Поэтическая способность человека видеть каждое жизненное явление как часть целого мира является основой ассоциативных связей высшего порядка, происходящих на уровне восприятия образного строя художественных произведений. Формирование и развитие у учащихся такого уровня ассоциаций способствует их пониманию искусства как уникального способа познания жизни одновременно с общечеловеческих и индивидуально – личностных позиций – во взаимосвязи целого и его части.
Ассоциация (соединение) - закономерная связь двух или более психических процессов, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого.
В психологии ассоциация - связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое. Ассоциативное мышление - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания); любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу (основатель ассоциативной психологии английский врач Д. Хартли, О. Наг11еу, 1705-1757) (А.В.Копылова. Там же) Чем более развит человек, тем тоньше его “поэтическая натура”. Поэтическое отношение к миру - основа искусства. Поэтический дар тесно связан с философией - наукой, изучающей причины всего существующего на свете. Поэтизация - это первый шаг к формированию ассоциативного, а затем и образного мышления, выводящего на обобщения высшего, философского характера (поэтизация — ассоциация - образность — философия). Важно отметить, что “,. .воздействие искусства может протекать как поэтизация, оставаясь в сфере ассоциативного мышления (что само по себе совершенно необходимо для художественной деятельности), но при этом не затрагивая, а значит и не развивая собственно интеллектуальную деятельность учащихся. Только выход на философско-категориальный уровень мышления может и должен считаться соответственным для полноценной художественной деятельности, в противном случае сама сущность совмещения-совпадения учебной и художественной деятельности останется не реализованной”. Человек должен развивать в себе поэтические способности как умение видеть в каждой мелочи смысл и взаимосвязь. Это делает жизнь человека богатой и разнообразной, помогает разобраться во многих её явлениях, в том числе и в искусстве.
Информационная ёмкость зрительных образов огромна. По сравнению со слуховыми и двигательными образами они характеризуются субъективной симультанностью, позволяющей мгновенно охватывать “отношения между
элементами реальной или представляемой ситуации”. Образы обладают большей, чем слова ассоциативной силой. Образы и процесс восприятия в целом становятся доступными рефлексивному анализу. Образ, слово и действие представляют собой основной материал, с которым имеет дело образование и человеческая память. Их взаимоотношение в памяти не могут быть исчерпаны формальными принципами ассоцианизма, хотя мы на собственном опыте знаем, что наша память успешно использует ассоциации по сходству, смежности, контрасту. Связи между образом, словом и действием значительно богаче, глубже и содержательней, чем внешние ассоциации. Это связи не только “напоминательные”, но и “понимательные”, связи взаимного порождения, управления, регулирования, контролирования, взаимного опосредствования, т.е. связи деятельностно - семиотические. Сказанное иллюстрируется тем, что для слова, выступающего в качестве предмета описания и исследования, эффективно используются язык образов и язык действий, да и само слово рассматривается как действие. В свою очередь, действие рассматривается как образ, как слово, как текст. Вне языка слов и действий не может быть сколько-нибудь полно описан и расшифрован смыслообраз. Последний, как и художественный образ, недосказан, заряжен эйдетической энергией и как бы стремится разрешиться в действие.
Собственный опыт человека разумного свидетельствует о том, что полный перевод с языка значений на язык смыслов и с языка смыслов на язык значений невозможен. Причиной этого является свобода мысли и “бездонность всякого смысла” (М.М.Бахтин). Иначе говоря, в человеческом общении невозможно стопроцентное понимание. В противном случае не только перестали бы быть интересны друг другу, а остановилось бы развитие культуры человека. Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечёт за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека и культуры как раз и находятся в пространстве понимания/непонимания. В этой же точке находится и движущая сила развития знаний.
Творческое понимание продолжает творчество. Творческое понимание предполагает наряду с извлечением, означением и трансляцией смысла порождение и оформление нового смысла. Здесь речь идёт уже не столько об адекватности действия или воспроизведения оригиналу - предмету понимания, сколько о произведении смысла и нахождении новой текстовой, знаковой иконической, символической формы,
Человек, обладая поэтической способностью, т.е. способностью придавать каждой вещи значение не отдельного предмета самого по себе, а части целого мира, может видеть один и тот же смысл, ассоциативную связь, в значениях самых разных, даже невероятно отличающихся вещей (море - запах трав и цветов на лугу - звучание симфонического оркестра; гибнущий человек - тонкая нить - увядший цветок и т.д.). Т.е. источником ассоциативной связи может быть любое явление в жизни человека, предоставляющее ему информацию. Учёные утверждают, что мозг хранит информацию, используя ассоциации. Он имеет особую ассоциативную кору, которая может извлекать похожие по тем или иным признакам предметы из различных банков памяти. Следовательно, ассоциация - это также особый вид информации, возникающий у человека в результате осмысления того, что могут предоставить ему органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние.
Отсюда - виды ассоциаций: зрительные, слуховые, связанные с ощущением или запахом. И наоборот, один и тот же смысл, значение может обрести своё воплощение в самых различных образах - конкретных видимых, осязаемых предметах, явлениях, под которыми подразумевается глубокий смысл (неотвратимая беда, угроза, невозможность справиться с обстоятельствами = тема 5 симфонии Бетховена). Искусство в процессе развития у человека способности к ассоциативному и образному мышлению, помогает ему приобрести качества, необходимые для жизни, в частности, умение видеть глубинный смысл происходящих вокруг человека явлений. Однако интегративность мировой художественной культуры обнаруживает её как ещё одну область, где необходимость ассоциативного мышления обусловлена крайней, на первый взгляд пестротой и обилием информации о выразительных средствах различных видов искусств. Здесь ассоциативные связи, на основе которых возможно выстроить функционально-смысловые параллели (линия - мелодия - слово; гармония - цвет - “музыка” речи; нота - буква и т.д.), способствуют эффективному и непринуждённому усвоению достаточно большого объёма названия и терминов, необходимых для общения на уроке.
Целостность восприятия ребёнком окружающего мира основана на том, насколько ребёнок обладает способностью при восприятии конкретного предмета или явления составлять “объёмный портрет” этого предмета, предметного мира или явления.1 (1 Л.Г.Савенкова. Н.В. Богданова. Проблемы дидактики образовательной области “Искусство”. Педагогические технологии и механизмы художественно – творческого развития детей: интегрированные формы обучения. М.2006)
Эта способность складывается из определённой суммы знаний о предмете, владения разного рода информации (чувственного отклика, ассоциативных представлений, пространственных ориентиров и связей) из умения “видеть” за этой информацией (признаках) другие объекты и явления, их единство и взаимосвязь. Важным является умение находить, видеть связи между отдельными видами искусства, которые учащийся может почувствовать через задаваемые учителем вопросы, через восприятие предлагаемого ему художественного ряда искусств, через постановку художественной задачи; способность цельно воспринимать один вид искусства с помощью одного или нескольких форм другого. Например, способность передавать в музыке цветовые образы, настроение в природе и поэзии, литературе; динамику в музыке, поэзии с помощью абстрактных цветовых композиций, слов в линии и т.д. В данной связи, уместно выполнение учащимися таких творческих заданий, как создание композиций по материалам других искусств, например, создание изобразительных композиций по мотивам: связи, уместно выполнение учащимися таких творческих заданий, как создание компоприродных стихий, по различным музыкальным отрывкам, предполагающих яркий музыкальный образ, по ярко выраженному звучанию настроения; заданий, требующих создания объёмной, цветовой, графической или пластической композиции по определённому настроению (Л.Г.Савенкова. Там же)
Творческие работы направлены на рождение образных ассоциаций в разных искусствах, на домысливание художественного мотива, мелодии, мысли, изображения, движения, слова, заполнение пространства, продолжение начатой работы с другим лицом, художником. В психологии восприятия произведений искусства большую роль играет цветовая тональность. Поможет прочувствовать выразительные возможности цвета, особенности его восприятия задание-игра “Цвет и чувства”. Для этого необходимо выбрать из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисовать картину, которая возникнет в воображении на основе всех четырёх слов. Особое внимание следует обратить на цветовое решение замысла, постараться, чтоб цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые были выбраны из первого столбца.
Чувства | Персонажи | Состояния | Место |
радостный | ребёнок | дождь | дворец |
счастливый | старик | снег | лес |
печальный | молодая девушка | солнце | горы |
дружелюбный | бабушка | ветер | пустыня |
сердитый | солдат | вечер | комната |
озабоченный | путешественник | утро | сад |
испуганный | моряк | полдень | цирк |
таинственный | индеец | ночь | поле |
спокойный | призрак | буря | дорога |
завистливый | лошадь | шторм | река |
героический | собака | сумерки | море |
удивлённый | кот | туман | ледяные торосы |