетрадь).
Литература, рекомендуемая учащимся: М.А.Силаева “Пошив изделий по индивидуальным заказам”; А.Т.Труханова “Технология женской и детской легкой одежды”; Г.А.Иконникова “Производственное обучение портных по пошиву легкого платья”; Т.С.Сотникова “Технология одежды” (рабочая тетрадь).
Структурные элементы урока |
Время, мин |
1. Организационная часть | 5 |
2. Вводный инструктаж по обработке кармана в шве | 60 |
3. Физ.минутка | 5 |
4.Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся | 90 |
5. Перемена | 15 |
6. Вводный инструктаж по обработке кармана из основных деталей | 60 |
7. Физ.минутка | 5 |
8.Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся | 90 |
9. Заключительный инструктаж | 30 |
Всего | 360 |
Ход урока
1. Организационная часть
- Контроль посещаемости и готовности к уроку.
- Осмотреть внешний вид обучающихся, соответствие одежды безопасным условиям труда и требованиям эстетики.
- Назначение дежурных.
1.3 Объяснение хода и последовательности проведения занятия.
2. Вводный инструктаж
Сообщить тему программы и тему урока, назвать его учебное значение.
2.1. Вводный инструктаж по обработке кармана в шве изделия.
2.1.1. Актуализация опорных знаний
Вопросы |
Предполагаемый ответ обучающихся |
1.Выберите правильный ответ: карманы в
рельефном шве могут располагаться: а) по
долевой нити; |
в) По направлению шва |
2.С какой отделочной деталью могут быть обработаны карманы в шве? | С листочкой |
3.Определите последовательность операций обработки кармана в шве | 1.Притачивание подкладки кармана; 2.Стачивание основных срезов деталей, где расположен карман; 3.Стачивание, обметывание срезов подкладки кармана; 4.Прокладывние отделочной строчки по карману. |
2.12. Объяснение нового материала “обработка кармана в шве”:
– Показать образец кармана;
– Рассказать какое значение и применение имеет данный узел;
– Показать детали кроя, лекала деталей;
– Разобрать последовательность обработки кармана в шве, используя инструкционно-технологическую карту, графическое изображение, схему, образец кармана и знания обучающихся
-Обратить особое внимание на необходимость соблюдения технических условий обработки.
– Показать трудовые приемы и действия, последовательность выполнения обработки кармана в шве (раскрой деталей кармана, обработка кармана).
– Рассказать о самоконтроле качества при выполнении работы:
1. Клеевую кромку наклеить не доходя 1-2 мм до линии перегиба входа в карман;
2. Совмещать контрольные надсечки подкладки и основных деталей;
3. Ровность строчек и их выполнение в соответствии с техническими условиями.
– Предостеречь от брака:
Вид брака |
Типичная ошибка |
1. Перекат канта верхней подкладки | Не закреплен кант |
2. Растянут вход в карман | Нет кромки |
3.При стачивании основных деталей не совпадает вход в карман | Не соблюдение технических условий; не совмещение контрольных надсечек |
– Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала:
показать и рассказать последовательность обработки кармана, используя раскроенные детали или с помощью макета из цветной бумаги и демонстрационного стенда.
– Напомнить правила безопасности труда:
при ручных работах, при работе на швейной машина, на краеобметочной машине, при работе с электрическим утюгом.
2.13. Подведение итога вводного инструктажа и выдача задания обучающимся
– Вопросы обучающихся;
– Выдать задания обучающимся
– Сообщить критерии оценок:
а) Применение теоретических знаний на практике;
б) Владение трудовыми приемами;
в) Соблюдение технологических и технических требований, предъявляемых к качеству выполняемой работы;
г) Соблюдение требований техники безопасности;
д) Организация рабочего места.
– Сообщить нормы времени на обработку кармана в шве:
крой кармана – 20 минут, обработка кармана – 70 минут
Физминутка.
3. Основная часть
Упражнения обучающихся, самостоятельная работа и текущий инструктаж
Деятельность обучающихся: |
Деятельность мастера: |
Примечание |
1. Организация рабочего места. 2.Раскрой деталей. 3. Заправка швейной машины. 4. Обработка кармана в шве. 5. работа на краеобметочной швейной машине. 6. Выполнение влажно-тепловых работ |
1.Наблюдения за началом работы всех обучающихся группы. 2.Целевые обходы. 3. Наблюдение со своего рабочего места за работой всех обучающихся. Коллективный текущий инструктаж: затруднения в работе, характерные для большинства учащихся группы. 4. Прием и оценка работ. Дополнительные задания сильным учащимся (фамилии ). 5. Организация производственной деятельности |
Номер обхода |
Цель обхода |
Примечание |
1 |
Проверить организацию и содержание рабочих мест, обратить внимание на подготовку обучающихся. |
Обратить внимание на: (фамилии обучающихся) |
2 |
Проверить правильность выполнения трудовых приемов и операций Соблюдение требований безопасных условий труда и санитарных требований |
Обратить внимание на: (фамилии обучающихся) |
3 |
Проверить правильность соблюдения технологической последовательности и технических условий изготовления кармана в шве |
Обратить внимание на: (фамилии обучающихся) |
4 |
Проверить правильность ведения самоконтроля, соблюдение технических условий работы. |
Обратить внимание на: (фамилии обучающихся) |
5 |
Провести приемку и оценку выполненных работ Выдать дополнительные задания обучающимся: |
Перемена
2.2. Вводный инструктаж по обработке кармана из основных деталей
2.2.1. Актуализация опорных знаний
Вопросы |
Предполагаемый ответ обучающихся |
1. Место расположения кармана | Зависит от модели (например: в юбке между рельефом и боковым швом) |
2. Особенности обработки кармана | Срез верхней детали в месте расположения кармана может быть обработан обтачкой или одной частью подкладки кармана и боковые стороны подкладки (мешковины) должны войти в швы соединения основных деталей. |
3. Последовательность обработки кармана | 1.Обработать срез верхней детали 2.Скрепить верхнюю деталь с нижней 3.Стачать подкладку по нижнему краю 4.Стачать основные детали, вкладывая боковые стороны подкладки. |
2.12. Объяснение нового материала “обработка кармана из основных деталей”
– Показать образец кармана;
– Рассказать какое значение и применение имеет данный узел;
– Показать детали кроя, лекала деталей;
– Разобрать последовательность обработки кармана из основных деталей, используя инструкционно-технологическую карту, графическое изображение, схему, образец кармана и знания обучающихся.
-Обратить особое внимание на необходимость соблюдения технических условий обработки.
– Показать трудовые приемы и действия, последовательность выполнения обработки кармана из основных детелей (раскрой деталей кармана, обработка кармана).
– Рассказать о самоконтроле качества при выполнении работы:
1. При выметывании канта контролировать его ширину;
2. Форма кармана в соответствии с моделью;
3. Ровность строчек и их выполнение в соответствии с техническими условиями.
– Предостеречь от брака:
Вид брака |
Типичная ошибка |
1. Перекат канта (срез верхней детали) | Не закреплен кант |
2. Форма кармана не по модели | Ошибка при крое; не соблюдение технических условий. |
3.При стачивании основных деталей не совпадает вход в карман | Не соблюдение технических условий; не совмещение контрольных надсечек |
– Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала: показать и рассказать последовательность обработки кармана, используя раскроенные детали или с помощью макета из цветной бумаги и демонстрационного стенда.
– Напомнить правила безопасности труда:
при ручных работах, при работе на швейной машина, на краеобметочной машине, при работе с электрическим утюгом.
2.13. Подведение итога вводного инструктажа и выдача задания обучающимся
– Вопросы обучающихся;
– Выдать задания обучающимся
– Сообщить критерии оценок:
а) Применение теоретических знаний на практике;
б) Владение трудовыми приемами;
в) Соблюдение технологических и технических требований, предъявляемых к качеству выполняемой работы;
г) Соблюдение требований техники безопасности;
д) Организация рабочего места.
– Сообщить нормы времени на обработку кармана из основных деталей: крой кармана – 20 минут, обработка кармана – 70 минут
Физминутка.
3. Основная часть
Упражнения обучающихся, самостоятельная работа и текущий инструктаж
Деятельность обучающихся: |
Деятельность мастера: |
Примечание |
1. Организация рабочего места. 2.Раскрой деталей. 3. Заправка швейной машины. 4. Обработка кармана в шве. 5. Работа на краеобметочной швейной машине. 6. Выполнение влажно-тепловых работ |
1.Наблюдения за началом работы всех обучающихся группы. 2.Целевые обходы. 3. Наблюдение со своего рабочего места за работой всех обучающихся. Коллективный текущий инструктаж: затруднения в работе, характерные для большинства учащихся группы. 4. Прием и оценка работ. Дополнительные задания сильным учащимся (фамилии ). 5. Организация производственной деятельности |
Номер обхода |
Цель обхода |
Примечание |
1 |
Проверить организацию и содержание рабочих мест, обратить внимание на подготовку обучающихся. |
Обратить внимание на: (фамилии обучающихся) |
2 |
Проверить правильность выполнения
трудовых приемов и операций Соблюдение требований безопасных условий труда и санитарных требований |
Обратить внимание на: (фамилии обучающихся) |
3 |
Проверить правильность соблюдения технологической последовательности и технических условий изготовления кармана в шве | Обратить внимание на: (фамилии обучающихся) |
4 |
Проверить правильность ведения
самоконтроля, соблюдение технических условий работы. |
Обратить внимание на: (фамилии обучающихся) |
5 |
Провести приемку и оценку выполненных
работ Выдать дополнительные задания обучающимся |
4. Заключительная часть
1. Подведение итогов работы за учебный день
- Рассказать об итогах работы.
- Разобрать причины появления наиболее характерных недочетов в работе обучающихся и типичных ошибок, рассказать об их предупреждении и исправлении.
- Отметить учащихся, добившихся отличного качества работы
- Сообщить оценку каждому обучающемуся.
2. Домашнее задание: повторить тему “Обработка прорезных карманов”.
3. Уборка рабочих мест.