Программный раздел: гимнастика
С какой программой интегрируется: «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы» (Лях В.И., Зданевич А.А. МО РФ «Просвещение», 2005 г.);Программа «Физическое развитие и психическое здоровье детей 1-4 классов» (д.п.н. А.В. Родионов, к.п.н. В.А. Родионов, 1999 г.)
Основные теоретические, методические и организационные особенности данной работы:
Место проведения: спортивный зал.
Актуальность работы
На современном этапе развития образования
улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет
переход от авторитарных, групповых подходов в
физическом воспитании учащихся к
личностно-ориентированным методам обучения и
воспитания, базирующихся на индивидуальных
возможностях.
Лично-ориентированный подход в системе
физического воспитания не стал еще для многих
учителей физической культуры нормой в своей
работе.
Практика испытывает потребность в разработке
методик проведения уроков, носящих научно
обоснованные, апробированные традиционные и
нетрадиционные средства и методы физического
воспитания.
Цель: овладение основами физкультурной деятельности личностно-ориентированной оздоровительной направленности.
Задачи:
- формировать знания и навыки к практическим действиям, направленных на сохранение здоровья;
- обеспечивать необходимой информацией для формирований стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- формировать представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Ресурсы:
- комплект оборудования с программным обеспечением;
- персональный компьютер;
- программы;
- достаточное количество учащихся;
- наличие времени
Введение
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к
сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь
ребенку осознать, что нет ничего прекраснее
здоровья. «Здоровому каждый день – праздник»,
гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как
правило, не знает, как вести здоровый образ жизни.
Этому его надо учить. Необходимо сформировать у
школьников представления об ответственности за
собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без
здорового подрастающего поколения у нации нет
будущего. Проблема сохранения здоровья –
социальная, и решать ее нужно на всех уровнях
общества.
Главная задача школы – такая организация
образовательного процесса на всех уровнях, при
которой качественное обучение, развитие и
воспитание учащихся не сопровождаются
нанесением ущерба их здоровью. А урок физической
культуры в школе – это главный урок здоровья.
Тем, кто работает в школе не один десяток лет,
воочию видна динамика ухудшения здоровья детей.
Если 20 лет назад освобожденных от физической
культуры в каждом классе было по одному-два
ученика, то теперь их стало больше. Практически
здоровых детей в каждом классе – единицы.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и
укрепление здоровья учащихся, где реализуются
здоровьесберегающие и здоровьеформирующие
технологии.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомандациями по их устранению.
Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения
этих аспектов имеет различную реализацию в
соответствии с особенностями каждого возраста.
На мой взгляд учителя физической культуры, среди
всех других возможностей оздоровительной работы
в школе именно физические упражнения наиболее
эффективны.
Широко использовал физические упражнения в
своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна.
Он писал: «…..самое главное в режиме сохранения
здоровья есть занятия физическими упражнениями,
а затем уже режим пищи и режим сна.»
Систематические занятия физическими
упражнениями благоприятно влияют на центральную
нервную систему, которая является главным
регулятором всех физических и психических
процессов в нашем организме. Постоянные занятия
физическими упражнениями увеличивают жизненную
емкость легких, подвижность грудной клетки,
улучшают телосложение, фигура становится
стройной и красивой, движения приобретают
выразительность и пластичность. И добиваться
этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это
естественнобиологический метод, в основе
которого лежит обращение к основной
биологической функции организма – мышечному
движению.
Уроки физической культуры – основное звено в
цепочке оздоровления учащихся в школе. Они
содействуют укреплению здоровья, правильному
физическому развитию и закаливанию организма, а
также умственной и физической
работоспособности, формированию правильной
осанки, ликвидации или стойкой компенсации
нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа с ее учебной нагрузкой во
многом ущербно влияет на состояние не только
соматического, но и психического здоровья
учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные
психолого-педагогические теории обучения,
воспитания и развития личности, использую
активные методы обучения и воспитания с учетом
личностных особенностей каждого ребенка.
Принципы деятельностного и личностного подходов
заключаются в том, что ученик овладевает
способами использования богатств, накопленных
человечеством в области телесного и духовного
совершенствования.
Методика проведения занятий с элементами ритмической гимнастики
Простота, доступность, безопасность,
оптимальное чередование нагрузки и отдыха,
правильное дозирование нагрузки – обязательное
условие каждого урока физической культуры.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с
учетом возраста, включают доступные упражнения.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы они
влияли на комплексное развитие физических
качеств путем последовательного воздействия на
различные группы мышц.
Существующая программа по физической культуре
предусматривает активное использование на
уроках средств ритмической гимнастики.
О том, что гимнастика улучшает здоровье известно
всем. Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие,
кровеносные сосуды и другие органы. Многих людей
привлекает красота гимнастических упражнений.
Этот вид упражнений выполняют под музыкальное
сопровождение, повышающее эмоциональный настрой
занимающихся. Однако перед учителем встает
вопрос: в какой части урока и в каких классах
лучше всего использовать ритмическую
гимнастику?
Когда начинается раздел «Гимнастики», для
устранения резкости и угловатости в движениях
учащихся уже несколько лет использую
ритмическую гимнастику со 2-го класса и провожу
ее в водной части урока. Использование
ритмической гимнастики положительно
сказывается на развитии координации,
ритмичности, легкости и пластичности
перемещений. Упражнения оказывают существенное
влияние на формирование правильной осанки,
красивой походки, воспитывают эстетические
понятия, культуру движений.
Эффективность ее в разностороннем воздействии
на опорно-двигательный аппарат,
сердечно-сосудистую и дыхательную системы. К
тому же занятия под музыку создают эмоциональный
фон. С помощью средств ритмической гимнастики
можно развивать такие физические качества, как
общая выносливость, сила, гибкость, ловкость (Приложение
1).
Эффективность проведения прыжков со скакалкой
На каждом уроке независимо от разделов
программы, провожу прыжки со скакалкой.
Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется
каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка
на уроках физической культуры служит отличным
простейшим спортивным инвентарем.
Скакалка – очень доступный и полезный
гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой
развивают мышцы ног, делают их стройными и
красивыми, служат профилактикой плоскостопия;
способствуют формированию правильной осанки;
укрепляют связки внутренних органов;
ликвидируют застойные явления в организме;
развивают сердечно-сосудистую и дыхательную
системы; развивают чувство ритма и координацию
движений; укрепляют мышцы тазового дна.
Простота в использовании скакалки состоит в
достаточно легкой обучаемости и несложности
выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со
скакалкой начинаю в младших классах с самых
простейших прыжков. Существует много различных
упражнений со скакалкой. Наиболее
распространенными из них являются прыжки: на
обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной
ноге; с попеременным прыжком на одной, другой
ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с
перемещением, со скрестным положением рук, со
скрестным положением ног.
Включение прыжков со скакалкой в каждый урок,
проходящий в спортивном зале, не обременительно
для занимающихся, если прыжковые упражнения
разнообразны по форме, нагрузке и задачам,
стоящим перед ними. Живой интерес представляют
прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие
прыжки служат развитию координационных
способностей. Это могут быть прыжки с
продвижением вперед, назад: с чередованием
направления – влево-вправо; с предметами в руках.
Многолетний опыт ежеурочного использования
прыжков со скакалкой позволяет говорить о
положительном результате, более эффективным по
сравнению с применением бега в спортивном зале и
интересе учащихся к этому гимнастическому
снаряду.
В каждой четверти проводится проверка прыжков со
скакалкой и многие ученики устанавливают рекорд
класса.
На таблицах видно, что у некоторых учащихся
происходит значительный скачок в результатах (Приложение
2).
Формирование осанки на уроках
Хорошее физическое развитие и полноценное
здоровье школьников возможны при сохранении
правильной осанки, что обеспечивает
благоприятное протекание физиологических
процессов в организме.
Правильная осанка – это слегка опущенные плечи,
отведенные назад, держащаяся прямо голова,
подтянутый живот, выпрямленные колени, немного
выступающая грудь. Нарушения правильной осанки
– это результат изменения формы позвоночника:
круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз.
Осанка – привычная поза непринужденного
стоящего человека.
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в
процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой
деятельности и занятий физическими
упражнениями. Нарушения осанки возникают под
влиянием самых разнообразных причин.
Одна из них, думаю в том, что в школах существует
кабинетная система. Ученик целый день, переходя
из кабинета в кабинет, сидит за партой или столом,
не соответствующим его росту.
Еще одна причина – многочасовое чтение при
плохом освещении, это заставляет ученика ниже
наклоняться над книгой, портить не только осанку,
но и зрение.
И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что
многие учителя-предметники не проводят на своих
уроках физкультминутки.
Систематические разумные занятия физической
культурой и спортом считаются лучшим средством
предупреждения нарушения осанки. Следовательно,
ведущая роль в этом принадлежит учителю
физической культуры.
На своих уроках слежу за осанкой учащихся при
прохождении всех разделов учебной программы в
течение всего учебного года. Даю упражнения, где
осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:
- Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.
- Ходьба на носках, руки в различных положениях.
- Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
- Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
- Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.
Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания (Приложение 3).
Уроки здоровья
Здоровьесберегающие технологии предполагают
максимальное вовлечение учащихся в активную
деятельность по сохранению собственного
здоровья. И помогают в этом уроки здоровья.
Занятия проходят занимательно, развивают
наблюдательность учащихся, фантазию, интерес к
окружающей действительности. Это активно
вовлекает ребят в выполнение упражнений,
способствует повышению интереса ко всем
выполняемым упражнениям.
Цели проведения уроков здоровья:
- Укрепление физического и психического здоровья учащихся.
- Привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой. Формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка.
- Формирование культуры двигательной активности учащихся.
Воспитание нравственной культуры учащихся,
интереса к истории спорта, желания побеждать в
себе свои отрицательные привычки и недуги.
Уроки здоровья можно проводить на всех этапах
обучения школьников физической культуре и
спорту. Они направлены на развитие двигательной
активности ученика, его тела и мышц, органов
чувств и его духа (Приложение 4).
После проведения урока здоровья, родителям и
учащимся была предложена памятка, цель
которой дать некоторые рекомендации по
здоровому образу жизни ребенка. (Приложение
5).
Результаты медицинского осмотра по нарушению
осанки показаны на диаграмме (Приложение 6).
Методика и организация домашних заданий
Основные знания и умения по физической
культуре дети получают в школе. Однако, чтобы
иметь хорошее здоровье и физическое развитие,
одних занятий в школе мало. Поэтому так важно
ежедневно самостоятельно заниматься
физическими упражнениями.
Первым шагом, первой ступенькой к
самостоятельным занятиям физической культурой
являются домашние задания. Для самостоятельных
домашних занятий, рекомендую детям посильные и
безопасные упражнения в домашних условиях.
Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и
разгибание рук в упоре лежа, различные строевые
упражнения, осенне-весений период на улице
выполнять различные прыжки (прыжки в длину с
места, прыжки со скакалкой), упражнения для
формирования осанки. Самое главное: все
упражнения, которые даю для домашних заданий,
проверяю на уроках, некоторые несколько раз за
учебный год. И сразу становится ясно, как
учащиеся выполняют дома заданные упражнения.
Обязательно поощряю хорошей оценкой даже
слабого в физическом плане ученика, если у него
виден прогресс в выполнении домашнего задания.
Домашние задания по физической культуре – одна
из самых эффективных форм физического
воспитания, позволяющая реально охватить
самостоятельными занятиями каждого школьника.
Однако при использовании домашних заданий
сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй,
главная из них – организация контроля за их
выполнением.
Для того чтобы учащиеся систематически
выполняли заданное на дом, ученики стали
заводить с 3 класса тетрадь по физической
культуре, где отслеживается их выполнение
домашних заданий, а так же самостоятельная
работа.
Тетрадь проверяю 2-3 раза в четверть и выставляю
оценку за общее ведение тетради, за выполнение
домашнего задания. Если ученик вписывает в
тетрадь «липовые» цифры, не делая никаких
физических упражнений, то это выявляется сразу.
Во-первых, при отсутствии прогресса в
результатах, показанных школьником на уроках,
можно сделать вывод, что он наверняка не
выполняет домашние задания; во-вторых, если кто и
зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то
этот номер не проходит, так как упражнения
проверяю на уроках не менее 2-3 раз в четверти.
Такая тетрадь по физической культуре дает
возможность оценивать школьника по всем
показателям: знаниям, двигательным умениям и
навыкам, двигательной подготовленности,
физкультурно-спортивной и оздоровительной
деятельности.
Для воспитания у школьников сознательного
отношения к укреплению здоровья, к личному
уровню физической готовности постоянно внедряю
в сознание детей такую программу: «Сегодня я
делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать
лучше, чем сегодня».
На таблицах видно, что уровень двигательной
подготовленности учащихся к концу учебного года
значительно увеличивается (Приложение 7).
Предполагаемые результаты:
- Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.
- Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и ЗОЖв семьях учащихся.
- Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.
- Снижения уровня заболеваний среди учащихся.
- Улучшение показателей физического развития.
Выводы
Практика показывает, что для изучения
отношения учащихся различных возрастных групп к
занятиям физической культурой, достаточно
определение трех типов параметров потребностей
в двигательной деятельности: положительного,
отрицательного, безразличного. Учащимся был
предложен тест по определению отношения
учащихся к занятиям физической культурой и
спортом (Приложение 8).
Результаты теста видны на диаграмме: у учащихся 2,
3, 4, 5, 6-х классов отношение к занятиям
положительное (т.е построенные учителем уроки
физической культуры дети посещают с желанием и с
интересом). (Приложение 9).
Не будем забывать в нашей повседневной работе,
что физическая культура – это комплексная
культура движений, знаний о себе и своем
развитии, гармонического развития физических
способностей, телостроительства, воспитания
себя, нравственного, психологического и
духовного развития, питания, закаливания,
гигиены, режима дня, культура других сфер
здорового образа жизни.
Главное же для меня учителя физической культуры
– привить ученику привычку к регулярным и
самостоятельным занятиям физической культурой и
спортом на основе необходимых для этого знаний и
здорового образа жизни. В свете этого, конечно,
надо обязательно менять в лучшую сторону
отношение некоторых учеников, их родителей,
учителей других дисциплин, да и многих других
людей к физической культуре, потому, что без нее
немыслимо физическое и нравственное здоровье
человека.
К сожалению, проблем в решении вопросов
сохранения и укрепления здоровья детей остается
очень много. Только сообща, объединив усилия,
можно продвигаться к осуществлению намеченной
цели – формированию здорового психически,
физически развитого, социальноадаптированного
человека, к созданию в школе здороьесохраняющих
и здоровьеукрепляющих условий обучения.
На своем опыте всякий раз убеждаюсь в
справедливости высказывания русского ученого
Н.А.Умова: «Всякое знание остается мертвым,
если у учащихся не развивается инициатива и
самодеятельность: учащегося нужно приучать не
только к мышлению, но и к хотению».