Цели:
- Познакомить с различными подходами к теории богатства страны, научить раскрывать взаимосвязи экономических ресурсов и богатства страны;
- Развивать умение систематизировать учебный материал в виде опорной таблицы и схемы; развивать монологическую речь с аргументированным ответом, умение работать в паре и в группе, сотрудничать;
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою родину.
Оборудование: доска, схема "Экономические ресурсы" на карточках, магниты, тексты "Эконом. школы о богатстве" для работы с таблицей, экран, ноутбук, проектор, презентация, заготовки таблиц и схем; для игры: 14 бейджиков для распределения ролей, 4 листа ватмана, скрепки, скотч, пирамида, ножницы, карандаши, линейки, чертеж пирамиды, таблицы для оценивания.
Ход урока
Эмоциональный настрой.
- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения с экономической наукой и друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
Актуализация знаний.
Девизом нашего урока я вам предлагаю взять слова "Concordia. Integritas. Industria - Согласие. Честность. Трудолюбие". А слова эти были девизом одной из самых известных и богатых семей мира с 18 века. Какой? Составим, используя слова определения.
Отрасль - группа производителей ( предприятий или частных фирм), изготовляющих одинаковую или сходную по назначению продукцию.
Богатство - это все то, с помощью чего человек удовлетворяет свои самые разнообразные нужды и потребности.
Торговля - процесс покупки или продажи какого- либо товара.
Промышленность - это все виды деятельности, направленные на создание материальных благ не по индивидуальным заказам, а через массовое производство.
Технологии - способы действий, преобразований, способствующие созданию продукта.
Услуга - действие , приносящее пользу, помощь другому за деньги.
Деньги - все, что может быть использовано для оплаты покупок, измерения ценности товара.
Менеджер - специалист по управлению производством, кадрами, исследованиями и др., в подчинении которого обязательно находятся какие либо трудовые ресурсы.
Шифр: 3, 2, 1, 6, 9, 3, 4, 5 - Ротшильд.
Ротшильд говорил "Богатство - это капитал. Капитал - это труд".
Сообщение темы, цели урока.
Над проблемой богатства люди размышляли во все времена. Послушайте отрывок из школьной характеристики известного ученика одной из петербургских школ начала 19 века:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть судить умел о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему:
- Над какой же проблемой размышлял ученик в строках А.С. Пушкина?
- "Как государство богатеет":
- Это и будет темой нашего урока. Запишите это в своих тетрадях.
- Какие вопросы возникают у вас, после первых минут урока, объявления темы урока.
- Как оценить богатство человека, страны?
- Из чего состоит богатство страны?
- Какие страны можно считать бедными, а какие богатыми?
- Как страны создают богатства?
- Как относились к богатству в разные времена?
Вот на эти вопросы я и предлагаю порассуждать , даже проиграть - смоделировать ситуации на себе в ходе игры.
Открытие нового знания. Систематизация в форме таблицы (работа в парах).
Различные ученые - исследователи в разные времена и в разных странах открывали причины возникновения богатства страны. У вас современных образованных школьников есть свои предположения?
-Что же может служить основой богатства целой страны?
Предлагаю вам познакомиться с текстом о различных подходах "теории богатства" в экономических школах - теоретических направлениях. Свои выводы заполните в виде таблицы - только самое главное.
Приложение 2. Заготовка таблицы.
Первичное закрепление. Проверка работы. Составление схемы.
- Какие идеи, концепции в "теориях богатства" вам наиболее близки? Почему?
- Какие теории вам представляются наиболее справедливыми или наоборот?
- Что вас удивило, побудило задуматься?
Ответы учеников.
- Какие ключевые компоненты богатства страны вы можете выделить?
- ТРУД, ЗЕМЛЯ, КАПИТАЛ - экономические ресурсы.
- Кто в виде схемы на доске сможет предложить свое виденье этой проблемы? (работа с магнитными карточками - индивидуально, фронтально - в тетрадях).
- Возможно ли исключение какого - либо компонента? Почему? Приведи аргументы.
Объяснения учеников.
Подводящий диалог к мотивировке на игру.
- Все ваши ответы доказывают единую работу экономических ресурсов на создание богатств страны. Приведите примеры стран, в которых один их ресурсов выделяется более ярко, т.е приносит наибольшее богатство.
Например:
Финляндия - :, Швейцария - :, Франция -:, Бразилия - :, США - :,
Япония - :., Китай - :, Сомали - :, Индия -:
Какие страны вы бы назвали богатыми, а какие бедными в чем причина бедности?
- А наша страна богатая или бедная?
Ответы детей. Мнения разделились.
Игра "Экономические ресурсы. Пирамида"
Организация рабочего пространства
Распределение ролей, команд
Выдача материалов для работы
Условия работы, критерии к продукту - готовая пирамида из бумаги, небольшой рекламный слоган, придумать применение, занятость трудовых ресурсов, управление производством, творческая защита.
Критерии оценивания у экспертов, выводы экспертов, оценка
Этап производства
Защита проектов пирамид
Высказывания экспертов
Рефлексия.
Эмоциональное неравенство, сознательное столкновение результатов.
- Могло ли быть одинаково?, причины.
- Анализ итогов.
- Какие чувства испытывали во время игры, после оценки результатов?
- Стыд за то, что мы такие богатые, но очень бедные.
- А вы знаете, ведь еще сто лет назад с вами был полностью согласен Некрасов:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка - Русь:
- Что на ваш взгляд необходимо сделать , что бы наша с вами родина была богата по всем направлениям, чтобы мы испытывали гордость, что мы РОССИЯНЕ?
- Вспомните все, что мы узнали на уроке, какие выводы сделали после игры, что должны делать страны, чтобы быть богаче?
И возвращаясь к девизу нашего урока "Согласие. Честность. Трудолюбие" я с большой благодарностью хочу отметить хорошими оценками вас за честность ответов, за согласие в командах, трудолюбие каждого из вас.
- Получили ли ответы на те вопросы, которые вы задавали в начале урока?
- Что бы вам хотелось еще узнать о богатстве?
Ответы детей.
Домашнее задание.
- Я предлагаю вам домашнее задание выбрать самим. Задания разного уровня сложности и направлений, но объединенные темой "богатство".
творческий уровень - зелёный
поисковый - синий
традиционный - красный
Варианты заданий отмечены своим цветом на выбор, разложены на столе. (Приложение 4 ):
Составить опорный конспект в виде таблицы "Суждения русских экономистов о богатстве".
Ответить письменно на вопросы №2, 4 стр.33 в учебнике.
Подобрать пословицы или мудрые изречения о богатстве.
Подобрать материал о богатейших и преуспевающих людях России или мира.
Составить письмо - докладную записку от имени министра иностранных дел "Об экономическом сотрудничестве России и Японии".
Составить письмо - доклад от имени министра природных ресурсов "Об альтернативных способах использования и получения энергии"