Цель: формирование информационной компетентности по средствам решения учебных и практических задач.
Задачи:
Обучающие:
– обобщить сведения о действиях с информацией;
– познакомить учащихся с новым действием с
информацией – ее обработкой;
– рассмотреть обработку различных видов
информации: текстовой, графической, числовой;
Развивающие:
– развитие коммуникативных и рефлексивных умений (компетенций) учащихся.
Воспитывающие:
– развитие информационной культуры по
средствам инструментальной среды Hot Potatoes;
– восприятие компьютера как инструмента
информационной деятельности человека.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
– понимать, что обработка информации – это
одни из возможных действий с информацией;
– уметь объяснять смысл обработки информации;
– иметь представление об обработке различных
видов информации: текстовой, графической,
числовой;
– понимать, что обрабатывать информацию может
человек, компьютер.
Оборудование: компьютерный класс + проектор, ПК, интерактивная доска (при отсутствии интерактивной доски можно воспользоваться маркерной).
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие.
Внимательно посмотрите на доску. (Приложение 1)
Какие станции мы с вами посетим?
(Сбор, представление, кодирование, декодирование, хранение)
Какое общее название можно дать этим станциям? (действия с информацией)
Итак, начнем путешествие со станции “сбор информации”.
Кто желает выполнить задание на сбор информации?
Соединить линиями действия которые мы выполняем, когда собираем информацию?
(Наблюдение, чтение, общение)
А как думает … правильно ответила …?
Следующая станция “представление информации”. Кто пойдет выполнять задание?
Здесь представлена таблица со сказками. Что означает первая колонка? (название сказок) Вторая колонка? (иллюстрация к сказке) Третья колонка? (количество главных героев).
Как представлена информация в каждой колонке? (текстовая, графическая, числовая).
Какая форма более удобна для представления названия сказки? (текстовая)
Следующая станция “хранение информации”. Кто пойдет выполнять задание?
Нужно обвести носители информации, которые использует современный человек. А где человек хранит самую важную для него информацию? (в собственной памяти)
Следующая станция “кодирование информации”. Кто пойдет выполнять задание?
Нужно установить соответствие между знаками дорожного движения и значениями этих знаков.
Какой способ кодирования удобен для водителя и пешехода? (графический, в виде знака) Почему?
Следующая станция “декодирование информации”.
Здесь закодирована информация в виде ребуса. Нужно декодировать сообщение.
Полученное слово “обработка” и есть новая станция нашего путешествия.
Сегодня на уроке речь пойдет об обработке информации. Что же мы должны узнать?
Как можно обрабатывать информацию?
Какую можно обрабатывать информацию?
Кто может обрабатывать информацию?
3. Объяснение нового материала.
Сейчас вы поработаете в парах. Каждая пара получит задание, его нужно причитать и выполнить. (Приложение 2)
Итак, какие задания вы выполнили. (Приложение 1)
Внимание на доску. Кто выполнял это задание? Что нужно было сделать? С какой информацией вы работали?
Какую информацию можно обрабатывать? (т, г, ч)
Кто может обрабатывать информацию? (человек, компьютер)
Приведите примеры, как можно обрабатывать информацию.
4. Домашнее задание.
Вы знакомы с басней “Ворона и лисица”? Вашим домашним задаванием будет обработать басню и представить результат в виде рисунка. Т.е. нужно вспомнить или прочитать басню и нарисовать рисунок, который будет передавать смысл басни.
5. Физкультминутка.
Предложить проведение физминутки учащимся.
6. Закрепление.
Сейчас рассаживаемся за компьютеры. У вас на столе лежит карточка (Приложение 4). Подпишите на карточке свою фамилию. В эту карточку вы запишите количество набранных балов за каждое задание. В конце урока сдадите их мне. Для выполнения задания на рабочем столе открываем ярлык с названием “задание” (Приложение 3). Вашему вниманию представлены 4 задания, результаты которых вы запишите в карточку.
7. Гимнастика для глаз.
8. Подведение итога (Приложение 1)
Разделимся на две команды. Слева от меня команда солнце, а справа команда луна. За каждый правильный ответ команда получает соответствующий знак. Команда, которая наберет больше знаков победит.
Вопросы.
– что такое обработка информации?
– какую информацию можно обрабатывать?
– кто может обрабатывать информацию?
– приведите примеры обработки текстовой информации?
– приведите примеры обработки графической информации?
– приведите примеры обработки числовой информации?
На каких уроках вы обрабатываете информацию?
9. Рефлексия
. (Приложение 1)(Наклеивание смайликов на маркерной доске)