Тема урока: Свойства действий с рациональными числами. (6-й класс)
Цели урока:
- повторить все свойства действий с рациональными числами;
- показать умения применять свойства при приведении подобных слагаемых и раскрывании скобок;
- вспомнить расположение точки на координатной прямой и нахождение
- расстояния между двумя точками на координатной прямой;
- показать умение работать с компьютером.
Форма проведения: урок-игра «Полёт в космос».
Место проведения: кабинет информатики.
Оборудование: компьютеры, демонстрационная доска, плакат для устного счёта, карточки для «кругового забега», карточки «заполни пропуски».
План урока:
- Организационный момент приветствие, сообщение целей урока, представление экипажей.
- Работа устно: бортинженеры показывают умение сосредоточиться за компьютерами.
- «Забег» по кругу совершают все члены экипажа, кроме капитанов, которые работают на компьютерах.
- Фронтальная работа:
1) Определение скорости космического корабля.
2) Радисты показывают умение ориентироваться на координатной прямой (компьютеры), а капитаны показывают умение ориентироваться на координатной плоскости. Остальные заполняют пропуски в равенствах.
- Самостоятельная работа: прочитать шифровку.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Ход урока
1.
12 апреля – День космонавтики. Много лет тому назад, когда вас ещё не было на свете, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле поднялся в космос наш соотечественник. Вы, конечно же, знаете, как его звали. Юрий Алексеевич Гагарин. Он стал одним из самых известных людей на планете. И многие мальчишки и девчонки мечтали тогда и мечтают сейчас стать космонавтами и отправиться к звёздам.
Но, для того, чтобы стать космонавтом, нужно приложить немало усилий, изучить много наук. Одной из самых необходимых космонавту наук являе6тся математика.
И вот сегодня на уроке мы с вами совершим полёт в космос, повторив при этом свойства действий с рациональными числами, нахождение расстояния между точками на координатной прямой, будем применять все изученые6 нами свойства к приведению подобных слагаемых и раскрытию скобок.
Когда космический корабль отправляется в космос, то в нем находится экипаж. Вот мы с вами разделились на 5 экипажей, в каждом из которых есть капитан, радист и бортинженеры.
Какой из экипажей является наиболее подготовленным к полету в космос, мы сегодня и узнаем.
Экипажи:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | ||||
1) К | 1) К | 1) К | 1) К | 1) К | ||||
2) | 2) | 2) | 2) | 2) | ||||
3) | 3) | 3) | 3) | 3) | ||||
4) | 4) | 4) | 4) | 4) | ||||
5) | 5) | 5) | 5) | 5) |
2.
Каждый космонавт должен сосредоточиться так, чтобы ничто не могло его отвлечь.
Бортинженеры подходят к компьютерам и работают.
1) Все остальные члены экипажей закрывают глаза, сосредоточились. Я читаю задание, вы внимательно слушаете, считаете и ответы показываете на пальцах: «положительные» – на правой, а «отрицательные» – на левой руке.
№ |
Задание |
Ответ |
Рука |
1. | 2 + 1 | 3 |
правая |
2. | -3 + 0 | - 3 |
левая |
3. | -7 + 5 | - 2 |
левая |
4. | -12 : 3 | - 4 |
левая |
5. | 2,5 * 2 | 5 |
правая |
6. | -8 * (-0,5) | 4 |
правая |
7. | 0 : (-3) | 0 |
никакая |
8. | К какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось 5? | 2 |
правая |
9. | Какое число надо умножить на –1, чтобы получилось 4? | - 4 |
левая |
10. | Из какого числа надо вычесть –2, чтобы получилось 3? | 1 |
правая |
11. | На какое число надо разделить 12, чтобы получилось –6? | - 2 |
левая |
2) В космосе может случиться всякое. Порой надо действовать быстро, решительно, надеясь только на свои силы. Поэтому космонавт должен быть сообразительным, уметь найти выход из любого положения. А, ну-ка, сообразите, при каких значениях а и в верно равенство:
а : в = а
а : в = 1
а : в = 0
а : в = - а
-а : в = -1
а : в = в : а
Молодцы, спасибо за работу. Бортинженеры возвращаются к своим экипажам.
3.
Капитаны приглашаются за компьютеры.
Во время взлёта и посадок корабля космонавт испытывает большие перегрузки. Поэтому он должен быть закаленным, сильным и выносливым. При подготовке к полёту нужно много внимания уделять физической подготовке.
Совершим «забег» по кругу.
Собрать карточки, капитаны возвращаются на своё место.
4.
1) Чтобы корабль мог вылететь в космос, он должен развить большую скорость. Известно, что скорость самолёта «Ту-134» равна 900 км/ч. скорость космического корабля, конечно же, во много раз больше.
Давайте с вами узнаем, какова же скорость космического корабля. Для этого нужно выполнить следующее задание: привести подобные слагаемые, подче6ркнуть коэффициенты в полученных выражениях и выписать эти коэффициенты в данном порядке.
Открыли тетради, запишем дату, классная работа и тему урока.
К доске выходят по одному представителю от экипажа и выполняют задание. Экипаж выполняет тоже задание, что и ученик из его команды.
1) 3а + 0,2а – 5,2а + 4а = |
|
(2а) |
2) –4с + 6,7с – 2с +7,3 = |
|
(8с) |
3) х – 2,45х + 3х + 2,45х = |
|
(2х) |
4) –2д + д – 0,2д + 9,2д = |
|
(7д) |
5) 5,6т – 2т – 3,6т + т = |
|
(1т) |
Значит, скорость космического корабля будет равна ___________ км/ч. (28 271 км/ч)
Какое свойство применяется при приведении подобных слагаемых?
3) Пролетая по орбите, космонавт поддерживает связь с Землёй, сообщает о своих наблюдениях, о том, где находится его корабль во время сеанса связи.
Проверим, хорошо ли радисты умеют ориентироваться на координатной прямой. Проходят за компьютеры. Капитаны в это время покажут свои умения ориентироваться на координатной плоскости.
В координатной плоскости отметить точки:
(1; -1,5), (1,5; 02), (1,5; -4), (1; -3,5), (-0,5; -3,5), (-1, -4), (-1; -2), (-0,5; -1,5), (-1; 2,5),
(-0,5; 5), (1/4; 6,5), (1; 5), (1,5; 2,5).
Соедините полученные точки последовательно друг с другом.
В результате должна получиться изображённая на рисунке картинка.
Остальные члены экипажей заполняют пропуски в равенствах (раздать карточки).
(т + ) + к = т + (п + ); |
|
|
* а = 1; |
в * = 0; |
|
с * (а + ) = с * + * в; |
|
|
т * = 1; |
а + =0; |
|
с + = в + с; |
|
|
а * в = * а; |
|
|
т * (р * ) = ( * р) * к; |
|
|
* с = 0; |
0 + = а. |
5.
Ну и, конечно, космонавту нужно быть к любым неожиданностям готовым. В том числе и уметь читать шифровки. Так и нам, ребята, пришла зашифрованная бумага. Ваша задача расшифровать её:
О |
Т |
Ё |
! |
М |
П |
А |
Л |
К |
У |
Д |
Г |
И |
В |
4т |
-в |
-3,8т |
-12 |
-4,2т |
0,3в |
-4т |
-2в |
-3т |
3т |
-8в |
3 |
-13в |
0 |
Упростить выражения:
№ |
Выражение |
Ответ |
1) |
3т + 4т – 10т= |
-3т |
2) |
0,9в - 1,3в + 0,7в = |
0,3в |
3) |
5т – (3т – 5) + (2т – 5) = |
4т |
4) |
3(в – 5) – (в – 3) = |
-2в |
5) |
0,2т – 2/9 – 4т + 2/9 = |
-3,8т |
6) |
1/3(3в – 18) – 2/7(7в – 21) = |
-в |
7) |
–4т + 8т – т = |
3т |
Решить уравнения:
№ |
Задание |
Ответ |
1) |
2(3х – 9) = 0 |
3 |
2) |
см. результат 3) |
4т |
3) |
см. результат 6) |
-в |
4) |
см. результат 3) |
4т |
5) |
|х| = 0 |
0 |
6) |
–х = 12 |
-12 |
Полученное высказывание:
К |
|
П |
О |
Л |
Ё |
Т |
У |
|
Г |
О |
Т |
О |
В |
! |
Первым ученикам, решившим все уравнения и упростившим все выражения, выставляются оценки.
6.
Итак, ребята, мы с вами сегодня повторили все свойства действий с рациональными числами, очень хорошо подготовились к полёту в космос и уже готовы взлететь. Оценки члены экипажа получают следующие (объявление оценок).
Большое спасибо всем за работу, спасибо гостям, что посетили наш урок, приходите к нам ещё.
Домашнее задание
Повторить все свойства действий с рациональными числами.
Урок окончен, до свидания.