Урок русского языка на тему "Повторение изученного о строении СПП"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторить изученное о строении СПП.
  2. Обучить работе с тестовыми заданиями, самостоятельному составлению тестовых заданий.

Оборудование

I. Учитель о теме и цели урока.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока – «Повторение изученного о строении СПП». (Запись в тетрадь.) Сегодня на уроке мы повторим строение СПП, из каких частей оно состоит, средства связи в СПП, указательные слова в СПП. А сделаем мы это на материале текста, с которым вы работали дома. Это отрывок из произведения Ю.П. Казакова, он находится на ваших столах.

II. Выполнение заданий к тексту.

Скажите, какова тема и идея этого отрывка? (Тема – история спасения тюленёнка; произведение учит бережному, чуткому отношению ко всему живому.)

Перед вами первое тестовое задание к тексту, выполним его.

Задание на доске.

О чём не говорится в тексте?

  1. О нелёгком труде зверобоев.
  2. О чувствах автора, оказавшегося свидетелем произошедшего на зверобойном промысле.
  3. О суровой природе северного края.
  4. О трогательной истории спасения детёныша тюленя.

Ответ на доске. (3) О суровой природе северного края.

Следующее задание.

В каком варианте ответа верно определён тип речи текста?

  1. Повествование.
  2. Описание.
  3. Описание с элементами рассуждения.
  4. Повествование с элементами описания.

Ответ на доске. (4) Повествование с элементами описания.

Докажите это. (Главное в тексте - рассказ о событиях, происшедших с тюленёнком, даётся также описание животного.)

III. Работа по теме урока.

Работу с текстом мы закончили, переходим к систематизации знаний по теме урока.

1. Индивидуальным домашним заданием к уроку было составление презентации на эту тему. (На доске первый слайд презентации «Строение СПП») Его выполняли… (Выступление учеников с презентацией «Строение СПП».)

Итак, мы ещё раз вспомнили признаки и особенности строения СПП.

2. Обратимся теперь к конкретным примерам, которые вы выписали дома. Наша цель - определить:

  1. Постановку знаков препинания.
  2. Место придаточного по отношению к главному.
  3. Смысловую связь между главным и придаточным предложением.
  4. Средства связи и наличие указательных слов.

3. В СПП предложении под №19 автор использует средство речевой выразительности. Какое именно? Прочтите предложение и выберите правильный ответ (читают вслух предложение):

  1. Аллитерация.
  2. Лексический повтор.
  3. Сравнительный оборот.
  4. Метафора.

На доске правильный ответ. (2) Лексический повтор.

Оказывается, выразительной силой в СПП обладают и указательные слова.

4. А теперь в тетради составьте и запишите тестовое задание на материале упражнения № 87 учебника. Работаем по вариантам:

I вариант на тему «Указательные слова в СПП».

II вариант - «Союзы и союзные слова в СПП».

(Идёт работа по составлению заданий.)

Прочитайте ваши задания (по одному от варианта). Варианты ответов, т.е. номера предложений, попрошу обвести карандашом и выбрать затем верный ответ.

5. Выполним задания на знание строения СПП с последующей самопроверкой. Задания теста распечатаны для вас, выполняем самостоятельно, по вариантам. Правильные ответы обведите карандашом. А теперь проверьте себя (на доске слайд ):

I вариант   II вариант

1 – Г, Д.

 

1 – Г, Д.

2 – В, Г.

 

2 – В, Г.

3 – Б, В.

 

3 – В, Д.

Поднимите руку, кто справился с первым заданием, т.е. нашёл СПП?

Со вторым, т.е. отыскал союзные слова?

С третьим, т.е. определил место придаточного?

Посмотрите, какие вы допустили ошибки, они сигнал к тому, чтобы вы ещё раз вернулись к этому материалу.

IV. Домашнее задание.

Упражнение №88, а на «5» - выписать примеры СПП из комедии «Горе от ума».

V. Подведение итогов урока.

Я думаю, сегодня был очень полезный урок. Вы согласны со мной? Почему?