Открытый урок по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формировать умения правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Задачи урока:

  • Учить ребят подбирать проверочные слова.
  • Формировать фонематический слух.
  • Учить правильно и грамотно писать, понимать и запоминать материал, правильно оформлять задания в тетрадях.
  • Развивать орфографическую зоркость, моторику рук, слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление, речь.
  • Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, уважение к товарищам и учителю.
  • Прививать любовь к предмету, любовь и бережное отношение к животным, лесу.
  • Уважительно относится к себе и   своим близким.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Весело звенит звонок
Начинаем наш урок.

II. Сообщение темы и цели урока

– У нас урок русского языка. Тему нашего урока вы определите сами. Для этого  откройте конверты, которые лежат у вас на партах. В них карточки со словами. Сложите из слов фразу и определите тему урока. Если задание выполнено правильно, рядом вы сможете прочитать слово, которое вам об этом скажет.

Правописание В
безударных Е
гласных Р
в корне Н
слова О

– Сегодня на уроке мы будем учиться определять безударную гласную в словах и проверять её ударением, чтобы быть грамотными и правильно писать. 
– Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он посвящён.… Сами догадаетесь, как только расшифруете ребус.
– В этом слове 2 слога. Первый слог это сумма чисел 5 и 2. Второй слог – последняя буква в алфавите. (Семья)
– Наш урок посвящён семье. Уходящий 2008 год был объявлен Президентом РФ годом семьи.
– У каждого из нас есть семья. Но количество человек в семье у всех разное.
– И в словах  количество слогов тоже бывает разное.
– Это мы сейчас и проверим.

Учитель показывает карточки со словами, ребята называют количество слогов и ударный слог.

Дедушка – 3 слога, 1 слог ударный;
Брат – 1 слог ударный;
Бабуля – 3 слога, 2 слог ударный
Сестра – 2 слога, 2 слог ударный.

– Мы сегодня отправимся в гости к одной очень известной, сказочной семье.
– А  что это за семья, догадаетесь сами по картинке.

Ребята рассматривают иллюстрацию сказки «Три медведя».

– Мы сегодня отправляемся в гости к трём медведям.
– Знаете ли вы, где живут наши герои?
– Правильно, они живут в лесу.

III. Минутка чистописания

– А какие деревья растут в лесу, вы догадаетесь, написав минутку чистописания.
– Строчная буква «д» в овале, не отрывая руки строчная буква «е» в овале, не отрывая руки строчная буква «с» в овале, не отрывая руки строчная буква «р» в овале, не отрывая руки строчная буква «о» в овале, не отрывая руки строчная буква «б» с закруглением в право.
– Пропишите эту строчку букв в такой же последовательности. 
– Сегодня мы будем много писать. Нам  нужно размять свои пальчики. (Гимнастика для пальчиков)

IV. Словарно-орфографическая работа

– Ни один человек не может жить без окружения, а семья тем более. И наши медведи не живут одни в лесу. Давайте познакомимся с друзьями и соседями нашей сказочной семьи. Для этого нужно вставить пропущенные буквы в словах.

На доске плакат со словарными словами.

– Перед вами слова. Скажите, что их объединяет? (В этих словах безударную гласную проверить не можем, а должны только запомнить).
– Давайте вспомним, как пишутся эти слова. 
– За словами спряталось новое словарное слово нашего урока. Скажите какое?

После того как ребята правильно вставляют букву, карточка переворачивается. И так должна появиться полностью картинка, которая находится на обратной стороне.

– Да, вы правы это деревня.  Произнесите хором. 
– А знаете, первоначальное значение этого слова – «место, очищенное от леса», а теперь
так называют село, сельскую местность.
– Посмотрите на слово, шепотом произнесите. Теперь закрыли глаза, ещё раз шепотом произнесите. А теперь открыли глазки, посмотрели на слово  и  давайте его запишем.

Деревня

Ребята записывают слово,  ставят ударение и карандашом записывают безударную гласную.

V. Работа по теме урока

– В нашей сказочной семье, как мы уже сказали, 3 человека: Папа медведь – Михаил Потапыч, мама медведица – Мария Петровна и их сынишка – Мишутка.
– Как и все дети, он ходит в школу. Но не  в нашу – обычную, а в лесную школу. И он учиться хорошо. Мишутке задали задание на дом, но у него не всё получается. Он просит у вас помощи.
– Поможем ему? (Да)

На доске карточки со словами:

медведица   зима   мороз   ветер   зверёк   нора

– Распределите слова в 2 группы.

Два ученика выполняют задание у доски. Остальные записывают в тетрадь в 2 столбика.

– Объясните, почему распределили именно так. (В 1 столбик записываем слова с проверяемой безударной гласной, а во 2 – с непроверяемой).
– Какое правило, мы можем применить?
– Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
– Мишутка очень рад, что вы помогли ему выполнить задание и благодарит вас.
– И теперь, когда задание выполнено, Мишутка предлагает поиграть.
– Вы согласны?
– Перед вами слова, но не простые, а зашифрованные. Ваша задача расшифровать их и подобрать проверочные слова.

о р г а – гора (горы), рога (рог)
р а т н а с – страна (страны)
с о п у а д – посуда (словарное слово)
и в т л с а – листва (лист)
ж а к е н с и н – снежинка (снег)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление пройденного материала

– Какой праздник приближается? (Новый год)
– Лесные жители тоже отмечают этот праздник.
– Вчера вечером, после ужина, наши медведи отправились на вечернюю  прогулку по лесу. И они увидели…, а что они увидели, мы узнаем, если выполним задание из учебника. (Рамзаева Т.Г. «Русский язык», учебник для 2 класса.)
– Откройте учебники на странице 109, упражнение 190.
– Так что же увидели наши герои? (Ёлку)
– Прочитайте задание к упражнению.
– Что произошло с текстом?
– Какое предложение будет первым? Вторым? Третьим? Четвёртым?
– Что же увидели медведи?
– Правильно ли поступили ребята?
– А что они сделали?
– Животным зимой бывает очень трудно, и ребята помогли лесным жителям.
– И каждый человек должен помогать другому человеку в трудную минуту.
– Запишите первое предложение.

– Подчеркните в предложении главные члены.

Ученик у доски разбирает предложение с проговариванием. Остальные в тетрадях.

– Найдите в предложении слова с безударной гласной, которые надо проверить.

Нарядили – наряд
в лесу – лес

– Как проверить безударную гласную в слове?

VIII. Итог урока

– Новогодний праздник – семейный праздник. Его принято встречать с семьёй. Я вместе со сказочными героями хочу поздравить вас с наступающим Новым годом!
– Вы знаете, что наступающий 2009 год – год быка,  и в честь этого мы хотим подарить вам небольшой сувенир за хорошую работу на уроке.
– А отлично сегодня поработали ….
– Наш урок заканчивается, давайте попрощаемся с нашими героями. И пожелаем им удачи и счастья в новом году.
– И так над какой темой мы сегодня трудились?
– Как проверить безударную гласную в слове?
– А теперь домашнее задание на завтра.
– Упражнение 191 (письмо по памяти). Мы с вами не раз выполняли это задание, и вы знаете, что нужно делать.
– Спасибо всем, урок окончен!