Урок обучения грамоте по теме "Путешествие по стране Азбукия"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания об изученных буквах и звуках, о делении слов на слоги, об ударении.
  2. Учить выделять главную мысль текста, составлять слова и предложения.
  3. Учить отвечать на вопросы.
  4. Развивать умение сравнивать, анализировать.
  5. Прививать навыки культурного общения и уважения к окружающим.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы уже изучили много букв, многие из вас уже научились читать и сегодня мы продолжим наше путешествие по великолепной стране, стране Азбукия.

II. Работа над темой урока.

- Давайте с вами вспомним, кто же живёт в этой стране? (Буквы, звуки.)

- А что складывается из букв? (Слова.)

- Из слов? (Предложения.)

- А что состоит из предложений? (Наша речь.)

- Какая бывает речь? (Устная, письменная.)

- И так нам пора отправляться в путешествие. На чём люди путешествуют?

- Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путешествие вам нужно отгадать загадку

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)

- Какие слова в загадке вам подсказали, что это поезд?

- Что нам необходимо, чтобы занять место в поезде? (Билет.)

- Попугай - озорник не хочет отдавать наш билет, потому что считает, что мы с вами не сможем назвать звуки в слове «билет».

- Давайте назовём и охарактеризуем звуки в слове билет и тогда мы сможем начать наше путешествие.

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Первый звук в слове б’, он согласный, звонкий, мягкий, парный.

- и, гласный, безударный.

- л’, согласный, звонкий, мягкий.

- э, гласный, ударный.

- т, согласный, твёрдый, глухой, парный.

- Сколько букв в этом слове, сколько звуков? Молодцы!

- Теперь мы можем отправляться в путешествие.

Физкультурная минутка.

Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду!»
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«так-так-так».

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко
Ребят он повёз.

Наша первая станция «Вспоминай-ка».

- Здесь мы вспомним с вами то, что знаем о буквах и о звуках.

- Наши буквы – человечки ждут своего поезда. Рассадите буквы на две лавочки. (Первая лавочка - гласные, вторая – согласные).

- Чем отличается гласный звук от согласного?

- Карина нам приготовила стихотворение о гласных, а Даниил о согласных.

  • Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке баюкать ребёнка,
    Но не желают свистеть и ворчать.
  • А согласные… согласны
    Шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть,
    Но не хочется им петь.

- Какие же звуки называются гласными, а какие согласными?

А теперь мы с вами поиграем. Для этого отправляемся на следующую станцию: «Поиграй-ка».

Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду!»
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«так-так-так».

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко
Ребят он повёз.

- С нами в путешествие хочет отправиться медвежонок. Но он никак не может решить, что ему взять с собой. Давайте мы ему поможем.

- Перед вами слоги, из которых нужно составить слова, название предметов, которые необходимы в путешествие (сум, ка, кни,га , би, лет, иг, ры).

- Отправляемся дальше.

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу!

Станция «Почитай – ка».

- Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? А какая книга нам поможет, вы сейчас узнаете. Возьмите от каждого слова по первой букве.

- Откройте нашу азбуку на странице 113.

- Прочитайте, как называется рассказ, который мы будем читать.

- Как одним словом назвать то, кто кем работает?

- Прочитаем текст. О каких профессиях в нём говорится?

- Да, много вы знаете профессий. А теперь посмотрим, сможете ли вы по нескольким словам догадаться, о какой профессии идёт речь.

  • Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)
  • Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)
  • Тетради, указка, мел. (Учитель.)
  • Прилавок, цена, продукты. (Продавец.)
  • Больной, лекарство, бинт. (Врач.)

III. Подведение итогов.

- Понравилась вам наше путешествие?

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Как вы думаете, наше путешествие закончилось или будет продолжаться?

- Вы сегодня все очень хорошо поработали, все вы молодцы. Спасибо за урок.

Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам завершать.