Семейно-развлекательная программа "Рождественский калейдоскоп"

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Оформление на доске:

  • надпись «Рождественские встречи»;
  • свечи, игрушки из бумаги;
  • новогодние газеты.

Класс празднично украшен новогодними игрушками, сделанными руками детей (птицы, ёлочки и т.д.).

Цель мероприятия:

  1. Воспитание чувства патриотизма на народных традициях, обычаях.
  2. Формирование интереса к изучению истории, быта, культуры русского народа, к традициям и истокам народной мудрости.
  3. Развитие художественных интересов, способностей и дарований детей в процессе сотрудничества с взрослыми.

Ведущий: Ребята и взрослые, посмотрите кругом, и сразу вам станет ясно, что скоро, совсем скоро наступит замечательный праздник Новый год! Зажгите, пожалуйста, свечи – это будет начало нашего предновогоднего вечера.

1-ый ученик:

Мы рады нашей встрече,
Зажгли сегодня свечи.
Они горят меж нами
Волшебными огнями.
И предвещают свечи
Счастливый, добрый вечер!

Ведущий: Я думаю, ваше настроение поднимет игра «Весёлая минутка». На каждый вопрос ведущего надо всем дружно ответить «Вот так!» и повторить жест ведущего.

  • Как живёшь? (Большой палец вверх.)
  • Как идёшь? (Двумя пальцами шагаем по ладони.)
  • А бежишь? (Согнутыми руками.)
  • Ночью спишь? (Ладошки под щёку.)
  • Как берёшь? (Хватают руками.)
  • Как даёшь? (Руки ладонями вверх.)
  • Как шалишь? (Надуть щёки и стукнуть по ним.)
  • А грозишь? (Пальчиком погрозить.)
  • Ну а дразнишь, как? (У висков покрутить пальцами.)

2-ой ученик:

Сидит ворон на сосне,
А вороны у ворот;
Весь народ в любой стране
Любит праздник Новый год!

Ведущий: Новый год считается любимым праздником людей на всей планете. Хотя он отмечается везде по-разному. Вам предстоит сейчас вспомнить новогодние традиции всех народов мира. Каждой семейной команде дано право выбирать карточку с описанием обычая какой-либо страны. Все страны написаны на плакате – подсказке. Команда должна выбрать страну.

Жюри оценивает конкурс.

На карточках

На плакате

Обливание водой

Поцелуй в темноте

Пирожки с сюрпризами

Выплескивание воды через окно

Съедают 12 виноградин на счастье

Выбрасывают мебель

Едят жареную индейку

Бросают на крышу горох, чечевицу

Моются в бане

Одеваются во всё новое

Готовят 12 только не мясных блюд

Раздают всем пирожки

Бирма

Болгария

Румыния

Куба

Испания

Италия

Франция

Китай

Россия

Япония

Польша

Тибет

3-ий ученик:

Сидит кукушка на мосту,
Скуковала раза три.
Ты все месяцы в году
По старинке назови.

Ведущий: Вспомните, как назывались месяцы в старину. (На плакате написаны старинные названия месяцев, а команды берут по две карточки с современными названиями.)

  • Январь – просинец.
  • Февраль – бокогрей.
  • Март – протальник.
  • Апрель – снегогон.
  • Май – травень.
  • Июнь – хлеборост.
  • Июль – страдник.
  • Август – жнивень.
  • Сентябрь – хмурень.
  • Октябрь – грязень.
  • Ноябрь – листогной.
  • Декабрь – студенец.

4-ый ученик:

Под горою у реки
Живут гномы – старики.
Эти гномы мутят воду,
Предвещают нам погоду.

Ведущий: Вам предстоит стать предсказателями. По сегодняшнему состоянию природы угадайте завтрашнее. Вы получаете карточки с народными приметами и говорите, когда это бывает и к чему.

  • Ярко блестят зимою звёзды – к морозу.
  • Багряные зори – к ветру.
  • Дым столбом – к морозу.
  • Длинные сосульки – к затяжной весне.
  • Зимой туман – к морозу.
  • Зима снежная – лето дождливое.
  • Зимой собаки валяются – к метели.
  • Кошка на печку лезет – к морозу.
  • Птица хохлится – к непогоде.
  • Воробьи дружно чирикают – к теплу.
  • Зимой месяц кверху рожками – к морозу.
  • Кошка стены скребёт – будет вьюга.

5-ый ученик:

Шёл баран
По крутым горам,
Плясал вприсядку,
Сочинял загадки.

Каждой семье – команде загадываются загадки.

  1. С зарёй родился. Чем больше рос, тем меньше становился. (День.)
  2. То блин, то полблина, то та, то эта сторона. (Месяц.)
  3. Шуба в избе, а рукав на улице. (Печь.)
  4. Таять может, а не лёд, не фонарь, а свет даёт. (Свеча.)
  5. Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
  6. Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (Солнце.)

Дополнительное очко: Побегушки – бегут, поползушки – ползут. (Конь, сани.)

6-ой ученик:

Шла овечка через речку
И споткнулась о сучок,
Растеряла все словечки,
Прикусила язычок.
Помогите вы овечке,
Объясните все словечки.

Ведущий: Вам предстоит объяснить значение устаревших слов. Вы выбираете карточку, где написано слово и три варианта ответа. Вам нужно выбрать правильный.

  • Виклина – ботва, плетень, грязнуля.
  • Долонь – дятел, ладонь, дупло.
  • Кокурка – кобыла, пенёк, булочка.
  • Обабок – обрубок, гриб, бабник.
  • Супостатка – соперница, подружка, тёща.
  • Чуйка – бочка, сарафан, лапоть.

2 ученика поют частушки:

1-ый ученик:

На пригорке две телушки
Рожками бодаются,
Спел пастух им две частушки,
Им они не нравятся.

2-ой ученик:

Мимо шёл телёнок Митя,
Успокоил он подруг:
«На частушки зря вы злитесь,
Для веселья их поют».

Ведущий: Вы, наверное, уже догадались, что сейчас будет проходить конкурс частушек на тему «Зима».

Со зрителями проводится конкурс загадок:

  1. Заплечник Деда Мороза. (Мешок.)
  2. Полотно для художества незримого зимнего живописца. (Окно.)
  3. То, чем ёлочная иголка отличается от швейной. (Ушко.)
  4. Сам не лежит, а спать не велит. (Мороз.)
  5. Пришла, рассыпалась, клоками повисла на ветвях дубов. (Зима.)
  6. Карнавальный наличник. (Маска.)
  7. Без крыльев, а летит, без корней, а растёт. (Снег.)
  8. Небесный снеговоз. (Туча.)
  9. Место, где ребята в зимние каникулы собирают обильный урожай шишек. (Горка.)
  10. Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (Елка.)

Ведущий: А сейчас снова зажигайте свечи: впереди нас ждёт тайна.

7-ой ученик:

Очень даже интересно
Разузнать судьбу свою.
Чьей ты станешь невестой,
Милый твой в каком краю?
Сыпьте, девицы, пшено,
В чаши лейте вы вино,
Ждите милого весь вечер,
Не тушите на ночь свечи.
Если любит, то придёт,
Если верен, то найдёт,
Даже если по гаданью
Предстоит вам расставанье.

Каждая семья показывает или рассказывает одно рождественское гадание.

Ведущий: Одной из замечательных традиций святочных вечеров являются русские колядки. Раскошеливайтесь, гости дорогие, колядки к нам пожаловали.

Колядки.

Ведущий: Какой же праздник обходится без вкусного ужина? Постарались наши хозяюшки на славу. Сколько вкусного наготовили!

Подведение итогов. Слово жюри.

Каждая семья – команда готовила блюдо и красочно оформляла к нему рецепт.

  1. Конкурс на новогоднюю игрушку.
  2. Конкурс новогодних газет.
  3. Оформление стола.

Награждение.

Игра «Парилочка» (участвуют 2 человека).

Задание: как можно быстрее исхлестать друг об друга веники, сделанные из полосок газет.

Список используемой литературы.

  1. Г.А. Айдашева «Русские обряды».
  2. И.И. Шангина «Русские традиционные праздники».
  3. И.И. Шангина «Новый год шагает по планете».