Цель: формирование эстетического вкуса через искусство развитие чувства прекрасного, умения анализировать и обобщать полученные знания применять в жизни.
Ход занятия
Ведущий: И живопись и поэзия создают, прежде всего, художественный образ, сотканных из сложных взаимоотношений цвета, линии, формы и композиции, или ритма,
музыки слов и интонаций. Хотя художники и поэты пользуются разными выразительными средствами, приемы их творчества во многом сходны и даже пересекаются; не даром говорят, что художники поэтизируют натуру, а поэты "живописуют". И художники, и поэты пользуются языком метафор, только в живописи, в качестве метафоры могут выступать цвет - насыщенно - яркий, прозрачно нежный, торжественный или мрачный, и линия плавная, мягкая, или резкая, решительная, болезненно - изломленная, а в поэзии этот же эффект достигается сравнениями, стихотворным размером, рифмами. Написанные в одну эпоху стихи и картины несут на себе отпечаток общего стиля, присущего своему времени. Не редко живопись служит источником вдохновения поэта: стихи слагаются под впечатлением той или иной картины. Причем острота восприятия поэтом произведения живописи не зависит от времени его создания.
Посмотрите внимательно на выставку иллюстраций работ знаменитых художников. Вот портрет А. Струйской, работа Рокотова. Н. Заболоцкий посветил этому портрету стихи, послушайте:
Чтец 1:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно...
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас
Ее глаза, как два тумана
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана
Покрытых мглою неудач
Соединенье двух загадок
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза
Ведущий: А вот портрет М. Дъяковой (1778 г.) другого прославленного мастера Д.Левицкого. Французский поэт Сегюр был восхищен как портретом, так и его моделью, и посвятила Марии Алексеевне стихотворение, написав его на обороте портрета.
Чтец 2:
Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста ее.
Ничто несравнимо с обаянием ее грациозного облика
Скажут: но есть ли в ней то, что любят в ней?
Сердце ее в сто крат прекраснее
Чем небесная глазурь ее глаз
Ей дано больше очарования
Чем могла передать кисть
И в сердце ее больше добродетели
Чем красоты в ее лице.
Ведущий: Живописный образ молодой женщины, созданный Левицким, увидевшим в Дъяковой ту же нежность, тонкость, прелесть юности. Обратите внимание на следующую работу В. Борвицкого (1787 г.). Созерцательной, томной, мечтательной, предстает на портрете М. Лопухина. Я. Полонский, посвятил ей свои стихи:
Чтец 3:
Она давно прошла, и нет уж тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали страданье - тень любви,
И мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас,
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушно потомство привлекать.
Ведущий: Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Не каждый человек может стать художником. Эта возможность предоставляется очень талантливым людям.
Они работают, мечтая о прекрасном мире, стараются рассказать о мыслях и чувствах своего народа. Посмотрите на эти работы В. Васнецова, В. Петрова, В. Д. Поленова, и т. д. О чем они вам рассказывают, какие чувства передают?!
(Небольшая беседа с детьми)
Настоящий художник не может точь-в-точь повторить то, что сделал другой. Потому что настоящий художник не просто пишет лица, руки, ноги, одежду, - он всегда сам глубоко переживает то, что пишет. Если пишет, как человек страдает, - он тоже страдает. Если человек, которого он изображает, бьется с врагом, - и в его сердце пробуждается отвага. И эти чувства - радость, страдание, отвага - которые переполняли художника, передаются зрителям.
Как вы думаете, ребята, с чего начинает свои картины художник?!
(Ответы ребят)
Ведущий: Художник, подходя к чистому холсту, начинает с рук, лица, характера, последним пишется пол. Как говорил русский художник Юрий Сергеев: "Если начинать с "тряпок" художник выхолащивается". Посмотрите на его полотна, - спокойные, открытые, озаренные внутренним светом лица.
(Демонстрируется несколько иллюстраций)
Как мало мы теперь радуемся в нашей жизни, как редко получаем запал душевных сил от большого искусства. И можно только по-доброму позавидовать тем, кто сегодня открыл для себя замечательного русского художника - современника и испытал радость от его удивительного, до конца непостижимого, как все чудесное, творчества. Ну, а сейчас, ребята, мы попробуем на минуту превратиться в замечательных художников и попробовать изобразить их шедевры, только они будут сфантазированы и изображены лично вами, т.е. это полотна, которые могли бы быть у этих художников, но их нет, а вы, можно так сказать, восполнили этот пробел.
(Дети, под фонограмму спокойной мелодии, выполняют работы. Затем, проводится небольшая выставка наших новоиспеченных "Нестеровых", "Врубелей" и т.д.)
Ведущий: Дорогие ребята! Вы просто молодцы! Вы не только выполнили поставленную перед вами задачу, но, действительно вжились в образы художников. Так как таковая будет иметь смысл, и начинать значить только преображенная, т.е. в искусстве, творить, рисовать.