Цель урока: выполнить эскиз лицевой стороны прихватки с помощью графического редактора Paint.
Задачи:
- Научить производить механические операционные действия, согласно командам программы.
- Расширить представление о программах компьютера.
- Воспитывать интерес к предмету «Технология», используя межпредметную связь (ИТ).
Оборудование:
- ПК, мультимедийный проектор, экран;
- манекен, «Толковый словарь школьника», инструкционные карты;
- презентация к уроку.
Материалы и инструменты для учащихся:
- тетрадь, красный фломастер, клей ПВА;
- учебник для 5 класса (под ред. В.Д.Симоненко).
Наглядность: изделия, выполненные в лоскутной технике (прихватки, настенное панно, подушки и чехлы, кожаная куртка и т.д.).
Словарная работа: лоскут, лоскут, текстиль, коллаж.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение познавательных сведений.
- Переход к новому материалу.
- Изучение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Закрепление материала.
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс оформлен в соответствующем стиле: на манекене кожаная куртка из лоскутов, на столе – детское одеяло из лоскутиков, чехол для пылесоса, декоративное панно, подушки и т.д.
- Проверка готовности к уроку.
- Запись домашнего задания.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Обратите внимание на вещи, размещённые в нашем классе. Они здесь лежат не случайно. Глядя на них, попробуйте сами назвать тему урока, о чём, по вашему мнению, пойдёт речь?
Дети: О лоскутах и изделиях из них.
Учитель: Вы правы – сегодня мы начинаем знакомство с художественной обработкой текстильного лоскута. Наша практическая работа будет заключаться в выполнении эскиза на компьютере для прихватки квадратной формы. Давайте запишем тему урока со слайда в тетрадь.
Рисунок 1
III. Переход к новому материалу.
Учитель: Интересно, а раньше вам встречались вещи, похожие на те, что вы видите в классе?
Дети: Прихватки, наволочки.
Учитель: Что особенно привлекает наше внимание в таких изделиях?
Дети: Они все из лоскутов.
1. Работа со словарем.
Учитель: А что называют «лоскутом»? Давайте подумаем. Пока мы обсуждаем, Лена найдёт нам толкование в словаре. (Проводится работа по толковому словарю школьника.)
Учитель: Итак, обобщим наши ответы и запишем их в тетради.
Рисунок 2
Учитель: Если в слове ударный слог второй, то это:
а) единичный материал; деталь;
б) материал для творчества.
Если ударение на первый слог, то речь идёт об отходе текстильного производства. Мы сегодня будем работать со вторым значением.
2. Работа с учебником.
Учитель: Давайте подумаем, а откуда взялась идея создания изделий из лоскутов, что подтолкнуло? (Дети высказывают своё мнение.)
Учитель: В этом нам поможет помочь учебник «Технология – 5 класс». (Детьми зачитывается текст и проговаривается вывод.)
Делаем вывод, что это искусство лоскутного шитья известно с давних пор разным народам. А какое изделие можно сделать самому? Где можно применить изготовленное изделие? (Выслушиваются все ответы учащихся.)
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Изготовление любого изделия осуществляется по определённому плану. Основные этапы изготовления прихватки занесены в компьютер, но в перепутанном порядке. Наша задача его восстановить, для этого внимательно прочитайте текст и переместите в нужном порядке «перетаскиванием».
1. Работа на компьютере.
Работа осуществляется каждой ученицей на компьютере в редакторе Paint. Во время работы учителем контролируется положение учащихся за компьютером, выполняются физкультурные моменты. Одновременно с данным видом работы, учитель раскладывает на рабочих столах готовые образцы прихваток
Учитель: Итак, проверяем ответы, они должны быть такими:
Рисунок 3
Этапы изготовления прихватки:
- Составление эскиза будущей прихватки.
- Изготовление шаблонов.
- Раскрой деталей прихватки.
- Выполнение сборки прихватки по технологической карте.
Учитель: Если выполнили правильно, то можно садиться на свои рабочие места и вклеивать «Этапы изготовления прихватки» в тетрадь. А остальным – исправить недочёты и затем вклеить задание в тетрадь. (Учитель следит за осанкой и расстоянием от монитора до глаз.)
2. Дизайн-анализ готовых прихваток.
Учитель: Теперь давайте рассмотрим образцы прихваток и изделий в целом. Назовите, какие формы лоскута чаще всего применяют для изготовления? А почему?
Дети: Квадраты, треугольники, прямоугольники; т.к. по прямой легче сшить.
Учитель: Верно. Перечисленные вами формы относятся к геометрическому орнаменту и это есть общий признак, а в чём вы видите различия?
Дети: В цвете, в размере, в месторасположении.
Учитель: Вы правы. Благодаря этому можно получить большое количество вариантов, вот некоторые из них.
Рисунок 4
3. Работа на компьютере.
Учитель: Я предлагаю продолжить работу на компьютере. Вспомните, с чего начинается работа по изготовлению изделий?
Дети: С создания эскиза.
Учитель: Свой вариант эскиза мы выполним, используя графический редактор Paint, позволяющий выполнять рисование. Нам будет в помощь – инструкционная карта.
(Каждой ученице раздаётся инструкционная карта «Работа в редакторе Paint». Во время самостоятельной работы учащихся выполняется физкультурная пауза для глаз.)
V. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Сначала подпишем свой рабочий лист (клавиша работы с текстом). Подведите курсор к столбцам в верхнем углу рабочего листа, изучите и запомните их расположение. Назовите количество квадратов нужных для составления эскиза.
Прочитайте глазами текст инструкционной карты и задайте мне вопросы, если что-то не нашли. Чтобы очистить поле, можно применить знак возврата действия или, выделив конкретное место, удалить клавишей Delete. (Выполненные эскизы учащихся сохраняются в папку и переносятся для последующей демонстрации на мультимедийном проекторе.)
VI. Закрепление материала.
Учитель: Художественная обработка текстильного лоскута имеет ряд разновидностей:
- Лоскутное шитьё.
- Аппликация.
- Коллаж.
- Текстильная мозаика.
Рисунок 5
1. Упражнение с терминами.
Учитель: Давайте разберём, в чём отличие каждого вида. На карточках нужно выделить фломастером опорные слова, а в терминах расставить ударение.
Лоскутное шитье – это сшивание небольших лоскутиков так, чтобы создавался эффект единого полотна. Отличительный признак лоскутного шитья заключён в том, что все швы стачивания находятся на изнаночной стороне полотна. Там, где нельзя проложить машинную строчку, применяется потайной стежок.
Аппликация – создание художественных изображений нашиванием, наклеиванием деталей на фон (основу); изображение, узор, созданные таким образом. Аппликация является плоскостным изображением.
Коллаж – приём, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся по цвету, фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга и т.д.). В отличие от аппликации коллаж допускает использование объёмных элементов.
Текстильная мозаика – соединение лоскутов плотной ткани (сукно, драп) встык с использованием шва «зигзаг». Иногда на стыки деталей нашивается узкая тесьма, закрывающая соединительный шов.
2. Игра со словарными словами.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. У меня есть карточки с новыми терминами, и есть изделия, на которые их нужно расставить, при этом объяснить, почему? Пользуйтесь своими записями.
VII. Подведение итогов.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что нового узнали на уроке? Что показалось трудным в работе? А теперь посмотрим на ваши эскизы. (При рассмотрении работ каждой учащейся выставляется оценка, сопровождающаяся комментарием учителя, с учётом индивидуальных особенностей.)
Учитель: Спасибо за работу! До свидания!