Цель:
- поздравить с Днем Матери мам и бабушек учащихся на основе литературных, музыкальных и фольклорных произведений.
Задачи:
- воспитывать уважение к старшим;
- развивать мыслительные, творческие способности учащихся;
- речь и ее выразительность; уверенность в себе;
- обучение демонстрации способностей учащихся;
- расширять кругозор.
Оборудование:
- плакаты с пословицами,
- картина с изображением Владимирской Божьей Матери,
- музыкальный центр,
- выставка книг с произведениями о мамах.
Вступительное слово учителя.
– Уважаемые мамы, дорогие ребята. Я вас всех приветствую сегодня на нашем праздничном уроке, который посвящен Дню матери.
– Мать!...Она осязает, чувствует, любит своего ребенка, волнуется, страдает за него уже тогда , когда малыш только собирается появиться на свет.
Мама! Мама – первое слово, которое с радостной улыбкой произносит дитя.
Мама – это то слово, которое чаще всего повторяет человек в минуты страдания и горя.
Мать любит своего ребенка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и бесталанного, окруженного славой и неудачника. Мать всегда поймет его страдания и протянет руку помощи, отдаст последний кусок хлеба.
– Когда мы молимся и просим помощи, мы обращаемся к Божьей Матери.
– Дорогие мамы, давайте послушаем, как наши дети понимают слово “мама”.
1. Дети читают наизусть стих по строчке Л. Николаенко “Доброта”.
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас, добрый день и добрый час,
Вечер добрый, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты,
Что от этой доброты приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы…
Я тебе отвечу прямо: – Это мама, мама, мама! (Все вместе)
2. Работа с пословицами.
– В народе очень много сложено пословиц о матери.
Учитель. Я хочу прочесть некоторые из них, а ребята мне помогут.
При солнышке тепло , а при матери добро.
Материнская молитва со дна моря поднимает.
Мать кормит детей, как земля людей.
Материнская ласка границ не знает.
– Даже в таких трудных ситуациях. (О пословице “Материнская ласка границ не знает”)
(Дети обыгрывают сценки: сыновья и мамы.)
С. – Мама, я сегодня вас с папой спас.
М. – Это как же?
С. – Очень просто. По телевизору сказали, что сладкое вредно для здоровья. Вот я и съел весь торт, пусть мне одному будет плохо.
М. – Сережа, где твой дневник?
С. – Одолжил Алеше. Он хочет напугать своих родителей.
М. – На кого ты похож? Где ты измазался?
С. – Упал в лужу.
М. – В новых брюках!
С. – Я не успел их снять.
4. Работа с книгами о мамах.
Уч. – Ребята, а теперь давайте вспомним мам, о которых написано в книгах.
– Узнайте, чья это мама и как ее зовут?
– Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла, молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
А с вымечка по копытечку,
А с копытечка во сыру землю. (Мама коза.)– Провожала мама – …
В школу милого сыночка.
Говорила: – Не дерись, не петушись!
Проводила со двора: – Ну, ни пуха, ни пера.
Через час еле живой петушок идет домой… (Мама – Квочка.)
– Пора, … – сказала мама. Иди, пока не дойдешь до пруда. Ты увидишь большое бревно, которое перекинуто через пруд. Перейди по нему на другую сторону. Это самое лучшее место для ловли раков. (Мама Енотиха.)
– Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: “Кто хлебал из моей чашки?” (Медведица из сказки “Три медведя”.)
– На, снеси бабушке гостинец и поздравь ее с днем рождения.
Я положила в корзину пирог, яблоки. То-то бабушка обрадуется!
Только смотри не заблудись, ни куда с дороги не сворачивай.
Ты ведь знаешь, в лесу живет злой волк. Кто к нему в лапы попал, тот пропал. (Мама из сказки “Красная Шапочка”.)
Учитель. Вот такие мамы у наших героев. Я хочу прочитать стих, который так и называется “Вот какая мама”. А написала его замечательная поэтесса Елена Благинина.
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка –
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках.
Туфли новые на ножках…
Вот какая мама угодила –К Маю дочку нарядила!
Вот какая мама –
Золотая прямо!
5. Учитель. Мамы любят напевать песенки.
– Скажите, какие песенки любит напевать ваши мамы?
(Ответы детей)
Мы все помним с детства мамины песенки, особенно те, под которые засыпали. Как называются такие песенки? (Колыбельные.)
– Давайте послушаем колыбельную одной мамы.
(Включается песня “Колыбельная медведицы” из м/ф “Умка”)
– Как зовут эту маму и кому она пела? (Ответы детей.)
– А теперь, дорогие мамы, дети споют для вас свою любимую песенку о маме.
(“ Песенка Мамонтенка” исполняют все под мелодию.)
После исполнения дети дарят сувениры, сделанные своими руками
6. Учитель. В завершении нашего урока я хочу прочитать стих “Окно” (Л.Николаенко).
Утром две ладони, две больших руки
Мыли окна в доме наперегонки.
Видно, чья-то мама поднялась чуть свет…
“Мама мыла раму” – помню с детских лет.
Мыла раму спорно, толь рядом вдруг
Показалась вскоре пара детских рук.
И через минуту с ними заодно
Две руки – малютки стали мыть окно.
Так они старались, что, конечно, там
Место не осталось маминым рукам.
Мне всегда приятно видеть то окно:
Добротой и дружбой светится оно!
– Дорогие мамы, дорогие ребята, я хочу пожелать вам, что бы в вашем доме всегда царила доброта и дружба, как у героев этого стихотворения.
– Спасибо за внимание, наш урок окончен.