В методическом пространстве г. Соликамска работало профессиональное объединение заместителей заведующих по воспитательной и методической работе по теме «Аттестация педагогических кадров».
Цель работы методического объединения: Оформление пакета документов и методических рекомендаций, необходимых педагогам для аттестации на 1 категорию.
Заданием одной из микро-групп являлось изучение подходов к созданию портфолио педагога как одной из форм аттестации.
Участники микро-группы познакомились с историей портфолио, его целью и сущностью у разных авторов, которыми отмечается, что «одним из средств запуска механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности может стать портфолио учителя, который рассматривается как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной категории».
По мнению Н.В.Немовой, следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения.
На методическом объединении изучались виды портфолио, требования к его оформлению, которые описаны в журналах «Завуч» и «Профильная школа» Авторы статьи из журнала Завуч, № 4, 2005, Макарова Т.Н., Макаров В.А говорят о том, что необходима защита портфолио.
Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого – на семинаре, «круглом столе»).
Защита портфолио проводится в несколько этапов:
1. Презентация портфолио.
2. Ответ на вопросы по существу представленных
документов.
3. Ознакомление аттестуемого педагога с
рецензиями на работу.
4. Пояснения аттестуемого педагога по замечаниям
рецензентов.
5. Обсуждение результатов защиты членами
экспертной группы.
6. Доведение до аттестуемого выводов и
рекомендаций экспертной группы.
Презентация портфолио – это форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио.
Таким образом, выделяется цель презентации портфолио педагога (это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени), основные формы презентации портфолио (Выставка учебно-методических материалов, доклад, сопровождаемый компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу), показатели качества презентации (соответствие содержания презентации содержанию портфолио, выделение основных результатов деятельности педагога, качество изложения материала)
Изучив материалы методического объединения, педагоги ДОУ города сделали вывод о том, что портфолио может являться одной их форм представления опыта работы педагога на соответствие квалификационной категории, так как позволяет:
- Фиксировать изменения и рост за определенный период времени.
- Обеспечивать непрерывность процесса самообразования педагога.
- Ппоказывать весь диапазон умений и навыков.
В виде портфолио представили свой опыт работы воспитатели ДОУ города. Ценным в деятельности педагогов по созданию портфолио явилось то, что педагоги смогли не только оценить результативность своего участия в городских методических формированиях, систематизировать и структурировать собственный опыт, наметить перспективы самообразовательной деятельности, но и создать целостное представление о себе у экспертов, оценивающих деятельность для аттестации на первую квалификационную категорию.
В помощь педагогам ДОУ города был создан электронный учебник «ПОРТФОЛИО как одна из форм представления опыта работы педагога» [Приложение 1]