Использование интернет-ресурсов на уроках немецкого языка как средство формирования информационной компетентности учащихся

Разделы: Иностранные языки


В современных условиях информатизации общества все больше возрастает роль средств массовой информации, особенно Интернета, и их влияние на все сферы человеческой деятельности. Интернет стал универсальным инструментом, необходимым в любой профессиональной деятельности. Возрастает и уровень запросов социума к специалисту, к его профессиональной компетентности. Поэтому важно формировать у учащихся наряду с другими компетентностями информационную компетентность, которая предполагает умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить в разных источниках необходимую информацию и использовать её в учебном процессе, а также с целью саморазвития.

Целью обучения иностранному языку в гимназии является развитие у учащихся способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, формирование иноязычной коммуникативной компетентности - готовности к и способности к иноязычному общению, формирование и развитие личности средствами иноязычной культуры как субъекта учебной деятельности, личности, конструктивно думающей, способной к саморазвитию, которая могла бы свободно интегрироваться в систему национальной и мировой культур.

Реализации этой цели во многом способствует использование на уроках иностранного (немецкого) языка Интернет-ресурсов.

Использование Интернет-ресурсов в сочетании со знаниями и умениями в сфере иностранных языков позволяет учащимся получить представление о ментальности и в целом о культуре народов стран изучаемого языка, легко ориентироваться во "всемирной паутине", способствует формированию информационной компетентности школьника и его успешной социальной адаптации.

В представленной технологической карте урока немецкого языка в 11 классе показан заключительный этап работы по теме "Средства массовой информации. Интернет" (Мозаика: Учебник немецкого языка для 11 класса школ с углублённым изучением немецкого языка/ Л.Н.Яковлева, М.С.Лукьянчикова, М.Д.Бузоева, К.Штарк.- Москва : Просвещение, 2005).

Предлагается технология использования Интернет-ресурсов в процессе работы с аутентичной лингвострановедческой информацией с целью развития умений устной речи учащихся по теме.

Технологическая карта урока

Место урока: заключительный

Дидактическая цель: создать условия:

  • для формирования информационной культуры школьника в процессе работы с Интернет-ресурсами;
  • для систематизации и структурирования учебной информации средствами новых информационных технологий и коммуникативного метода.

Цели по содержанию:

Образовательная: способствовать:

  • развитию умений устной речи учащихся по теме в процессе работы с аутентичной лингвострановедческой информацией из Интернета;
  • расширению их потенциального словаря.

Развивающая: способствовать:

  • развитию наглядно-образного мышления; умений сравнивать, сопоставлять, отстаивать свою точку зрения, делать выводы о роли СМИ, в том числе Интернета, в современной жизни Германии и России, а также о роли Интернета для изучения немецкого языка;
  • развитию языковой догадки учащихся;
  • развитию опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с Интернет-ресурсами, умений извлекать необходимую информацию и комментировать её.

Воспитательная: способствовать:

  • формированию у учащихся информационной культуры,
  • способности ориентироваться во "всемирной паутине",
  • умений проводить межкультурное сравнение роли и места СМИ,
  • воспитанию толерантности к ментальности народов других стран как части иной культуры.

Практические задачи:

  • Развивать лексические навыки учащихся, умения устной речи, аудитивные навыки, умения чтения аутентичного текста с общим пониманием.
  • Учить учащихся анализировать аутентичную информацию лингвострановедческого характера из Интернета, вести дискуссию по проблеме.
  • Совершенствовать навыки работы учащихся с Интернетом, используя немецкие сайты.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Индивидуальная.
  • Фронтальная.
  • Парная.

Технология: коммуникативный метод, новые информационные технологии

Средства обучения:

  • Персональные компьютеры
  • Интернет-сайты Германии и их адреса
  • Компьютерная презентация учителя к I- IV этапам урока (приложение 3)
  • CD c записью песни и интервью

Раздаточный дидактический материал: рабочий лист с заданиями (приложение 1), текст песни (приложение 2)

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя, информационное пространство Деятельность ученика
I. Оргмомент Учитель приветствует учащихся, беседует о дате, присутствующих. Приветствуют учителя
II. Целеполагание и мотивация Беседует с учащимися о теме, цели предстоящего урока (приложение 3, слайд №1).

"Wer beherrscht die Information, beherrscht die ganze Welt."

Wer hat das gesagt?

Zu welchem Thema sprechen wir also heute?

Учащиеся сообщают тему, цель урока, называют автора слов (Уинстон Черчилль)
III. Актуализация знаний и умений Предлагает вспомнить новую лексику по теме.

Welche neue Lexik kennen wir zu diesem Thema?

Затем - прокомментировать схему СМИ (приложение 3, слайд №2).

Schaut euch das Schema an und erklaert, welche Arten der Massenmedien es gibt.

Учащиеся по цепочке называют новые слова

Учащиеся комментируют схему (фронтально)

IV. Применение и закрепление материала Учитель предлагает учащимся кратко рассказать о каждом из основных СМИ (приложение 3, слайд №3)

-Was ist ein Massenmedium?

-Welchen Zwecken dienen die Massemedien?

-Was ist das aelteste Massenmedium?

-Wann wurde das Radio erfunden?

-Was ist das beliebteste Massemedium?

Учащиеся представляют краткий обзор СМИ по плану:

-из истории;

-интересные факты;

-роль в жизни человека (в Германии и в России);

-значение для себя;

  -Wie hei?t das modernste und das juengste Massenmedium?

Затем учащимся предлагается прослушать мнения немецкой молодёжи о роли СМИ и высказать своё мнение по каждому из высказываний (приложение 3, слайд №4).

Hoert euch folgende Aussagen deutscher Jugendlicher an. Seid ihr mit der Meinung der Interviewten einverstanden? Sagt ein Paar Saetze zu jeder Aussage.

Предлагает сделать вывод, закончив предложение (приложение 3, слайд №5).

Welche Schlussfolgerungen koennen wir aus diesem Gespraech ziehen? Ergaenzt den Satz " Die Massenmedien sind aus unserem Alltag nicht mehr wegzudenken, aber..."

Учащимся предлагается ответить на вопрос, как Интернет помогает в изучении немецкого языка (приложение 3, слайд №6)

Kann uns das Internet beim Deutschlernen helfen? Auf welche Weise?

-недостатки

Учащиеся слушают интервью, комментируют высказывания.

Закончив предложение, учащиеся делают вывод.

V. Закрепление и применение материала в процессе развития умений устной речи по теме Затем им предлагается зайти на сайт Гёте-института и выполнить задания №1,2,3 с рабочего листа.

Surfen wir jetzt im Internet und erfuellen die Aufgaben 1,2,3 vom "Arbeitsblatt"

Учащимся предлагается в парах продемонстрировать немецкие сайты, с которыми они познакомились дома, и рассказать, каким образом их можно использовать для совершенствования навыков владения немецким языком.

Was habt ihr zu Hause vorbereitet?

Учитель предлагает вновь обратится к "рабочему листу" и выполнить задания №4, 5.

Surfen wir wieder im Internet und erfuellen die Aufgaben 4,5 vom "Arbeitsblatt"

Учащимся предлагается сделать вывод о роли Интернета при изучении немецкого языка и учитель организует небольшую дискуссию о положительных и отрицательных сторонах Интернета.

Учащиеся находят Интернет - сайты, указанные на "рабочем листе" и выполняют задания №1,2,3 (см. приложение 1)

Учащиеся в парах демонстрируют немецкие сайты, с которыми они познакомились дома, и рассказывают, каким образом их можно использовать для совершенствования навыков владения немецким языком:

Пара 1: www.kindernetz.de

Пара 2: www.wasistwas.de

Пара 3: www.goethe.de/markt

http://www.kindersache.de

Пара 4:

Учащиеся находят Интернет - сайты, указанные на "рабочем листе" и выполняют задания №4,5 (см. приложение1)

Учащиеся в группах дискутируют, доказывая свою точку зрения.

  Kann also das Internet beim Deutschlernen helfen? Wie meint ihr aber, koennte das Internet den Lehrer voellig ersaetzen? Welche Positive und negative Seiten hat das Internet?

Stellt euch vor: eine Gruppe der Schueler ist pro Internett, denn sie stecken im Chat stundenlang, surfen im Internet stundenlang. Andere Schueler sind dagegen. Sie beweisen ihre Meinungen.

 
VI. Релаксация Учитель предлагает учащимся в качестве релаксации исполнить детскую песенку об Интернете.

Singen wir also das Kinderlied "Surf mit mir im Internet"!

Учащиеся исполняют песенку об Интернете (см. приложение 2)
VII. Заключительный этап: подведение итогов;

рефлексия;

домашнее задание.

Учитель подводит итоги урока. Объясняет домашнее задание. Благодарит за работу на уроке. Прощается. Die Hausaufgabe für die naechste Stunde(in Paaren erfuellen):

Bereitet ein Projekt "Deutsche Staedte"vor. (Seite 58, Uebung2)":

Sammelt Informationen ueber verschiedene deutsche Staedte (Geschichte, beruemte Menschen, Sehenswuerdigkeiten usw.) und gestaltet eine Galerie. Material koennt ihr u.a. im Internet finden (z.B.www.berlin.de)

Danke schoen fuer eure Arbeit. Auf Wiedersehen!

Учащиеся записывают домашнее задание, подводят итоги урока, прощаются.

Презентация.