В деле общеобразовательной подготовки школьников решающую роль играет изучение русского языка.
При формировании у школьников орфографических навыков, учитель должен учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения. («Автоматизированный» - способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определённых правил и процессе упражнений, подвергающихся автоматизации).
Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.
Объём знаний по орфографии определён школьной программой по русскому языку. В программе указаны основные умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся того или иного класса.
Условия, необходимые для формирования орфографических навыков:
- высокий научный уровень преподавания орфографии;
- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
- знание орфографических правил;
- знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
- упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.
Важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил.
Как известно, формирование орфографических умений – сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Орфография изучается в начальном и среднем звене, а в старшем – повторяется.
Таким образом, в первые 7 лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем – совершенствуются.
В 1-4 классах орфография изучается на элементарной лингвистической основе. В поле зрения учащихся находятся все 4 части русской орфографии:
1. Обозначение звуков буквами:
- гласные в сочетаниях жи/ши, чу/щу, ча/ща, буква э в начале слова, различение и и й; безударные гласные в корне слова; безударные гласные в приставках до, за, на, над, о, об, от, по, под, про; безударные гласные в падежных окончаниях существительных 1,2,3 склонения в единственном числе (кроме существительных на –ий, -ия, -ие и на –мя и различия е и о в окончаниях существительных с основой на шипящие и ц); безударные гласные в личных окончаниях наиболее распространённых глаголов;
- звонкие и глухие согласные в середине и в конце слова; непроизносимые согласные; двойные согласные (в корне); согласные в приставках в, над, об, от, под, с;
- ь для обозначения мягкости согласного в конце слова, между двумя согласными (перед твёрдым согласным и после л);
- ь разделительный, ь после шипящих у существительных женского рода в единственном числе и его отсутствие у существительных мужского рода; правописание ь во 2 лице глаголов.
2. Раздельное написание слов:
- не с глаголами; раздельное написание предлогов с существительным и местоимением 1,2 и 3 лица.
4. Перенос частей слова с одной строки на другую:
- перенос слов по слогам, перенос слов с буквами й и ь.
Таким образом, учащиеся 1-4 классов изучают основные правила обозначения звуков буквами на письме, правила раздельного написания служебных слов, основные правила раздельного написания служебных слов, основные правила употребления больших (прописных) букв, общее правило переноса частей слова с одной строки на другую.
На этой основе у учащихся начальной школы складывается первоначальное представление о русской орфографии и формируются элементарные навыки правописания.
В 5-7 классах правила, изученные в начальной школе, закрепляются на более трудном дидактическом материале, т.е. отрабатываются не изученные в начальных классах трудные варианты соответствующих орфограмм.
Характер работы по формированию орфографических навыков в 5-7 классах зависит от того, какие написания имеются в виду: проверяемые или не проверяемые правилами. Если речь идёт о написаниях, проверяемых правилами, то необходимо изучить учащимся орфографические правила как руководство к действию, обучить школьников применению орфографических правил в процессе выполнения упражнений.
В 8-9 классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 8 классе и в конце учебного года в 9 классе, при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам, изложениям, сочинениям и в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.
В 10-11 классах учащиеся учатся самостоятельной работе по совершенствованию орфографических навыков: обращаться к справочной литературе, исправить ошибки, вести работу по предупреждению ошибок.
Формирование орфографических навыков является сознательным процессом. При этом важное значение придаётся осознанию способов орфографических действий и вариативности дидактического материала для упражнений по орфографии.
Именно в силу того, что в формулировках всех орфографических правил обязательно даётся грамматическая характеристика соответствующих орфографических явлений, орфография изучается на грамматической основе.
Чтобы писать в соответствии с орфографическими правилами ученик должен:
- обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
- установить какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);
- решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).
С точки зрения последовательности умственной работы, которую проделывает учащийся в ходе применения орфографических правил, все признаки орфограммы делятся на 3 группы:
- Опознавательные признаки, по которым учащиеся выделяют орфограмму.
- Выборочные признаки, установив которые учащийся решает, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае.
- Заключительные признаки, с помощью которых учащиеся применяют соответствующее правило к данному конкретному случаю.
Усвоение способы применения правила идёт в ходе орфографического разбора, способствующего развитию тех умственных операций, которые необходимы для выработки орфографического навыка. Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применять правило, установить, какое правило нужно применить; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.
С этой целью при изучении каждого орфографического правила, учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцами, а также использует объяснительное письмо.
Схема орфографического разбора определяет:
- его содержание (какие существенные признаки нужно отметить, чтобы применить соответствующие орфографическое правило);
- последовательность.
Иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг, т.е. эта операция может состоять из нескольких шагов.
Например: «Определите склонение имени существительного».
Ученик должен:
- Поставить имя существительное в И.п. ед.ч..
- Обратить внимание на окончание.
- Определить род имени существительного.
Итак, схема разбора – это предписание, определяющее какие существительные признаки орфограммы, и в какой последовательности необходимо выявить, чтобы верно применить соответствующее орфографическое правило.
Существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил (в какой морфеме находится гласный, ударение).
Последовательность:
- Опознавательный признак.
- Существенный признак, при помощи которого ученик может подвести орфограмму под правило.
- Существенный признак, определение которого позволит решить вопрос о написании данной орфограммы.
Вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах можно исключить необходимость определения других существенных признаков.
Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо. При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определённой последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).
При письменном объяснении используются условные сокращения и подчёркивания, о чём сообщается учащимся тогда, когда даётся образец письменного разбора.
Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснить все рассматриваемые орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам.
Устное объяснение орфограммы представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развивается мышление и речь учащихся, и глубоко осмысливаются орфографические правила.
Для того, чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснить орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.
Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.