Задачи:
- формировать знания о весенних превращениях в природе;
- обучать детей наблюдению за природой, бережному отношению к ней, развивать внимание, память, речь;
- прививать аккуратность, навык самостоятельной работы.
Оборудование: чашечка со снегом, настольная лампа, веточки 10–12 штук (половина с набухшими почками), схема движения воды по дереву, листы с нарисованными веточками, листы для аппликации, вырезанные детали аппликации.
Ход урока
1. Организационный момент. Настрой на работу.
Дорогие ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть, что мы умеем делать, что знаем.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, садитесь поудобнее, мы начинаем.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Сегодня на уроке мы поговорим о превращениях природы, но о каких вы мне скажете сами, отгадав загадку. О каком времени года эта загадка?
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Почему вы думаете, что это весна? Что изменилось?
Тема сегодняшнего урока: Весенние превращения в природе.
3. Решение проблемы.
Какие весенние месяцы вы знаете? Чем отличается зима от весны?
На доске картины. Выберите и уберите те, которые не соответствуют весне. Свой выбор объясните.
Зима уходит. Ей на смену спешит весна. Рада ли зима, что ее прогоняют? Послушайте стихотворение Ф.Тютчева (читает ученик класса):
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Что изменяется с приходом весны? (Тает снег, бегут ручьи…)
Опыт 1. Представьте, что лампа – это солнышко. Поставим под нее чашку со снегом и оставим на время. Потом посмотрим, что случится со снегом.
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле, хорошо расти на воле.
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер, закачались дружно ветки.
Даже толстые стволы наклонились до земли:
Вправо, влево, назад, вперед – так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит, ну когда же отдых будет?
Ветер стих, взошла луна, наступила тишина.
Давайте посмотрим, что получилось у нас со снегом. В чашечке вместо снега – вода. Куда же делся снег? Он растаял. Талая вода впитывается в землю.
Опыт 2. В стакан с землей (важно, чтобы сосуд с землей был прозрачным, т.к. дети должны видеть, как вода просачивается в землю) наливаем воду.
Земля становится влажной. Из почвы корни растений забирают воду и по стволу отправляют ее к веточкам. (Разобрать по схеме.)
Схема движения воды
Опыт 3. На столах у вас веточки. Возьмите и посмотрите на них. Что вы видите? Правильно, на веточках почки. Какие почки, большие или маленькие? Маленькие. Такие почки на веточках зимой. В этих почках листочки еще спят.
Что их может разбудить? Конечно же, солнышко и вода, которая пробежала по стволу к веточкам.
Возьмите другую веточку. Сравните почки. На этой веточке почки больше. Эта веточка стояла в воде и в почках проснулись листочки. Потрогайте почки – они липкие, покрыты смолкой. Раздавите почку, понюхайте пальчики. Что напоминает вам этот запах? (Весну.)
4. Первичное закрепление.
Творческая работа в парах.
На столах у вас есть листы бумаги, на них нарисованы веточки. На этих веточках надо нарисовать ПОЧКИ. На одной – зимние, а на другой – весенние.
|
|
Физкультминутка.
Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.
5. Практическая работа по теме урока.
Весной в почках просыпаются не только листочки, но и цветы. Какие цветы вы знаете? А как называется первый весенний цветок, который появляется, как только растает снег? (Подснежник.)
Беленький цветочек рвать не стану я.
Пусть им полюбуется мамочка моя.
(Заучиваем стихотворение наизусть.)
Как вы думаете, ваши мамы любят цветы? Хотите подарить маме цветок в подарок на 8 марта? Сейчас мы выполним аппликацию.
6. Самостоятельная работа.
Работа с бумагой. Аппликация “Подснежник”.
Разложите перед собой на листочке детали аппликации: трава, стебелек, листочки, лепестки, сердцевинку. Проверьте, правильно ли. Теперь аккуратно приклейте и просушите. Наведите на столе порядок.
7. Итог урока.
О каком времени года говорили?
Назовите весенние месяцы.
Что изменяется весной в природе?
Покажите первый цветок весны. Мамы будут довольны вашим подарком!
Вот и закончился наш урок. Мы сегодня узнали много нового, много сделали. Как нас можно назвать? Молодцы!