1 сентября – начало обучения в школе – один из
наиболее значимых моментов в жизни человека.
Дети долго ждут этого события, с нетерпением и
тревогой. И от первых впечатлений и ощущений
зависит на сколько этот момент станет ярким,
незабываемым эмоционально-положительным в жизни
первоклассника.
Основная идея уроков-знакомств заключается в создании
художественного объекта, который является
символом единства. В своей работе мы
апробировали три варианта объектов:
«Солнце» – символ тепла, эмоционального благополучия, где само солнце – это учитель, а его лучики – ученики.
«Дерево» – символ жизни, мудрости и опоры, где учитель и ученики – его листики.
«Цветочная поляна» – символ развития, где учитель и учащиеся цветы, стремящиеся к солнцу.
Художественное исполнение этих символов наглядно демонстрирует единство и гармонию учителя и учащихся.
Цель: создание благоприятной психолого-педагогической среды в классе на этапе вхождения ребенка в школьную жизнь.
Задачи:
- организация знакомства учителя с классом;
- индивидуальное знакомство с каждым учеником;
- создание условий психологического комфорта для каждого ученика;
- формирование чувства единства у учащихся.
- создание предпосылок для возникновения положительной мотивации к дальнейшему совместному обучению.
Варианты уроков
Вариант 1
Оборудование:
- плакат с изображением солнца;
- индивидуальные карточки (кружочки с именами учащихся);
- диплом первоклассника.
1. Приветствие учителя
– Какие вы счастливые, ребята! Все хорошие,
нарядные!
– А кто знает, какое сегодня число? (1 сентября)
– А какой год?
– Запомните, ребята этот год.
2. Основная часть
– Сегодня вы уже не дошколята, сегодня вы ученики! И у вас на парте лежит настоящий документ, с настоящей печатью, который подтверждает, что вы настоящие первоклассники!
– В этой волшебной комнате, которая называется
классом, вы каждый день будете получать
особенные подарки. Но это не игрушки, не конфеты.
Это знания!
– А знаете ли вы, кто в школе даёт знания? (Учитель)
– Правильно. И я ваш первый учитель. Зовут меня
Ольга Владимировна.
– В школе, ребята надо соблюдать правила.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
– Но ребята приходят в школу не только учиться,
но и дружить. Дружить будете не только вы друг с
другом, но и ваши родители между собой.
Давайте с первого дня запомним наш девиз и
повторим все вместе хором « Мы в школу ходим
учиться и дружить».
– А как же мы будем дружить, если мы ещё не знаем,
как друг друга зовут.
– Посмотрите на доску, что это? (Солнышко)
– Солнышко – это я. Посмотрите, сколько у меня
много лучиков! Это вы, ребята!
– У каждого лучика есть своё имя. У вас на партах
лежат кружочки с вашими именами. Сейчас каждый
ученик выйдет к доске, громко назовёт своё имя и
прикрепит свой кружочек к любому лучику.
3. Заключительная часть
– Посмотрите, какой большой у нас класс и вы теперь знаете, как друг друга зовут.
– Сейчас, мы дружно, все вместе отправляемся в путешествие в страну Знаний.
Дети идут в актовый зал на концерт, посвящённый Дню знаний. После праздника родители забирают детей домой.
Вариант 2
Оборудование: плакат с изображением дерева ,листья из цветной бумаги, на которых написаны имена детей, лист с именем учителя.
1. Приветствие учителя
– Дорогие ребята! Сегодня вы первый раз пришли в школу. Вы теперь не просто дети, вы теперь ученики. Я рада, что вы пришли учиться в нашу школу, в наш класс. Я поздравляю вас с этим большим событием в вашей жизни и желаю вам успехов. Итак, мы начинаем наш первый урок.
2. Знакомство
– Прежде всего, мы должны познакомиться.
Кто знает, что означает слово «познакомиться»? (Ответы
детей)
– Правильно, познакомиться – это назвать своё
имя и фамилию.
– Посмотрите на доску. Что вы на ней видите? (Дерево)
– Как вы думаете, чего не хватает на нашем дереве?
(Листьев)
– Сейчас каждый из вас будет выходить к доске,
называть свою фамилию, своё имя и прикреплять
осенний листок со своим именем к нашему дереву.
– Меня зовут Татьяна Юрьевна. Повторите все
вместе. (Учитель прикрепляет листок со своим
именем на дерево.)
(Дети по очереди выходят к доске и «одевают»
дерево.)
– Красивым ли теперь стало дерево?
– Как вы думаете, можно ли назвать наше дерево
необычным?
– Чем же оно необычно? (На нём растут листья с
разных деревьев: листья клёна, дуба, осины,
берёзы.)
– Как вы думаете, почему? (Все мы очень разные, у
каждого свой характер, свои привычки, своя
внешность, каждый из нас особенный.)
– Кто может сосчитать, сколько на дереве
листочков? (31)
– Листочек – это каждый из вас. Всего 31 ученик.
– А все вместе мы 1 «А» класс.
– Каким вы хотите, чтобы был наш класс? (Дружным)
– Что значит дружным? (Помогать друг другу, не
обижать друг друга, приходить на выручку,
заботиться друг о друге).
– Если мы будем дружными, то сможем преодолеть
все трудности, помогая друг другу, и нам будет
очень интересно учиться.
3. А как вы думаете, только ли у каждого из нас есть имя?
– Назовите имя нашего города, нашей
страны.
– Кто может прочитать слова на доске? Что они
обозначают?
РОССИЯ РОДИНА МОСКВА
4. Свободное рисование
– А сейчас в память о первом учебном дне я попрошу вас на листе напечатать своё имя и фамилию и нарисовать рисунок, какой вам захочется. Вы можете нарисовать свой город, свою школу и т.д.
(Дети самостоятельно рисуют.)
Вариант 3
Оборудование:
- Табличка «Наш класс»
- Цветы, вырезанные из цветной плотной бумаги. На них написано имя учителя и имена всех учеников.
- Запись спокойной музыки, без слов.
1. Учитель приветствует детей
– Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много новых друзей.
2. Знакомство друг с другом
– Я – ваша учительница. Меня зовут Елена
Михайловна (прикрепляю на доску цветок со своим
именем)
– Посмотрите вокруг, как много ребят в классе.
Может быть, вы ещё не все друг друга знаете, не со
всеми знакомы. Конечно, у каждого своё имя, и
сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но
ведь сложно разговаривать с человеком, если не
знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и
поэтому надо знать всех ребят своего класса.
– Давайте познакомимся. Когда я скажу:
«Три-четыре!» – каждый по команде выкрикнет своё
имя. Ну-ка, попробуем! (Дети выкрикивают своё имя)
– Ой-ой-ой!.. Вроде бы громко кричали, а я ни одного
имени не расслышала! А вы все имена расслышали?
– Давайте попробуем по-другому. Если не
получилось громко, давайте скажем свои имена
тихим шёпотом.
– Опять что-то не то. Никто не кричал, всё равно
ничего не понятно. А вы много имён услышали? Тоже
нет?
– Наверное, ребята, дело в том, что все говорят
одновременно. Вместе работать хорошо, играть
весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда
все сразу говорят разные слова, то ничего не
понятно. Давайте попробуем говорить по очереди,
по одному и послушаем, как зовут мальчиков и
девочек нашего класса. Я буду подходить по
очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я
дотронусь, громко и чётко назовёт своё имя. У меня
в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один
из цветов.
– Спасибо! Теперь все имена были слышны?
– Перед вами лежат цветы с вашими именами.
Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам
их выполнить.
(Учитель просит поднимать цветы тех, кого он
назовёт).
– Мальчики, поднимите цветы.
– Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на
букву …
– Давайте вырастим на нашей доске большую
цветочную поляну. Сделаем это так: я буду звать к
доске нескольких ребят, они выйдут сюда и
прикрепят цветы на доску. Вам надо слушать
внимательно: не вас ли я назову. Я прошу выйти к
доске всех, кого зовут … (и так дальше).
(Учитель достаёт табличку с надписью «НАШ
КЛАСС»).
– Ребята, посмотрите, как много цветов у нас
получилось, так же много, как и нас. И мы все один
класс (учитель помещает табличку над цветами).
Вот он какой – наш класс!
3. Знакомство с кабинетом
– Ребята, наш класс – это все мы, а ещё наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой он замечательный: светлый, уютный! Но вы здесь совсем недавно и ещё не совсем к нему привыкли, правда? И он к нам тоже ещё не привык: ждёт, присматривается – будем ли мы его любить, заботиться, не обидим ли его?
4. Прощание
– Сегодня мы замечательно поработали и даже
немного поиграли. А теперь мы закончим наш урок,
поблагодарив, за него друг друга.
– Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите
сказать: «Спасибо!», и, молча, кивните головой,
поблагодарите глазами и кивком головы.
– Всем спасибо за работу!