Урок по производственному обучению по теме "Обработка кармана из основных деталей; обработка кармана в шве"

Разделы: Технология


Цели урока, его воспитательные и развивающие задачи:

1. Образовательные задачи:

– Углубить знания способов обработки карманов.
– Научить обрабатывать карманы: из основных деталей, в шве.
– Формировать умение выбора наиболее эффективного способа обработки карманов.
– Формировать умение выполнения самоконтроля.

2. Развивающие задачи:

– Развивать навыки использования инструкционно-технологических карт в самостоятельной работе.
– Развивать аналитическое мышление.

3. Воспитательные задачи:

– Воспитывать у обучающихся интерес к профессии.
– Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за выполняемую работу, аккуратность.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:

Оборудование: промышленная швейная машина “Sun Star”, краеобметочная швейная машина 51-А класс, утюг.

Инструменты и приспособления: ножницы, ручные иглы, булавки, см лента, мел (мыло), линейка, лекала.

Наглядные пособия: демонстрационный стенд образцы готовых карманов, образцы деталей карманов, плакаты.

Раздаточный материал: образцы карманов, инструкционно-технологические карты (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), лекала.

Тип урока: Урок изучения трудовых приемов и операций

Структура урока: Урок производственного обучения с расчлененным вводным инструктажем

Методы проведения: – словесные (объяснение, инструктаж);

– наглядно-демонстрационный

Межпредметные и внутрипредметные связи: Технология одежды , Материаловедение, Оборудование, Основы конструирования, производственное обучение

Литература, используемая при подготовке занятия: М.А.Силаева “Пошив изделий по индивидуальным заказам”; А.Т.Труханова “Технология женской и детской легкой одежды”, А.Т.Труханова “Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды”; Г.А.Иконникова “Производственное обучение портных по пошиву легкого платья”; Т.С.Сотникова “Технология одежды” (рабочая тетрадь).

Литература, рекомендуемая учащимся: М.А.Силаева “Пошив изделий по индивидуальным заказам”; А.Т.Труханова “Технология женской и детской легкой одежды”; Г.А.Иконникова “Производственное обучение портных по пошиву легкого платья”; Т.С.Сотникова “Технология одежды” (рабочая тетрадь).

Структурные элементы урока

Время, мин

1. Организационная часть

5

2. Вводный инструктаж по обработке кармана в шве

60

3. Физ.минутка

5

4.Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся

90

5. Перемена

15

6. Вводный инструктаж по обработке кармана из основных деталей

60

7. Физ.минутка

5

8.Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся

90

9. Заключительный инструктаж

30

Всего

360

Ход урока

1. Организационная часть

  1. Контроль посещаемости и готовности к уроку.
  2. Осмотреть внешний вид обучающихся, соответствие одежды безопасным условиям труда и требованиям эстетики.
  3. Назначение дежурных.

1.3 Объяснение хода и последовательности проведения занятия.

2. Вводный инструктаж

Сообщить тему программы и тему урока, назвать его учебное значение.

2.1. Вводный инструктаж по обработке кармана в шве изделия.

2.1.1. Актуализация опорных знаний

Вопросы

Предполагаемый ответ обучающихся

1.Выберите правильный ответ: карманы в рельефном шве могут располагаться:

а) по долевой нити;
б) по рисунку ткани;
в) по направлению шва;

в) По направлению шва
2.С какой отделочной деталью могут быть обработаны карманы в шве? С листочкой
3.Определите последовательность операций обработки кармана в шве 1.Притачивание подкладки кармана;
2.Стачивание основных срезов деталей, где расположен карман;
3.Стачивание, обметывание срезов подкладки кармана;
4.Прокладывние отделочной строчки по карману.

2.12. Объяснение нового материала “обработка кармана в шве”:

– Показать образец кармана;

– Рассказать какое значение и применение имеет данный узел;

– Показать детали кроя, лекала деталей;

– Разобрать последовательность обработки кармана в шве, используя инструкционно-технологическую карту, графическое изображение, схему, образец кармана и знания обучающихся

-Обратить особое внимание на необходимость соблюдения технических условий обработки.

– Показать трудовые приемы и действия, последовательность выполнения обработки кармана в шве (раскрой деталей кармана, обработка кармана).

– Рассказать о самоконтроле качества при выполнении работы:

1. Клеевую кромку наклеить не доходя 1-2 мм до линии перегиба входа в карман;

2. Совмещать контрольные надсечки подкладки и основных деталей;

3. Ровность строчек и их выполнение в соответствии с техническими условиями.

– Предостеречь от брака:

Вид брака

Типичная ошибка

1. Перекат канта верхней подкладки Не закреплен кант
2. Растянут вход в карман Нет кромки
3.При стачивании основных деталей не совпадает вход в карман Не соблюдение технических условий; не

совмещение контрольных надсечек

– Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала:

показать и рассказать последовательность обработки кармана, используя раскроенные детали или с помощью макета из цветной бумаги и демонстрационного стенда.

– Напомнить правила безопасности труда:

при ручных работах, при работе на швейной машина, на краеобметочной машине, при работе с электрическим утюгом.

2.13. Подведение итога вводного инструктажа и выдача задания обучающимся

– Вопросы обучающихся;

– Выдать задания обучающимся

– Сообщить критерии оценок:

а) Применение теоретических знаний на практике;

б) Владение трудовыми приемами;

в) Соблюдение технологических и технических требований, предъявляемых к качеству выполняемой работы;

г) Соблюдение требований техники безопасности;

д) Организация рабочего места.

– Сообщить нормы времени на обработку кармана в шве:

крой кармана – 20 минут, обработка кармана – 70 минут

Физминутка.

3. Основная часть

Упражнения обучающихся, самостоятельная работа и текущий инструктаж

Деятельность обучающихся:

Деятельность мастера:

Примечание

1. Организация рабочего места.

2.Раскрой деталей.

3. Заправка швейной машины.

4. Обработка кармана в шве.

5. работа на краеобметочной швейной машине.

6. Выполнение влажно-тепловых работ

1.Наблюдения за началом работы всех обучающихся группы.

2.Целевые обходы.

3. Наблюдение со своего рабочего места за работой всех обучающихся. Коллективный текущий инструктаж: затруднения в работе, характерные для большинства учащихся группы.

4. Прием и оценка работ. Дополнительные задания сильным учащимся (фамилии ).

5. Организация производственной деятельности

 

Номер обхода

Цель обхода

Примечание

1

Проверить организацию и содержание рабочих мест, обратить внимание на подготовку обучающихся.

Обратить внимание на: (фамилии обучающихся)

2

Проверить правильность выполнения трудовых приемов и операций

Соблюдение требований безопасных условий труда и санитарных требований

Обратить внимание на: (фамилии обучающихся)

3

Проверить правильность соблюдения технологической последовательности и технических условий изготовления кармана в шве

Обратить внимание на: (фамилии обучающихся)

4

Проверить правильность ведения самоконтроля, соблюдение технических условий работы.

Обратить внимание на: (фамилии обучающихся)

5

Провести приемку и оценку выполненных работ

Выдать дополнительные задания обучающимся:

 

Перемена

2.2. Вводный инструктаж по обработке кармана из основных деталей

2.2.1. Актуализация опорных знаний

Вопросы

Предполагаемый ответ обучающихся

1. Место расположения кармана

Зависит от модели (например: в юбке между рельефом и боковым швом)

2. Особенности обработки кармана

Срез верхней детали в месте расположения кармана может быть обработан обтачкой или одной частью подкладки кармана и боковые стороны подкладки (мешковины) должны войти в швы соединения основных деталей.

3. Последовательность обработки кармана

1.Обработать срез верхней детали

2.Скрепить верхнюю деталь с нижней

3.Стачать подкладку по нижнему краю

4.Стачать основные детали, вкладывая боковые стороны подкладки.

2.12. Объяснение нового материала “обработка кармана из основных деталей”

– Показать образец кармана;

– Рассказать какое значение и применение имеет данный узел;

– Показать детали кроя, лекала деталей;

– Разобрать последовательность обработки кармана из основных деталей, используя инструкционно-технологическую карту, графическое изображение, схему, образец кармана и знания обучающихся.

-Обратить особое внимание на необходимость соблюдения технических условий обработки.

– Показать трудовые приемы и действия, последовательность выполнения обработки кармана из основных детелей (раскрой деталей кармана, обработка кармана).

– Рассказать о самоконтроле качества при выполнении работы:

1. При выметывании канта контролировать его ширину;

2. Форма кармана в соответствии с моделью;

3. Ровность строчек и их выполнение в соответствии с техническими условиями.

– Предостеречь от брака:

Вид брака

Типичная ошибка

1. Перекат канта (срез верхней детали) Не закреплен кант
2. Форма кармана не по модели Ошибка при крое; не соблюдение технических условий.
3.При стачивании основных деталей не совпадает вход в карман Не соблюдение технических условий; не

совмещение контрольных надсечек

– Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала: показать и рассказать последовательность обработки кармана, используя раскроенные детали или с помощью макета из цветной бумаги и демонстрационного стенда.

– Напомнить правила безопасности труда:

при ручных работах, при работе на швейной машина, на краеобметочной машине, при работе с электрическим утюгом.

2.13. Подведение итога вводного инструктажа и выдача задания обучающимся

– Вопросы обучающихся;

– Выдать задания обучающимся

– Сообщить критерии оценок:

а) Применение теоретических знаний на практике;

б) Владение трудовыми приемами;

в) Соблюдение технологических и технических требований, предъявляемых к качеству выполняемой работы;

г) Соблюдение требований техники безопасности;

д) Организация рабочего места.

– Сообщить нормы времени на обработку кармана из основных деталей: крой кармана – 20 минут, обработка кармана – 70 минут

Физминутка.

3. Основная часть

Упражнения обучающихся, самостоятельная работа и текущий инструктаж

Деятельность обучающихся:

Деятельность мастера:

Примечание

1. Организация рабочего места.

2.Раскрой деталей.

3. Заправка швейной машины.

4. Обработка кармана в шве.

5. Работа на краеобметочной швейной машине.

6. Выполнение влажно-тепловых работ

1.Наблюдения за началом работы всех обучающихся группы.

2.Целевые обходы.

3. Наблюдение со своего рабочего места за работой всех обучающихся. Коллективный текущий инструктаж: затруднения в работе, характерные для большинства учащихся группы.

4. Прием и оценка работ. Дополнительные задания сильным учащимся (фамилии ).

5. Организация производственной деятельности

 

 

Номер обхода

Цель обхода

Примечание

1

Проверить организацию и содержание рабочих мест, обратить внимание на подготовку обучающихся.

Обратить внимание на: (фамилии обучающихся)

2

Проверить правильность выполнения трудовых приемов и операций

Соблюдение требований безопасных условий труда и санитарных требований

Обратить внимание на: (фамилии обучающихся)

3

Проверить правильность соблюдения технологической последовательности и технических условий изготовления кармана в шве Обратить внимание на: (фамилии обучающихся)

4

Проверить правильность ведения самоконтроля,

соблюдение технических условий работы.

Обратить внимание на: (фамилии обучающихся)

5

Провести приемку и оценку выполненных работ

Выдать дополнительные задания обучающимся

 

4. Заключительная часть

1. Подведение итогов работы за учебный день

  • Рассказать об итогах работы.
  • Разобрать причины появления наиболее характерных недочетов в работе обучающихся и типичных ошибок, рассказать об их предупреждении и исправлении.
  • Отметить учащихся, добившихся отличного качества работы
  • Сообщить оценку каждому обучающемуся.

2. Домашнее задание: повторить тему “Обработка прорезных карманов”.

3. Уборка рабочих мест.