В современных условиях информатизации общества все больше возрастает роль средств массовой информации, особенно Интернета, и их влияние на все сферы человеческой деятельности. Интернет стал универсальным инструментом, необходимым в любой профессиональной деятельности. Возрастает и уровень запросов социума к специалисту, к его профессиональной компетентности. Поэтому важно формировать у учащихся наряду с другими компетентностями информационную компетентность, которая предполагает умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить в разных источниках необходимую информацию и использовать её в учебном процессе, а также с целью саморазвития.
Целью обучения иностранному языку в гимназии является развитие у учащихся способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, формирование иноязычной коммуникативной компетентности - готовности к и способности к иноязычному общению, формирование и развитие личности средствами иноязычной культуры как субъекта учебной деятельности, личности, конструктивно думающей, способной к саморазвитию, которая могла бы свободно интегрироваться в систему национальной и мировой культур.
Реализации этой цели во многом способствует использование на уроках иностранного (немецкого) языка Интернет-ресурсов.
Использование Интернет-ресурсов в сочетании со знаниями и умениями в сфере иностранных языков позволяет учащимся получить представление о ментальности и в целом о культуре народов стран изучаемого языка, легко ориентироваться во "всемирной паутине", способствует формированию информационной компетентности школьника и его успешной социальной адаптации.
В представленной технологической карте урока немецкого языка в 11 классе показан заключительный этап работы по теме "Средства массовой информации. Интернет" (Мозаика: Учебник немецкого языка для 11 класса школ с углублённым изучением немецкого языка/ Л.Н.Яковлева, М.С.Лукьянчикова, М.Д.Бузоева, К.Штарк.- Москва : Просвещение, 2005).
Предлагается технология использования Интернет-ресурсов в процессе работы с аутентичной лингвострановедческой информацией с целью развития умений устной речи учащихся по теме.
Технологическая карта урока
Место урока: заключительный
Дидактическая цель: создать условия:
- для формирования информационной культуры школьника в процессе работы с Интернет-ресурсами;
- для систематизации и структурирования учебной информации средствами новых информационных технологий и коммуникативного метода.
Цели по содержанию:
Образовательная: способствовать:
- развитию умений устной речи учащихся по теме в процессе работы с аутентичной лингвострановедческой информацией из Интернета;
- расширению их потенциального словаря.
Развивающая: способствовать:
- развитию наглядно-образного мышления; умений сравнивать, сопоставлять, отстаивать свою точку зрения, делать выводы о роли СМИ, в том числе Интернета, в современной жизни Германии и России, а также о роли Интернета для изучения немецкого языка;
- развитию языковой догадки учащихся;
- развитию опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с Интернет-ресурсами, умений извлекать необходимую информацию и комментировать её.
Воспитательная: способствовать:
- формированию у учащихся информационной культуры,
- способности ориентироваться во "всемирной паутине",
- умений проводить межкультурное сравнение роли и места СМИ,
- воспитанию толерантности к ментальности народов других стран как части иной культуры.
Практические задачи:
- Развивать лексические навыки учащихся, умения устной речи, аудитивные навыки, умения чтения аутентичного текста с общим пониманием.
- Учить учащихся анализировать аутентичную информацию лингвострановедческого характера из Интернета, вести дискуссию по проблеме.
- Совершенствовать навыки работы учащихся с Интернетом, используя немецкие сайты.
Формы организации познавательной деятельности:
- Индивидуальная.
- Фронтальная.
- Парная.
Технология: коммуникативный метод, новые информационные технологии
Средства обучения:
- Персональные компьютеры
- Интернет-сайты Германии и их адреса
- Компьютерная презентация учителя к I- IV этапам урока (приложение 3)
- CD c записью песни и интервью
Раздаточный дидактический материал: рабочий лист с заданиями (приложение 1), текст песни (приложение 2)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя, информационное пространство | Деятельность ученика |
I. Оргмомент | Учитель приветствует учащихся, беседует о дате, присутствующих. | Приветствуют учителя |
II. Целеполагание и мотивация | Беседует с учащимися о теме, цели
предстоящего урока (приложение 3, слайд №1). "Wer beherrscht die Information, beherrscht die ganze Welt." Wer hat das gesagt? Zu welchem Thema sprechen wir also heute? |
Учащиеся сообщают тему, цель урока, называют автора слов (Уинстон Черчилль) |
III. Актуализация знаний и умений | Предлагает вспомнить новую лексику по
теме. Welche neue Lexik kennen wir zu diesem Thema? Затем - прокомментировать схему СМИ (приложение 3, слайд №2). Schaut euch das Schema an und erklaert, welche Arten der Massenmedien es gibt. |
Учащиеся по цепочке называют новые
слова Учащиеся комментируют схему (фронтально) |
IV. Применение и закрепление материала | Учитель предлагает учащимся кратко
рассказать о каждом из основных СМИ (приложение
3, слайд №3) -Was ist ein Massenmedium? -Welchen Zwecken dienen die Massemedien? -Was ist das aelteste Massenmedium? -Wann wurde das Radio erfunden? -Was ist das beliebteste Massemedium? |
Учащиеся представляют краткий обзор
СМИ по плану: -из истории; -интересные факты; -роль в жизни человека (в Германии и в России); -значение для себя; |
-Wie hei?t das modernste und das juengste Massenmedium? Затем учащимся предлагается прослушать мнения немецкой молодёжи о роли СМИ и высказать своё мнение по каждому из высказываний (приложение 3, слайд №4). Hoert euch folgende Aussagen deutscher Jugendlicher an. Seid ihr mit der Meinung der Interviewten einverstanden? Sagt ein Paar Saetze zu jeder Aussage. Предлагает сделать вывод, закончив предложение (приложение 3, слайд №5). Welche Schlussfolgerungen koennen wir aus diesem Gespraech ziehen? Ergaenzt den Satz " Die Massenmedien sind aus unserem Alltag nicht mehr wegzudenken, aber..." Учащимся предлагается ответить на вопрос, как Интернет помогает в изучении немецкого языка (приложение 3, слайд №6) Kann uns das Internet beim Deutschlernen helfen? Auf welche Weise? |
-недостатки Учащиеся слушают интервью, комментируют высказывания. Закончив предложение, учащиеся делают вывод. |
|
V. Закрепление и применение материала в процессе развития умений устной речи по теме | Затем им предлагается зайти на сайт
Гёте-института и выполнить задания №1,2,3 с
рабочего листа. Surfen wir jetzt im Internet und erfuellen die Aufgaben 1,2,3 vom "Arbeitsblatt" Учащимся предлагается в парах продемонстрировать немецкие сайты, с которыми они познакомились дома, и рассказать, каким образом их можно использовать для совершенствования навыков владения немецким языком. Was habt ihr zu Hause vorbereitet? Учитель предлагает вновь обратится к "рабочему листу" и выполнить задания №4, 5. Surfen wir wieder im Internet und erfuellen die Aufgaben 4,5 vom "Arbeitsblatt" Учащимся предлагается сделать вывод о роли Интернета при изучении немецкого языка и учитель организует небольшую дискуссию о положительных и отрицательных сторонах Интернета. |
Учащиеся находят Интернет - сайты,
указанные на "рабочем листе" и выполняют
задания №1,2,3 (см. приложение 1) Учащиеся в парах демонстрируют немецкие сайты, с которыми они познакомились дома, и рассказывают, каким образом их можно использовать для совершенствования навыков владения немецким языком: Пара 1: www.kindernetz.de Пара 2: www.wasistwas.de Пара 3: www.goethe.de/markt Пара 4: Учащиеся находят Интернет - сайты, указанные на "рабочем листе" и выполняют задания №4,5 (см. приложение1) Учащиеся в группах дискутируют, доказывая свою точку зрения. |
Kann also das Internet beim Deutschlernen helfen? Wie meint ihr aber,
koennte das Internet den Lehrer voellig ersaetzen? Welche Positive und negative Seiten hat
das Internet? Stellt euch vor: eine Gruppe der Schueler ist pro Internett, denn sie stecken im Chat stundenlang, surfen im Internet stundenlang. Andere Schueler sind dagegen. Sie beweisen ihre Meinungen. |
||
VI. Релаксация | Учитель предлагает учащимся в качестве
релаксации исполнить детскую песенку об
Интернете. Singen wir also das Kinderlied "Surf mit mir im Internet"! |
Учащиеся исполняют песенку об Интернете (см. приложение 2) |
VII. Заключительный этап: подведение
итогов; рефлексия; домашнее задание. |
Учитель подводит итоги урока. Объясняет
домашнее задание. Благодарит за работу на уроке.
Прощается. Die Hausaufgabe für die naechste Stunde(in Paaren erfuellen): Bereitet ein Projekt "Deutsche Staedte"vor. (Seite 58, Uebung2)": Sammelt Informationen ueber verschiedene deutsche Staedte (Geschichte, beruemte Menschen, Sehenswuerdigkeiten usw.) und gestaltet eine Galerie. Material koennt ihr u.a. im Internet finden (z.B.www.berlin.de) Danke schoen fuer eure Arbeit. Auf Wiedersehen! |
Учащиеся записывают домашнее задание, подводят итоги урока, прощаются. |