Тема: | Плоское прямое плетение из полосок бумаги. |
Цели: |
|
Задачи: |
|
Оборудование: | картон, цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы, трафарет круга и листочков. |
Наглядный ряд: | образцы из бумаги видов переплетения, технологическая карта, плетеные изделия из лозы, наглядность домов, макет удмуртского дома. |
Музыкальный ряд: | диски с удмуртскими мелодиями |
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
- Приветствие
- Организация рабочего места
II. Работа по теме
Оформление доски: | Макет удмуртского дома, на крыше –
символический конек, наличники, ворота расписаны
с солярными знаками – Шунды мумы – мать Солнца,
на завалинке – домовенок – Корка-Кузе в
удмуртской национальной одежде. Звучит удмуртская мелодия и преподаватель читает стихотворение Флора Васильева (удмуртского писателя). (См. Приложение 1, рис.1) |
Стихотворение Ф.Васильева «Новоселье» | Ставни в нашем селе раскрашены, крыши
все в узорной резьбе. Посмотри на них и не
спрашивай, кто живет и в какой избе.
У нас сегодня праздник – в этой светлой новой избе поселится месте с удмуртской семьей домовенок – Корка-Кузе. |
Знакомство с персонажем удмуртской мифологии. | Корка-Кузе – дух вроде домового.
Заведует в доме мужскими и женскими делами,
совершаемыми в доме, в избе, может превращаться в
другое любое существо по воле великого бога
творца – Кылдысина. В старину считалось, что Корка-Кузе охраняет покой в избе, и не будет счастья в семье, если обидишь его, и он уйдет из дома. |
Из истории строительства жилища | Дом удмуртского крестьянина строился и
обставлялся согласно веками заведенному
порядку. Мир дома, его обстановка И вещи заключали разные образы, символы. Дом для удмурта являлся символом тепла, любви, уюта. Даже в наши годы строительство дома процесс долгий и изнуряющий. А как же справлялись с этим крестьяне? В таких случаях удмурты объявляли веме – помочи. Возведение дома – корка жутон. На веме собирались родственники и соседи, в них участвовали мужчины и женщины, молодежь и подростки. Взрослые во время работы могли обмениваться опытом, что облегчало труд, а ребятишки учились от взрослых, усваивали правила поведения, народные обычаи, традиции. Дом у удмуртов начинался от ворот, от порога, со двора. В том, как украшены ворота, двор, судили о благосостоянии и достоинстве хозяина. (См. Приложение 1, рис. 5, 7, 8) |
Показ на доске – Солярные знаки | Ворота – лицо дома. Оберегом являлся
узор на воротах – солярный знак – Шунды-мумы –
мать Солнца. Шунды-мумы является одной из богинь
в мифологии удмуртов. Как мать оберегает дите,
так этот знак оберегает дом и его жильцов. Еще одним оберегом являлся конек над домом – отгоняющий злых духов, дарующий своим жильцам силу и здоровье. Весь двор был окружен изгородью – плетенем, сплести который не требовалось большого труда, и стоял он долго, так как плели его из лозы – ивовых прутьев. Высокого мастерства достигли удмурты в плетении. В старину для плетения использовали волокна крапивы, кипрея, листья рогоза, солому пшеницы и ржи, лозу, щепу, бересту. |
Выставка работ | Рассмотрите выставку изделий
сплетенных из лозы и др. природных материалов.
(См. Приложение 1, рис.
2, 9) Посмотрите на дом (вывешенный на доске). Вы видите дом, наличники, полотенце, ворота. Чего не хватает для крестьянской избы? Правильно плетня. У Корка-Кузё нет плетня – изгороди вокруг усадьбы. Начинали работы удмуртские мастера засучив рукава. Сегодня постигнем мастерство крестьян – сплетем изгородь. Плетень выполним из разных полосок бумаги. – Отгадайте загадки: 1. Наряжен наряд из ста ребят. Все связаны стоят. 2. Три брата запани – брата, Одним кушаком подпоясаны. Кушак – широкий пояс, завязывающийся поверх верхней одежды мужчин. – А что такое плетение? (Плетение – один из древнейших видов рукоделия, широко распространенной у всех народов мира). В каменном веке человек превратил его в искусство, украшал узорами одежду, плетя талисманы. – Из каких материалов можно плести? (Кожа, бумага, трава, стебли, солома, ива, нитки, тесьма, шнуры, веревки и т.д.) |
Показ видов переплетения | Переплетения бывают 4 видов:
– Что напоминают эти переплетения? (Плетень) |
Алгоритм выполнения | |
Индивидуальная самостоятельная работа |
(см. Приложение 2) |
Техника безопасности при работе с ножницами | После объяснения и показа учителем
учащиеся приступают к самостоятельное работе (выполняют
плетень). Чтобы новоселам приятно было находиться во дворе, украсили плетень подсолнухами, а на изгородь наклеим птичек, бабочек, можно повесить старинную посуду, это чугунок или кувшин. Какая посуда была в те времена? (деревянная, плетенная, глиняная). Чтобы выполнить подсолнух возьмите трафарет круга Круг перегните пополам и начерните полоски. Какого цвета должны быть полоски? Правильно черного. Они напоминают семечки. После того как учащиеся выполнят круг в плетении берут трафарет листочки. А сейчас возьмите полоску бумаги желтого цвета и сложите её в гармошку и переведите листочки. |
Работа с трафаретом | Вырезаем листочки и приклеиваем
листочки по кругу. После завершения подсолнуха украшаем плетень. |
Работа в группах | Можно теперь ваши плетни склеить в один длинный плетень, опоясать вокруг двора. |
III. Обобщение. Оценка работ. Итог урока | Вот посмотрит какой замечательный
плетень у нас получился. Что понравилось больше
всего? В чем затруднились? Что нового узнали?
Какие новые слова, обычаи, традиции, символы
запомнили? Наш Домовенок – Корка-Кузе очень рад! А хозяин дома приглашает нас всех на праздничный обед и угощает удмуртскими перепечами. |