Материал, представленный в данной статье, предназначен для проведения одного из учебный занятий по информатике в 8 классе по программе Н. Д. Угриновича.
Статья содержит:
- План урока “Кодирование информации”.
- Цифровой образовательный ресурс в виде презентации к уроку (Приложение 1).
- Электронный вариант бланков для ответов на задания письменного опроса (Приложение 2).
- Электронный вариант текста практической работы к уроку (Приложение 3).
Класс: 8.
Тема урока: “Кодирование информации”.
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Цель урока: познакомить учащихся с различными формами представления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другой.
Задачи урока: 1. Образовательная:
- произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме;
- обобщить знания по формам представления информации;
- сформировать у учащихся представление о процессе кодирования информации;
- сформировать у учащихся представление об операции перекодирования как способе перехода от одной формы представления информации к другой;
- закрепить на практике правила набора текста и навыки выполнения операций с фрагментами текста.
2. Развивающая:
- развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
- развитие познавательного интереса;
- развитие информационной культуры.
3. Воспитательная:
- воспитание взаимоуважения;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: текстовый редактор Microsoft Office Word, презентация к уроку (Приложение 1).
Раздаточный материал: бланки для ответов на задания письменного опроса (Приложение 2), задания для практической работы (Приложение 3).
Этапы урока:
- Организационный этап – 1 мин.
- Контроль знаний – 7 мин.
- Объяснение нового материала – 20 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Практическая работа – 15 мин.
- Подведение итогов урока, выставление оценок – 1 мин.
Таблица деятельности:
Информация на экране |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Тема урока “Кодирование информации” (слайд №1) (Приложение 1), цель урока (слайд №2) |
Организационный этап | 1 мин. |
|
Приветствует учеников. Знакомит с целью урока. |
Приветствие учителя. Вопросы при необходимости. |
||
Вопросы письменного опроса (слайд №3) |
Контроль знаний |
7 мин. |
|
Раздает бланки для ответов (Приложение 2). Объясняет задания и критерии оценки контроля знаний. Отвечает на вопросы по формулировке вопросов письменного опроса. Наблюдает за работой учеников. |
Выслушивают задание, задают вопросы. Приступают к выполнению задания на бланках ответов. |
||
Ответы на задания для взаимопроверки (слайд №4) |
По окончании выполнения задания учащимися объясняет процедуру проверки ответов – взаимопроверка самими учащимися. |
Выполняют взаимопроверку. |
|
Объяснение нового материала | 20 мин. |
||
Тема урока “Кодирование информации” (слайд №5) |
Напоминает тему урока. |
Записывают тему урока в тетрадь |
|
Определение понятия “кодирование” (слайды №6, 7) |
Объясняет связь процесса кодирования с процессами передачи и хранения информации. Дает определение понятию “кодирование” информации. |
Слушают, записывают определение в тетрадь. |
|
Понятие “длина кода” (слайд №8) |
Вводит понятие “длина кода”. Показывает пример расчета длины кода. |
Слушают, записывают определение в тетрадь. |
|
Понятие “перекодирование” (слайды №9, 10) |
Знакомит с сутью процесса перекодирования. |
Участвуют в беседе, записывают определение в тетрадь. |
|
Формы представления информации (слайд №11) |
Обобщает материал по формам представления информации. |
Участвуют в беседе, записывают основные формы представления в тетрадь. |
|
Примеры информации, представленной в различных формах (слайды №12-14) |
Приводит пример информации, представленной в различных формах (текст, звук, число). |
Слушают, участвуют в беседе. |
|
Примеры определения длины кода информации (слайды №15) |
Знакомит с заданием для расчета длины кода. |
Определяют длину кода информации. |
|
Вопросы для подведения итогов (слайд №16) |
Озвучивает вопросы для обобщения материала урока. |
Отвечают на вопросы. | |
Домашнее задание | 1 мин. |
||
Домашнее задание: §1.2.3, устно ответить на вопросы (слайд №17) |
Задает домашнее задание. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
|
Практическая работа | 15 мин. |
||
Алгоритм копирования фрагментов (слайд №18) |
Раздает задания для выполнения практической работы (Приложение 3), объясняет суть задания, этапы выполнения и способы действия. Разбивает учащихся на пары для выполнения практической работы. |
Вспоминают способы копирования фрагментов текста. Задают вопросы, выполняют задания на компьютере. |
|
Подведение итогов урока, выставление оценок | 1 мин. |
||
Благодарит учащихся за работу на уроке. Подводит итоги урока, выставляет оценки в журнал и дневники учащихся. |