Пояснительная записка.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Замены, искажения, отсутствия звуков - достаточно распространенные явления среди детей. Поэтому начинать заботиться о правильности произношения звуков ребенка нужно как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет. Так, данные логопедического обследования детей 4-5 лет за три последних учебных года показывает:
2005-2006 уч.г. | 2006-2007 уч.г. | 2007-2008 уч.г. | |
Всего обследовано детей 4-5 лет | 18 | 40 | 37 |
Выявлено детей с нарушением звукопроизношением | 14 (78 %) | 32 (80 %) | 35 (96 %) |
Программа "Звукарик" предназначена для детей 4-5 лет с сохранным слухом и сохранным интеллектом, имеющих в различной степени нарушения в произношении звуков речи.
Обучение идет по следующим направлениям:
- Совершенствование артикуляционной моторики.
- Закрепление правильного произношения звуков речи у дошкольников.
- Развитие фонематического восприятия, просодики, а также речевого и слухового внимания, памяти, мышления.
В ходе использования данной программы реализуются следующие задачи:
- Формирование правильного артикуляционного уклада языка.
- Закрепление произношения звука в слогах, словах, фразах.
- Совершенствование фонематического восприятия.
- Развитие просодической стороны речи.
- Развитие психических функций.
Решение данных задач способствует достижению определенных целей, основной из которых является уточнение и закрепление правильной артикуляции каждого звука русского языка.
Программа рассчитана на 48 занятий в год с периодичностью 2 занятия в неделю по 25-30 минут. Занятия проводятся в групповой форме (от 5 до 10 детей). Подбор группы осуществляется по сходным речевым нарушениям, по результатам диагностики. Наиболее оптимальна в данном случае диагностика в адаптированном варианте с учетом возрастных особенностей детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата по методике предложенной Ю.Н.Волковой (Приложение 1)
При использовании программы "Звукарик" у дошкольников развиваются следующие личностные умения и качества:
- Развитие звуковой стороны речи.
Формируется артикуляционная моторика, умение правильно произносить звуки в речи, а также различать их по артикуляционно-акустическим признакам.
- Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Вырабатывается умение слышать звучание чужой и собственной речи, понимание словесной инструкции с первого раза, умение исправлять свои и чужие речевые ошибки.
- Воспитание внятного, отчетливого говорения в неторопливом темпе.
Предупреждаются дефекты слоговой структуры слова, темпо-ритмические нарушения.
Как итог реализации данной программы предусмотрено проведение открытого занятия (спектакля, праздника).
Учебно-тематический план (октябрь-май)
№ занятия |
Раздел | Тема | Кол-во часов |
№ занятия |
Раздел | Тема | Кол-во часов |
|
1 | Вводное | Формирование представления о звуках | 1 | 25 | Звук Т' | 1 | ||
2 | Гласные звуки | Звук А | 1 | 26 | Звук Д | 1 | ||
3 | Звук О | 1 | 27 | Звук Д' | 1 | |||
4 | Звук У | 1 | 28 | Звук й | 1 | |||
5 | Звук Ы | 1 | 29 | Звук К | 1 | |||
6 | Звук Э | 1 | 30 | Звук К' | 1 | |||
7 | Звук И | 1 | 31 | Звук Г | 1 | |||
8 | Звук Е | 1 | 32 | Звук Г' | 1 | |||
9 | Звук ё | 1 | 33 | Звук Х | 1 | |||
10 | Звук Я | 1 | 34 | Звук Х' | 1 | |||
11 | Звук Ю | 1 | 35 | Звук С | 1 | |||
12 | Согласные звуки | Звук M | 1 | 36 | Звук С' | 1 | ||
13 | Звук M' | 1 | 37 | Звук З | 1 | |||
14 | Звук Н | 1 | 38 | Звук З' | 1 | |||
15 | Звук Н' | 1 | 39 | Звук Ц | 1 | |||
16 | Звук П | 1 | 40 | Звук Ш | 1 | |||
17 | Звук П' | 1 | 41 | Звук Ж | 1 | |||
18 | Звук Б | 1 | 42 | Звук Ч | 1 | |||
19 | Звук Б' | 1 | 43 | Звук Щ | 1 | |||
20 | Звук Ф | 1 | 44 | Звук Л | 1 | |||
21 | Звук Ф' | 1 | 45 | Звук Л' | 1 | |||
22 | Звук В | 1 | 46 | Звук Р | 1 | |||
23 | Звук В' | 1 | 47 | Звук Р' | 1 | |||
24 | Звук Т | 1 | 48 | Итоговое занятие | 1 |