"Прихватка". Составление эскиза

Разделы: Технология


Цель урока: выполнить эскиз лицевой стороны прихватки с помощью графического редактора Paint.

Задачи:

  1. Научить производить механические операционные действия, согласно командам программы.
  2. Расширить представление о программах компьютера.
  3. Воспитывать интерес к предмету «Технология», используя межпредметную связь (ИТ).

Оборудование:

  • ПК, мультимедийный проектор, экран;
  • манекен, «Толковый словарь школьника», инструкционные карты;
  • презентация к уроку.

Материалы и инструменты для учащихся:

  • тетрадь, красный фломастер, клей ПВА;
  • учебник для 5 класса (под ред. В.Д.Симоненко).

Наглядность: изделия, выполненные в лоскутной технике (прихватки, настенное панно, подушки и чехлы, кожаная куртка и т.д.).

Словарная работа: лоскут, лоскут, текстиль, коллаж.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение познавательных сведений.
  3. Переход к новому материалу.
  4. Изучение нового материала.
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Закрепление материала.
  7. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс оформлен в соответствующем стиле: на манекене кожаная куртка из лоскутов, на столе – детское одеяло из лоскутиков, чехол для пылесоса, декоративное панно, подушки и т.д.

  • Проверка готовности к уроку.
  • Запись домашнего задания.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Обратите внимание на вещи, размещённые в нашем классе. Они здесь лежат не случайно. Глядя на них, попробуйте сами назвать тему урока, о чём, по вашему мнению, пойдёт речь?

Дети: О лоскутах и изделиях из них.

Учитель: Вы правы – сегодня мы начинаем знакомство с художественной обработкой текстильного лоскута. Наша практическая работа будет заключаться в выполнении эскиза на компьютере для прихватки квадратной формы. Давайте запишем тему урока со слайда в тетрадь.

Рисунок 1

III. Переход к новому материалу.

Учитель: Интересно, а раньше вам встречались вещи, похожие на те, что вы видите в классе?

Дети: Прихватки, наволочки.

Учитель: Что особенно привлекает наше внимание в таких изделиях?

Дети: Они все из лоскутов.

1. Работа со словарем.

Учитель: А что называют «лоскутом»? Давайте подумаем. Пока мы обсуждаем, Лена найдёт нам толкование в словаре. (Проводится работа по толковому словарю школьника.)

Учитель: Итак, обобщим наши ответы и запишем их в тетради.

Рисунок 2

Учитель: Если в слове ударный слог второй, то это:

а) единичный материал; деталь;

б) материал для творчества.

Если ударение на первый слог, то речь идёт об отходе текстильного производства. Мы сегодня будем работать со вторым значением.

2. Работа с учебником.

Учитель: Давайте подумаем, а откуда взялась идея создания изделий из лоскутов, что подтолкнуло? (Дети высказывают своё мнение.)

Учитель: В этом нам поможет помочь учебник «Технология – 5 класс». (Детьми зачитывается текст и проговаривается вывод.)

Делаем вывод, что это искусство лоскутного шитья известно с давних пор разным народам. А какое изделие можно сделать самому? Где можно применить изготовленное изделие? (Выслушиваются все ответы учащихся.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Изготовление любого изделия осуществляется по определённому плану. Основные этапы изготовления прихватки занесены в компьютер, но в перепутанном порядке. Наша задача его восстановить, для этого внимательно прочитайте текст и переместите в нужном порядке «перетаскиванием».

1. Работа на компьютере.

Работа осуществляется каждой ученицей на компьютере в редакторе Paint. Во время работы учителем контролируется положение учащихся за компьютером, выполняются физкультурные моменты. Одновременно с данным видом работы, учитель раскладывает на рабочих столах готовые образцы прихваток

Учитель: Итак, проверяем ответы, они должны быть такими:

Рисунок 3

Этапы изготовления прихватки:

  1. Составление эскиза будущей прихватки.
  2. Изготовление шаблонов.
  3. Раскрой деталей прихватки.
  4. Выполнение сборки прихватки по технологической карте.

Учитель: Если выполнили правильно, то можно садиться на свои рабочие места и вклеивать «Этапы изготовления прихватки» в тетрадь. А остальным – исправить недочёты и затем вклеить задание в тетрадь. (Учитель следит за осанкой и расстоянием от монитора до глаз.)

2. Дизайн-анализ готовых прихваток.

Учитель: Теперь давайте рассмотрим образцы прихваток и изделий в целом. Назовите, какие формы лоскута чаще всего применяют для изготовления? А почему?

Дети: Квадраты, треугольники, прямоугольники; т.к. по прямой легче сшить.

Учитель: Верно. Перечисленные вами формы относятся к геометрическому орнаменту и это есть общий признак, а в чём вы видите различия?

Дети: В цвете, в размере, в месторасположении.

Учитель: Вы правы. Благодаря этому можно получить большое количество вариантов, вот некоторые из них.

Рисунок 4

3. Работа на компьютере.

Учитель: Я предлагаю продолжить работу на компьютере. Вспомните, с чего начинается работа по изготовлению изделий?

Дети: С создания эскиза.

Учитель: Свой вариант эскиза мы выполним, используя графический редактор Paint, позволяющий выполнять рисование. Нам будет в помощь – инструкционная карта.

(Каждой ученице раздаётся инструкционная карта «Работа в редакторе Paint». Во время самостоятельной работы учащихся выполняется физкультурная пауза для глаз.)

V. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Сначала подпишем свой рабочий лист (клавиша работы с текстом). Подведите курсор к столбцам в верхнем углу рабочего листа, изучите и запомните их расположение. Назовите количество квадратов нужных для составления эскиза.

Прочитайте глазами текст инструкционной карты и задайте мне вопросы, если что-то не нашли. Чтобы очистить поле, можно применить знак возврата действия или, выделив конкретное место, удалить клавишей Delete. (Выполненные эскизы учащихся сохраняются в папку и переносятся для последующей демонстрации на мультимедийном проекторе.)

VI. Закрепление материала.

Учитель: Художественная обработка текстильного лоскута имеет ряд разновидностей:

  • Лоскутное шитьё.
  • Аппликация.
  • Коллаж.
  • Текстильная мозаика.

Рисунок 5

1. Упражнение с терминами.

Учитель: Давайте разберём, в чём отличие каждого вида. На карточках нужно выделить фломастером опорные слова, а в терминах расставить ударение.

Лоскутное шитье – это сшивание небольших лоскутиков так, чтобы создавался эффект единого полотна. Отличительный признак лоскутного шитья заключён в том, что все швы стачивания находятся на изнаночной стороне полотна. Там, где нельзя проложить машинную строчку, применяется потайной стежок.

Аппликация – создание художественных изображений нашиванием, наклеиванием деталей на фон (основу); изображение, узор, созданные таким образом. Аппликация является плоскостным изображением.

Коллаж – приём, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся по цвету, фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга и т.д.). В отличие от аппликации коллаж допускает использование объёмных элементов.

Текстильная мозаика – соединение лоскутов плотной ткани (сукно, драп) встык с использованием шва «зигзаг». Иногда на стыки деталей нашивается узкая тесьма, закрывающая соединительный шов.

2. Игра со словарными словами.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. У меня есть карточки с новыми терминами, и есть изделия, на которые их нужно расставить, при этом объяснить, почему? Пользуйтесь своими записями.

VII. Подведение итогов.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что нового узнали на уроке? Что показалось трудным в работе? А теперь посмотрим на ваши эскизы. (При рассмотрении работ каждой учащейся выставляется оценка, сопровождающаяся комментарием учителя, с учётом индивидуальных особенностей.)

Учитель: Спасибо за работу! До свидания!