Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 5-11-х классов общеобразовательной школы

Разделы: Школьная психологическая служба


Современное общество нуждается в самостоятельной независимой личности, умеющей принимать собственное решение, находить выход из различных ситуаций в постоянно изменяющемся мире, ощущая себя при этом человеком общества. Уважая свою неповторимость и уникальность других людей, современный гражданин должен уметь взаимодействовать и сотрудничать с разными людьми.

Становление и развитие личности наиболее активно происходит в школьном возрасте. Именно в подростковом, юношеском возрасте ребенок пробует себя в различных социальных ситуациях и, самоутверждаясь, взрослеет, как правило, методом проб и ошибок, не доверяя взрослым по разным причинам.

Данная программа разработана с учетом сензитивных периодов развития, социализации личности и преследует цели:

  • психологическое развитие и сопровождение учащихся в воспитательно-образовательном пространстве;
  • развитие и самоактуализация личности через развитие самоанализа, получение психологических знаний;
  • профилактическая работа.

Задачи, которые решает программа:

  • снижение уровня эмоциональной и социальной напряженности в школе, профилактика конфликтности;
  • преодоление барьеров в общении, развитие коммуникабельности, улучшение психологического климата в школе;
  • формирование жизненных целей и ценностей, помощь в жизненном и профессиональном самоопределении;
  • профилактика вредных привычек и воспитание ответственности за свое здоровье и будущее;
  • повышение учебной мотивации;
  • выявление и устранение личностных комплексов.

Так, у подростков 5-6 классов активно развивается самооценка в сфере «Я и другие», поэтому вопросам общения в важнейших микросоциальных группах и комфортности в зависимости от  собственного поведения посвящаются занятия в этих классах.

С 7-го класса начинает активно развиваться самооценка подростка в сфере «Я и Я», он задумывается о своем месте в этом мире, собственной роли в своих достижениях, начинает активно заниматься саморазвитием в том случае, если взрослые направляют его. Если же этого не происходит – энергия подростка направляется на ссоры, конфликты и другие негативные способы самореализации. Поэтому направление энергии на саморазвитие и самоактуализацию является мощным средством по профилактике конфликтности, наркомании и других форм отклоняющегося поведения.

Помыслы  учащихся 9-11 классов все более направляются в сторону взрослой жизни, и  самоопределения в ней, они ощущают себя взрослыми. Поэтому им даются знания о профессиональной, социальной сферах жизнедеятельности человека, о роли собственных усилий в достижении целей, формируются намерения, жизненные цели.

Предложенные занятия помогают ребенку понять, что все люди разные и именно тем ценны, помогают  увидеть уникальность, неповторимость своей личности и других, то есть развивается толерантность, что в обществе с множеством вероисповеданий и социальных слоев является немаловажным.
Работа по саморазвитию, самоактуализации личности является стимулирующим фактором развития самосознания, готовит подростка к жизненному самоопределению, стимулирует учебную деятельность.

Мотив обучения становится личностно-значимым, а значит самым сильным из мотивов в освоении знаний, умений, навыков, приобретенных человечеством через уроки  в школе, участие в кружках, секциях. А ведь общеизвестно, что важнейшим фактором профилактики наркомании, депрессивных состояний является занятость ребенка в соответствии с его интересами и потребностями. Рост самосознания положительно влияет на взаимоотношения ученика с учителями и родителями, на улучшение психологического климата в классном коллективе, в школе.

Занятия также имеют коррекционное назначение, так как способствуют изменению у учащихся самооценки, уровня притязаний, форм поведения, отношения к учебе, к собственной личности и личности других людей; позволяют психологу осуществлять лонгитюдное наблюдение ученика на протяжении его обучения и развития в школе, своевременно выявлять и устранять возникающие проблемы.

Программа представляет собой минимум психологических понятий, которыми должен владеть современник. Эти понятия, усвоенные на эмоциональном уровне с использованием примеров из окружающей школьника жизни, помогут в дальнейшем усвоению психологических знаний на научной основе. Предложенные занятия являются  составной частью работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном пространстве и реализуются через классные часы. За год психолог при наличии 1 класса в параллели дает 35 часов психологического развития и коррекции.  При большем количестве классов занятия могут быть реализованы через уроки, факультатив. Урок «Изменения» не включен в предложенное количество часов, так как проводится по отдельной программе при согласовании с директором школы.

Таким образом, за весь процесс обучения в школе с 5 по 11 класс каждый ученик получает 35 часов коррекционно-развивающих занятий с психологом, одинаково важных для детей с различным интеллектуальным, социальным статусом. Проблемные учащиеся, получившие этот минимум, но выделяющиеся из массы, могут заниматься по соответствующим программам.

На каждом занятии дается минимум психологических знаний, используются примеры из жизни и развивающие упражнения. Работа с различными тестами преследует следующие цели:

  • знакомство с миром тестов, являющимся необходимой составной частью жизни современного общества;
  • снижение тревожности при работе с неизвестным методом;
  • развитие самоанализа учащихся;
  • самопознание для саморазвития;
  • диагностика для последующей работы в рамках компетенции педагога-психолога.

Занятия проводятся фронтально со всем классом, что помогает подростку видеть общность проблем, субъективно волнующих его, разнообразие разрешения трудных жизненных ситуаций. Происходит научение социально одобряемым способам поведения не напрямую, а опосредованно через общение со всем классом, что не создает психологического барьера между психологом и обучаемыми или теми, кого тема касается лично. В кругу друзей происходит снятие внутренних зажимов, комплексов, взору товарищей открываются творческие, интересные стороны личности.

В части упражнений, тестов занятия могут варьироваться в зависимости от целей, проблем класса, творчества психолога, его методической оснащенности.

Большинство занятий могут проводиться классными руководителями, кроме диагностических, так как это влияет на валидность результатов, лучше, если это будет делать психолог, являющийся нейтральным лицом относительно наиболее острых проблем подростков в сферах взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик и родители», «ученик и сверстники», а возникающие в процессе занятия вопросы подростки в дальнейшем могут индивидуально обсудить с психологом в условиях конфиденциальности.

Программа в течение 6 лет опробована в различных по интеллектуальному и социальному статусу классах в средних школах № 4 и № 15 г. Апатиты, где во П и Ш ступенях в различное время обучалось от 1 тысячи до 800 человек. Занятия прошли на высоком эмоциональном уровне, при высокой активности и заинтересованности учащихся. Присутствие на них классных руководителей позволило в дальнейшем развить тему в воспитательной работе.

Многие занятия прошли в виде открытых уроков, получивших хорошую оценку.

Работа с родителями и педагогами, с учащимися на специальных коррекционных занятиях велась параллельно, в рамках работы педагога-психолога по сопровождению воспитательно-образовательного процесса в школе и в данной программе не рассматривается.

Результатами стало значительное улучшение психологического климата в школе, личностный рост всех участников воспитательно-образовательного процесса, улучшение отношения к учебе у учащихся, снижение количества пропусков без уважительной причины, количества учащихся, оставшихся на повторное обучение. Возросло доверие подростков к взрослым: родителям, учителям. Если учесть, что психология прочно вошла во все сферы нашей жизни, что саморазвития без самопознания не бывает, а уроки психологии в школе сегодня редкость, то уже данный минимум психологических знаний делает человека увереннее в себе, содействует гармонизации его отношений с окружающими.

Тематический план

Разделы:

Количество часов:

Классы (параллель): 5-е 6-е 7-е 8-е 9-е 10-е 11-е Всего по разделу:
Моя учеба в школе 1 2 1 1 индивидуальное 5
Моя семья 1 консультирование 1
Личность   1 1 3 1 1 2 9
Общение 2 1 3 1 1 4   12
Профессиональное самоопределение Индивидуальное консультирование 1 1 2 Индивидуальное консультирование 4
Мое здоровье 1 1 2 4
Итого: 4 4 7 7 6 5 2 35 часов

Конспекты занятий

Приложение