Цели:
- Повторить изученное о строении СПП.
- Обучить работе с тестовыми заданиями, самостоятельному составлению тестовых заданий.
Оборудование
- мультимедийная установка;
- тексты и тесты для каждого ученика (см. Приложение 1. Приложение 2);
- презентации учеников на тему «Строение СПП» и учителя по теме урока (см. Приложение 3).
I. Учитель о теме и цели урока.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока – «Повторение изученного о строении СПП». (Запись в тетрадь.) Сегодня на уроке мы повторим строение СПП, из каких частей оно состоит, средства связи в СПП, указательные слова в СПП. А сделаем мы это на материале текста, с которым вы работали дома. Это отрывок из произведения Ю.П. Казакова, он находится на ваших столах.
II. Выполнение заданий к тексту.
Скажите, какова тема и идея этого отрывка? (Тема – история спасения тюленёнка; произведение учит бережному, чуткому отношению ко всему живому.)
Перед вами первое тестовое задание к тексту, выполним его.
Задание на доске.
О чём не говорится в тексте?
- О нелёгком труде зверобоев.
- О чувствах автора, оказавшегося свидетелем произошедшего на зверобойном промысле.
- О суровой природе северного края.
- О трогательной истории спасения детёныша тюленя.
Ответ на доске. (3) О суровой природе северного края.
Следующее задание.
В каком варианте ответа верно определён тип речи текста?
- Повествование.
- Описание.
- Описание с элементами рассуждения.
- Повествование с элементами описания.
Ответ на доске. (4) Повествование с элементами описания.
Докажите это. (Главное в тексте - рассказ о событиях, происшедших с тюленёнком, даётся также описание животного.)
III. Работа по теме урока.
Работу с текстом мы закончили, переходим к систематизации знаний по теме урока.
1. Индивидуальным домашним заданием к уроку было составление презентации на эту тему. (На доске первый слайд презентации «Строение СПП») Его выполняли… (Выступление учеников с презентацией «Строение СПП».)
Итак, мы ещё раз вспомнили признаки и особенности строения СПП.
2. Обратимся теперь к конкретным примерам, которые вы выписали дома. Наша цель - определить:
- Постановку знаков препинания.
- Место придаточного по отношению к главному.
- Смысловую связь между главным и придаточным предложением.
- Средства связи и наличие указательных слов.
3. В СПП предложении под №19 автор использует средство речевой выразительности. Какое именно? Прочтите предложение и выберите правильный ответ (читают вслух предложение):
- Аллитерация.
- Лексический повтор.
- Сравнительный оборот.
- Метафора.
На доске правильный ответ. (2) Лексический повтор.
Оказывается, выразительной силой в СПП обладают и указательные слова.
4. А теперь в тетради составьте и запишите тестовое задание на материале упражнения № 87 учебника. Работаем по вариантам:
I вариант на тему «Указательные слова в СПП».
II вариант - «Союзы и союзные слова в СПП».
(Идёт работа по составлению заданий.)
Прочитайте ваши задания (по одному от варианта). Варианты ответов, т.е. номера предложений, попрошу обвести карандашом и выбрать затем верный ответ.
5. Выполним задания на знание строения СПП с последующей самопроверкой. Задания теста распечатаны для вас, выполняем самостоятельно, по вариантам. Правильные ответы обведите карандашом. А теперь проверьте себя (на доске слайд ):
I вариант | II вариант | |
1 – Г, Д. |
1 – Г, Д. |
|
2 – В, Г. |
2 – В, Г. |
|
3 – Б, В. |
3 – В, Д. |
Поднимите руку, кто справился с первым заданием, т.е. нашёл СПП?
Со вторым, т.е. отыскал союзные слова?
С третьим, т.е. определил место придаточного?
Посмотрите, какие вы допустили ошибки, они сигнал к тому, чтобы вы ещё раз вернулись к этому материалу.
IV. Домашнее задание.
Упражнение №88, а на «5» - выписать примеры СПП из комедии «Горе от ума».
V. Подведение итогов урока.
Я думаю, сегодня был очень полезный урок. Вы согласны со мной? Почему?