Класс:8 класс
Количество часов:1
Оборудование и материалы урока: компьютер, проектор, экран, презентация (приложение), раздаточный материал с текстами задач.
Цели и задачи:
- развитие познавательного интереса, логического мышления;
- воспитание информационной культуры;
- формирование экономического мышления учащихся;
- расширение области применения математических методов.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Математика помогает экономике. (Приложение: слайды 2-11)
- Эффективность работы
Задача 1. Магазин «Идеал» продал за неделю ¼ всей продукции, а магазин «Коробейник» - 26% всей продукции. Сравните, какой из магазинов работал эффективнее? (слайды 2,3)
Рассмотреть разные способы решения. Выбрать оптимальный.
- Прибыль
Задача 2. Вы продаете обувь за 1000 у.е. за пару. Затрата на одну пару 750 у.е.. Чему равна прибыль от продажи 100 пар обуви?
Запишите в ответ число в стандартном виде (слайды 4-5).
- Инфляция
Задача 3. Цена учебника на начало года -100 руб. Инфляция к концу года составила 10%. Какова новая цена учебника? (слайды 6-7)
- Сделка
Задача 4. Вам предлагают купить 100 т товара по 300тыс. у.е. за тонну. Месяц назад товар содержал 99% жидкости. По вашему требованию на день покупки произвели повторное взвешивание. Замер показал, что жидкость составляет 90% (по массе). Какую сумму вы должны заплатить за товар? (слайды 8,9)
- Суточное потребление электроэнергии
Задача 4. По графику (слайд 10) зависимости потребления городом электроэнергии Р (%) от времени суток t (ч) определите:
а) в какое время суток электрическая нагрузка была наибольшей;
б) в какое время суток потребление электроэнергии не превышало 20%;
в) какое событие может отражать участок графика соответствующего временному промежутку от 14 до 14.30;
г) в какое время происходило повышение, а в какое снижение потребления электроэнергии?
- Издержки
Задача 5. При перевозке грузов двумя видами транспорта издержки вычисляются по формулам
у1 =100+40х
у2 =200+20х,
где х - расстояние перевозок (сотни км), у - транспортные расходы (руб.)
Какой вид транспорта выгоднее? (слайды 11,12)
- Реализация товара
Задача 6. На данных графиках (слайд 13) представлена реализация разных товаров. На оси абсцисс отложено время, на оси ординат – количество проданного товара. Установите соответствие между графиками и процессами: сезонность, увлечение, провал, бум.
3. Экономика помогает математике. (Приложение: слайды 14-21)
3.1. Ролевая игра «Купите яблоки!». Продавец яблок устанавливает начальную цену - 150р. Обсуждается вопрос: сколько килограммов яблок в день может купить семья, тратящая ежедневно на продукты 300рублей. Яблоки - продукт скоропортящийся, продавец снижает цену до 100р., затем – до 70 р., позже – до 50 р. Рассматривается тот же вопрос (слайд 14).
3.2. Величина спроса. Связь между величиной спроса и ценой. Закон спроса (слайды 15,16).
3.3. Фирма «Парус», выпускающая компьютерную технику, провела опрос дилеров и получила следующие сведения о спросе Q на свою продукцию в зависимости от цены P:
Р, тыс. руб. |
18 |
29 |
35 |
40 |
Q, тыс. шт. |
36 |
15 |
11 |
9 |
Постройте график этой зависимости. Является ли она линейной? (слайды 17 -20).
3.4. Постройте самостоятельно график зависимости величины спроса от цены, используя данные таблицы (слайд 21).
4.Обратная пропорциональность
4.1. Определение обратной пропорциональности. Функция у = k/х.
Если переменные y и x обратно пропорциональны, то функциональная зависимость между ними выражается уравнением: y = k / x , где k - постоянная величина.
4.2. График обратной пропорциональности – гипербола
4.3. Основные свойства функции:
- область определения функции: x ≠ 0;
- область значений функции: y ≠ 0;
- убывающая (большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции);
- не имеет «нулей» (график функции не пересекает оси координат);
- если х > 0, то у > 0; если х < 0, то у < 0.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание. Итог урока.