Цели:
- Обобщить знания об изученных буквах и звуках, о делении слов на слоги, об ударении.
- Учить выделять главную мысль текста, составлять слова и предложения.
- Учить отвечать на вопросы.
- Развивать умение сравнивать, анализировать.
- Прививать навыки культурного общения и уважения к окружающим.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы уже изучили много букв, многие из вас уже научились читать и сегодня мы продолжим наше путешествие по великолепной стране, стране Азбукия.
II. Работа над темой урока.
- Давайте с вами вспомним, кто же живёт в этой стране? (Буквы, звуки.)
- А что складывается из букв? (Слова.)
- Из слов? (Предложения.)
- А что состоит из предложений? (Наша речь.)
- Какая бывает речь? (Устная, письменная.)
- И так нам пора отправляться в путешествие. На чём люди путешествуют?
- Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путешествие вам нужно отгадать загадку
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)
- Какие слова в загадке вам подсказали, что это поезд?
- Что нам необходимо, чтобы занять место в поезде? (Билет.)
- Попугай - озорник не хочет отдавать наш билет, потому что считает, что мы с вами не сможем назвать звуки в слове «билет».
- Давайте назовём и охарактеризуем звуки в слове билет и тогда мы сможем начать наше путешествие.
- Сколько слогов в этом слове?
- На какой слог падает ударение?
- Первый звук в слове б’, он согласный, звонкий, мягкий, парный.
- и, гласный, безударный.
- л’, согласный, звонкий, мягкий.
- э, гласный, ударный.
- т, согласный, твёрдый, глухой, парный.
- Сколько букв в этом слове, сколько звуков? Молодцы!
- Теперь мы можем отправляться в путешествие.
Физкультурная минутка.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду!»
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«так-так-так».Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
Наша первая станция «Вспоминай-ка».
- Здесь мы вспомним с вами то, что знаем о буквах и о звуках.
- Наши буквы – человечки ждут своего поезда. Рассадите буквы на две лавочки. (Первая лавочка - гласные, вторая – согласные).
- Чем отличается гласный звук от согласного?
- Карина нам приготовила стихотворение о гласных, а Даниил о согласных.
- Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать. - А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Какие же звуки называются гласными, а какие согласными?
А теперь мы с вами поиграем. Для этого отправляемся на следующую станцию: «Поиграй-ка».
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду!»
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«так-так-так».Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
- С нами в путешествие хочет отправиться медвежонок. Но он никак не может решить, что ему взять с собой. Давайте мы ему поможем.
- Перед вами слоги, из которых нужно составить слова, название предметов, которые необходимы в путешествие (сум, ка, кни,га , би, лет, иг, ры).
- Отправляемся дальше.
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу!
Станция «Почитай – ка».
- Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? А какая книга нам поможет, вы сейчас узнаете. Возьмите от каждого слова по первой букве.
- Откройте нашу азбуку на странице 113.
- Прочитайте, как называется рассказ, который мы будем читать.
- Как одним словом назвать то, кто кем работает?
- Прочитаем текст. О каких профессиях в нём говорится?
- Да, много вы знаете профессий. А теперь посмотрим, сможете ли вы по нескольким словам догадаться, о какой профессии идёт речь.
- Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)
- Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)
- Тетради, указка, мел. (Учитель.)
- Прилавок, цена, продукты. (Продавец.)
- Больной, лекарство, бинт. (Врач.)
III. Подведение итогов.
- Понравилась вам наше путешествие?
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Как вы думаете, наше путешествие закончилось или будет продолжаться?
- Вы сегодня все очень хорошо поработали, все вы молодцы. Спасибо за урок.
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам завершать.