Задачи урока:
- Познакомить детей с украинской народной сказкой "Колосок".
- Вспомнить пройденные сказки.
- Развивать память, речь детей, воображение, ассоциативное мышление, умение работать в группах.
- Воспитывать трудолюбие, отзывчивость, уважение друг к другу, результатам труда людей.
- Прививать любовь и интерес к чтению.
- Учить детей заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
- клубочек,
- уголек,
- рисунки (дед Буквоед, дом сказок, Загадалка, Путалка, Забывалка).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок.
II. Упражнение для развития навыка чтения.
(Ежеурочная пятиминутка чтения - чтение художественной литературы 5 мин.).
III. Сообщение темы и задач урока (настрой на урок).
Сегодня у нас необычный урок чтения и мне хотелось бы, чтобы его начали ребята со стихотворений (дети читают заранее подготовленные стихи):
1)
Умными словами недаром сказано -
Всем лучшим книгам мы обязаны.
Книжки читают и стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.
2)
Книжки читаю - значит мыслю!
Мыслю - значит, живу, а не кисну!
В книжках мудрость, слезы и смех,
Книжке хватит сердца для всех!
3)
Итак, друзья, начнем урок!
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для нас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши любимые сказки!
- Да, речь на нашем уроке чтения сегодня пойдет о сказках. Мы попадем в мир сказок, где нас ждут встречи со сказочными героями, знакомство с новой сказкой, встречи со сказками уже известными. И к нам на урок сегодня пришел гость - дед Буквоед (показ рисунка героя).
- Он очень любит сказки и хочет пригласить нас в сказочное путешествие. Но перед путешествием он хочет задать нам несколько вопросов и просмотреть - сможем ли мы попасть в сказочный мир.
IV. Проверка домашнего задания.
- Дед Буквоед хочет послушать, как вы дома подготовили выразительное чтение стихотворения А.И. Введенского "Лошадка" (читают по цепочке 4 - 5 учащихся).
V. Работа по теме урока.
-А теперь ответим на вопросы деда Буквоеда:
(учитель читает вопросы, взятые из конверта деда Буквоеда)
- Чем отличается сказка от рассказа?
- Кто пишет сказки?
- Что побеждает в сказках добро или зло?
- Почему сказки назвали именно "сказками"?
(Сказка - это литературное произведение, получило свое название от слова "сказ" - это устный рассказ, который передается из уст в уста).
- Прочтем слова А.С. Пушкина на доске хором (читаем).
- Как вы их понимаете?
Вы молодцы! Ответили на все вопросы деда Буквоеда, и он приглашает нас в сказочное путешествие!
- Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы попали в сказочный лес. Мы идем по тропинке, кругом стоят сказочные деревья, дует свежий ветерок, летают бабочки, чудесно пахнут лесные цветы и хвоя елей, поют сказочные птицы. Так красиво и хорошо!
- Ой, ребята, смотрите, (учитель открывает доску, на которой сказочный лес, тропинка и камень) камень, на нем надпись. Дети читают:
"Направо пойдешь - сюда же вернешься!
Налево пойдешь - пропадешь!
Прямо пойдешь - знакомство ждет тебя!"
(Дети делают выбор)
- Ой, ребята, нас кто-то ждет на тропинке (дети читают)
1. Забывалка.
- У Забывалки сегодня много телеграмм, она забыла от кого какая пришла и мы должны ей помочь. (Учитель раздает на парту по телеграмме-фразе из сказок, дети работают в парах, затем дают ответы).
Телеграммы.
1. Не ешь меня, я тебе песню спою!
2. Сегодня у меня славная находка, будет моей старухе и шуба и воротник!
3. Сяду на пенек, съем пирожок.
4. Возьми себе вершки, а мне отдай корешки.
5. Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь. И все будет сделано.
6. А ну-ка, ведра! Ступайте-ка домой сами! и др.
- Забывалка дала нам уголек он поведет нас дальше.
(продвигаются взглядами по тропинке, нарисованной на доске)
2. Загадалка.
- Загадалка загадала сказки, мы должны ответить, какие ассоциации у нас возникают, когда мы слышим:
- 1 ряд - "Колобок"
- 2 ряд - "Теремок"
- 3 ряд - "Золушка".
- Загадалка довольна вашими ответами и за это она проводит нас через реку. Она дала клубочек, он покажет нам дорогу дальше, через лес.
- Ой, смотрите, дальше лес совсем непроходимый!
3. Путалка.
- А это Путалка перепутала все стежки-дорожки. А сделала она это потому, что перепутала название сказок и никак не может разобраться, в чем дело. Поможем ей? (учитель читает, дети исправляют ошибки)
1. Царевна-индюшка.
2. По собачьему велению.
3. Сивка-будка.
4. Иван-царевич и зеленый волк.
5. У страха уши велики.
- Путалка посмеялась вместе с нами и открыла нам путь. Мы идем по дорожке и подходим к Дому сказок. Здесь живут сказки. И сегодня здесь нас ждет новая сказка. Но двери закрыты на замок, а на нем запись (читаю: "Расскажите как вы путешествовали по лесу")
VI. Физминутка.
Только в лес мы вошли
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем, перед нами водоем
Раз-два, раз-два - позади уже вода.
Зайчик скачет быстро в поле.
Очень весело на воле.
Но закончилась игра, и учиться нам пора.
VII. Беседа перед чтением.
(учитель открывает замок, снимает его, раскрывает окно дома, там колосок)
- Что это?
- Вы когда-нибудь видели колос?
- Для чего люди выращивают колоски?
(Беседа о хлебе, о бережном отношении к нему и к труду хлеборобов).
И мы сегодня тоже читаем сказку о том, как из колоска можно получить хлеб.
VIII. Работа с учебником.
- Прочтите, как называется раздел? Эти сказки нас познакомят с жизнью разных народов (украинского, татарского и др.), с их обычаями и бытом, трудом и традициями. Как и в русских народных сказках, в этих сказках всегда побеждает добро.
- Итак, читаем сказку украинского народа "Колосок".
1) чтение учителем, вид чтения "Буксир";
2) дочитывают дети по цепочке.
3) работа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
- Какай народ ее сочинил?
- Кто главные герои сказки?
- Кто положительный герой? Почему?
- Кто отрицательный герой? Почему?
- На кого бы вы хотели быть похожими?
- Как из колоска получились пироги?
- Почему Петушок не дал пирогов мышатам?
- Почему меняется голосок у мышат к концу сказки?
4) Повторное чтение в группах;
5) Работа над пословицами в конце сказки:
а) Чтение и объяснение смысла каждой пословицы;
б) - Какая пословица больше подходит к сказке?
IX. Итог урока.
- Что понравилось вам на уроке?
- Ребята, дед Буквоед остался вами очень доволен, но у него еще осталось для вас задание - разгадать кроссворд (дети разгадывают кроссворд и отгадывают ключевое слово). <Приложение 1>
(Подведение итогов, выставление отметок).
X. Домашнее задание.
1) Научиться читать сказку по ролям.
2) Нарисовать в тетрадь по чтению рисунок к сказке.