Цели:
- Сформировать представления детей об уникальной достопримечательности Красноярского края о заповеднике “Красноярские Столбы”.
- Углубить и расширить знания учащихся о природе своей местности.
- Совершенствовать познавательную и практическую деятельность школьников.
- Воспитывать интерес к познанию природы родного края.
Оборудование: Карточки для работы в группах, презентация, экран, проектор, картинки редких животных и растений, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент
На доске
Судьба природы – наша судьба.
Звучит песня “Просьба” (слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой)
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. С какой просьбой обращается автор этой песни ко всем людям?
Учитель. А как выдумаете, нужна ли природе помощь человека?
Ученики. Нужна.
Учитель. Почему?
Учитель. В чем заключается смысл строк “Судьба природы – наша судьба”?
Учитель. Какие действия предпринимает человек, чтобы позаботиться о природе?
Ученики. Люди создают особо охраняемые территории.
Учитель. Как эти территории называются?
Ученики. Заповедники, заказники, национальные парки, государственные памятники природы.
Учитель. Пока сознание отдельных людей и руководителей предприятий не соответствуют требованиям охраны природы. Нередко эти нарушения приводят к уничтожению некоторых видов растений и животных и целых природных комплексов.
Все это завершается порой полным исчезновением животных и растений. Их уже невозможно воссоздать. Беднеет природа, и человек теряет богатства, какими располагал. Для того, чтобы не случилась такая беда, создаются особо охраняемые территории природы.
На территории Красноярского края организовано 5 заповедников: Саяно-Шушенский, Центральный Сибирский, Таймырский, Путоранский, Столбы.
Учитель. Так о чем мы поведем сегодня разговор?
Ученики. О заповедниках.
III. Знакомство с заповедником “Столбы”.
Учитель. Прочитайте название нашего урока.
– О каком заповеднике можно так сказать?
Ученики. О заповеднике “Столбы”.
Учитель. Действительно, мы поведем разговор о самом уникальном заповеднике Красноярского края, о котором знает вся наша огромная страна.
Выступления учеников
Красноярск, Енисей, Столбы… Для красноярцев это привычные с детства слова. Заповедник расположен на правобережье Енисея, в нескольких километрах от Красноярска . Территория вытянута с севера-запада на юго-восток, постепенно расширяясь. Заповедник был образован 10 апреля 1925 года.
В начале прошлого столетия житель станицы Базаиха Прохор Селезнев писал: “Зело превелики и причудесно сотворены скалы. Только попасть туда трудно, конный не проедет, пеший не пройдет, да и зверья дикого немало. Разное рассказывают о них. Пожалуй, правду говорят, что даже в других землях не увидеть такого. И залезть на сии скалы никто не сможет, и какие они неизвестно”
Учитель. Неповторима природа заповедника “Столбы”. На сотни километров распростерлась сибирская тайга. И среди вечнозеленого моря – гряды причудливых скал, сказочных каменных изваяний, напоминающих своими очертаниями огромную голову седобородого старца, то неприступную средневековую крепость, то перья гигантской птицы, обронившей их в стремительном полете.
Ученик читает стихотворение наизусть.
Столбы
Еще влажны холодные камни и не виден в полумраке Дед,
Но уже различаешь, в тумане гасит тусклые звезды рассвет.
Над цветущим Куйсульским садом птичий гомон сильней и сильней.
И предутренняя прохлада чуть колышет листву ветвей.
Зверь ли птица в кустах шевелится, просыпается с первым лучом,
Скоро солнечный луч заискрится изумрудным веселым огнем.
Видишь, облачко розовеет, небосклон на восходе румян.
Поднимается над Енисеем серебристой волною туман.
Марк Соболь
Учитель. Скалы среди дикой таежной природы с давних времен манили сюда горожан. И не просто хотелось любоваться ими, но и побывать на вершине, испробовать свои силы, ловкость, испытать восторг победы.
IV. Особенности скал заповедника “Столбы”
Учитель. Познакомимся теперь с наиболее интересными скалами. Свои сообщения подготовили учащиеся нашего класса.
Ученик 1. ПЕРЬЯ. Когда подходишь к ним, видишь четыре величественные сорокаметровые отвесные каменные плиты, примкнутые друг к другу. Каждая плита, заостренная у вершины, напоминает как бы перья исполинской птицы.
Ученик 2. ДЕД. В пятистах метрах от перьев, через лог, возвышается массивный утес. Дед – удивительное произведение природы. Если смотреть на столб с востока, можно увидеть голову мужественного и сурового, о чем-то задумавшегося старика с открытым лбом, на который надвинута кепка. Прямой нос и опущенная на грудь борода, усиливают впечатление. С противоположной стороны скала похожа на смеющегося деда.
Ученик 3. ПРАДЕД и видовки КОММУНАР и ДИКАРКА. Прадед невысок, на него с одной стороны можно свободно зайти. С другой он значительно выше и имеет несколько вершин. Левая оконечность скалы сильно напоминает лицо дряхлого старика с узким лицом и большой длинной бородой, а на голове как бы одета шапка.
Ученик 4. ПЕРВЫЙ СТОЛБ. Он возвышается ниже по склону горы. Огромная пирамида, как бы сложенная из отдельных массивных камней. Высота его достигает 70-80 метров. Этот столб самый популярный в заповеднике.
Учитель. В заповеднике “Столбы” насчитывается около 100 скал и утесов. Еще там можно увидеть III и IV столбы, Чертов палец, Слоновье ухо. Красноярские “Столбы” прославлены не только по всей Сибири, но и далеко за ее пределами. Всем, кто имеет хотя бы отдаленное отношение к спорту, красноярские Столбы известны, как Всероссийская школа альпинизма, давшая таких первоклассных мастеров своего дела, как братья Абалаковы.
V. Физкультпауза.
VI. Растительный мир заповедника.
Учитель. На территории заповедника и его ближайших окрестностей найдено более 600 видов цветковых растений.
Ученик читает стихотворение.
Недалеко от Енисея,
Где рядом скалы и леса,
Как будто ветер их рассеял,
Цветы в долине – чудеса.
Учитель. Так ярко, восхищенно описывал красочный мир растений заповедника “Столбы” его первый директор Алексей Леопольдович Яворский.
Ученик. В лесах заповедника растет большая часть древесных пород, встречающихся в крае: сосна, пихта, лиственница, кедр, ель. (Сопровождается показом картинок или фотографий). Обычны здесь и крупные кустарники: черемуха, рябина, ольха, ива. Немало в заповеднике красиво цветущих и дикорастущих растений.
Учитель. Когда посещаешь заповедник, можно ли срывать понравившиеся цветы? Почему?
VII. Животный мир заповедника.
Учитель. Не только растительный мир разнообразен в заповеднике, но и животный. Здесь все животные взяты под охрану.
Ученик 1. Всего в заповеднике насчитывается до 195 видов птиц, из которых наиболее обычны синицы, пеночки, трясогузки, дрозды, дятлы, клесты, кукушки и многие другие. Распознать их в природе бывает довольно трудно, это могут сделать только специалисты. (Сопровождается показом картинок или фотографий).
Ученик 2. Разнообразны дневные хищные птицы: пустельга, канюк, черный коршун, совы. Есть виды, которые занесены в Красную книгу: орел, сапсан, белобан, скопа.(Сопровождается показом картинок или фотографий.)
Ученик 3. Млекопитающие представлены на Столбах 52 видами. В экскурсионном районе можно увидеть белку. Вызывает улыбку своей оригинальной расцветкой и привычкой становиться столбиком бурундук. В горной тайге можно встретить соболя. В зоне заповедника живут и более крупные звери: барсуки, росомахи, рыси, медведи, маралы, косули, кабарга. (Сопровождается показом картинок или фотографий.)
Ученик 4. Животный мир водоемов значительно беднее. В речках водится 22 вида рыб, из них наиболее распространенные – пескарь, елец, ерш, плотва, хариус, таймень, налим, ленок и многие другие. (сопровождается показом картинок или фотографий).
Учитель. Молодцы. Вы очень подробно рассказали о заповеднике. А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
VIII. Первичное закрепление.
Работа в группах по карточкам.
Карточка № 1
|
Карточка № 2
|
Карточка №3
|
Проверка (выступают представители от каждой группы).
IX. Разработка правил посещения заповедника.
Учитель. У заповедника очень много друзей. Для них святы правила посещения этого уникального памятника природы. Давайте попробуем разработать эти правила.
Работа в группах.
Проверка (выступают представители от каждой группы).
Учитель. Правила, которые вы разработали, помогут вам правильно вести себя не только в заповеднике, но и в любом уголке природы.
Друзья заповедника берегут его покой и посвящают ему свои безыскусные, но искренние стихи. Вот одно из них, написанное Анатолием Зыряновым.
Учитель читает стихотворение.
Входящему на Столбы.
… Не рви цветов у скал высоких, живых деревьев не ломай.
Зверей не трогай быстроногих и птиц напрасно не пугай.
Не жги костер – изранишь землю, вдруг ветер: и пошел пожар…
Прислушайся – природа внемлет, и каждый шаг твой, как удар!
Учитель. Что вы услышали в стихотворении?
X. Итог урока.
Учитель. Что для себя интересного вы узнали на уроке? Чем уникален заповедник “Столбы”? Хочется закончить наш урок такими строчками:
Я верю! Заповеди эти ты будешь свято соблюдать.
Столбы одни на этом свете – нам их беречь и сохранять!
XI. Домашнее задание
Творческая работа (по желанию). Сочинить стихотворение о заповеднике.