Будьте добрыми и человечными

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;
  • воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.
  • воспитывать доброе отношение к людям, к окружающему миру. Побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.

Оформление:

Плакаты на стене

1. "При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою" (В.А.Жуковский)

2. "Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству".

3 ."Я не знаю других признаков превосходства кроме доброты". (Л.Ван Бетховен)

Оборудование:

  • Мультимедийный комплекс (компьютер, магнитофон);
  • Записи песен

Ход мероприятия

Ведущий 1: "Добро - это всё положительное, хорошее, полезное" - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова. Когда закладывается в человеке доброта? Доброта закладывается с детства. Большое значение имеет, воспитание, которое человек получает в семье, школе, окружающей среде. Человек должен верить в добро, жить с ним. В этом и заключается истина и мудрость жизни. И только добрые человеческие дела продолжают жить и остаются навсегда в сердцах людей.

Ведущий 2: Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершенном деле. Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку выразил римский философ Марк Аврелий: "Когда ты, сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься похвалы и награды за свое доброе дело?" Видимо, сознание сделанного добра - высшая награда для человека. "Против всего можно устоять, но не против доброты", - утверждал французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо.

Ученик 1:

На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово - что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Но слова обидного остерегаться
Не то же ль, что собственной тени бояться?
Я истины эти знаю из млада,
А думать над ними всю жизнь мне надо.

Ведущий 1: Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: "Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения". Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям. Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека пока нет значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее. Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Дадим советы: избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становится сварливым, несдержанным, злым. В споре будьте сдержанным, тактичным. Никого никогда не упрекайте. Правда, говорящему не редко, кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания. Если все-таки упреки, прозвучали и ссора, состоялась - миритесь.

Звучит песня "Голубой вагон" - сл. Э.Успенского, муз.В.Шаинского

Ученик 2:

Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я, молча слезы, проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в нашу дружбу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом - ты, матросом - Я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек...
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да, это Колька так несмело
Вошел с поникшей головой:
Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!

Ведущий 2: Мы живем среди людей. Отношение к ним должно быть добрым, внимательным.

Ученик 3:

В светлом доме этом, стоквартирном нашем,
Мы порой с соседом не знакомы даже.
Здравствуйте, скажите, честь нам окажите,
Сторониться бросьте, приходите в гости!
Лишь бы не с пакетом, лучше не с букетом,
А зато с улыбкой, а зато с приветом.
Не с коварным зельем, что вредит здоровью,
А зато с весельем, а зато с любовью.
Серебра и злата нет в чертоге нашем,
Чем душа богата, тем Вас и уважим.
За чайком с печеньем, ласковым почтеньем,
Тихою беседой, дружеством согретой.
С родственным доверьем, с искренним участьем
Поровну поделим горести и счастье.
Дружат пусть под светлым, мирным небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости.
В гости приглашайте, приходите в гости!

Ведущий 1: Один мудрец сказал такие слова: "Жизнь каждого человека - это вселенная, потерю которой невозможно восполнить". Что значит - быть Человеком? Самые прекрасные качества человека: доброта, ум, сила духа, смелость, терпимость, любовь к окружающему миру и т. д. Самая главная профессия в жизни - это быть человеком.

Звучит песня "Всех добрее и дороже в этом мире доброта:"

Ведущий 2:Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности.

Ученик 4:

И к тому, что похвалят,
И к тому, что ругают,
Ко всему постепенно
Человек привыкает.
К еженочному бденью,
К напряженыо при взлете,
К пустоте при паденье.
Привыкает к сраженьям,
К тишине и порядку,
Привыкает к мишеням,
Привыкает к достатку,
К незнакомому краю,
Что вдали возникает...
Словом, к аду и раю
Человек привыкает.
К знойной ярости юга,
К черноте бездорожий.
Лишь к предательству друга
Он привыкнуть не может.

Ведущий 1: Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Уже в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Эту мысль продолжает в I в. н. э. римский философ Сенека: "Человек, который думает только о себе, ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других". Английский писатель И. Бентам (XVIII в.) утверждал: "Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим".

Ведущий 2: Вспомним и слова Л. Н. Толстого: "В жизни есть только одно несомненное счастье - жизнь для других".

Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист - несчастлив. И. С. Тургенев писал: "Себялюбие самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево". Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Человеколюбие общества, семьи определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Ныне возрождаются такие понятия, как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.

Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Ученик 5:

На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье,
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твое!
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.

Ученик 6:

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
И коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

Ученик 7:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешный не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать повсюду не спеши.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Песня звучит "Давайте поклоняться доброте" сл.А.Чепурова,муз.Я.Дубровина.

Ведущий 1: Из далекой-далекой древности, из VI века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: "Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями". Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. Очень важно, ребята воспитывать доброту с детства. Человек приобретает опыт общения с людьми, знакомится с окружающим миром, короче - человек входит в жизнь. И необходимо у него пробудить первые ростки добра, необходимо показать ребенку, как важно приносить радость маме, папе, знакомым.

Ведущий 2: В сочувствии, добросердечии, внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.

Звучит песня "Песенка мамонтенка"

Ученик 8:

Маме верую, как чуду,
Никого роднее нет!
Что ни будет, где ни буду,
Сохранить бы добросвет!
Не проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то:
Поругает сына мама,
Пожалеет, как никто.
Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою,
Все от мамы, все она.
Две руки, как это мало!
Десять рук имел бы я -
Вот тогда бы не хромала
Успеваемость моя.
Но на бабушкины руки
Ненароком я взглянул.
У нее же их не десять,
А всего лишь две руки -
Шьют, стирают, тесто месят,
Начиняют пирожки...
Вяжут кофту, чинят брюки,
Варят кашу и компот...

Ученик 9:

Все в морщинах руки эти
От бесчисленных забот.
"Дай-ка, бабушка, тебе я
По хозяйству помогу..."
И добавил, чуть робея:
"Вот увидишь, я смогу..."
Так она и просияла,
Удивленья не тая!
И украдкой наблюдала,
Как во всю старался я.
Хоть устал, держался стойко"
И подумалось мне вдруг:
"Десять рук - зачем их столько?
Мне вполне хватило двух"

Ученик 10:

Мне с отчим невесело жилось,
Все ж он меня растил - и от того
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать, день ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
"Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!"
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю, хлеба воз куплю.
Мечтал о многом. Много обещал...
В блокаде Ленинградской старика
От смерти б спас, да на день опоздал.
И дня того не возвратят года.
Теперь прошел я тысячи дорог -
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима, и бабка умерла...
Спешите делать добрые дела.

Ведущий 1: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.

Ученик 11:

Опять черемуха в цвету,
Сбежались лошади гурьбою...
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы -
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весною
Лучи рассыплет над полями -
Уже ручей звенит струной,
Уже гроза гремит грозами!
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода!
Ты слышишь: дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.

Ученик 12:

И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым,
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись!
Опять в жару горят леса,
И раскалённо дышит полночь.
Опять я слышу голоса
Зверья, зовущего на помощь.
Мечущегося меж камней
В капкане бедствия лесного.
В час верной гибели своей
Оно мне все простить готово.
И порохом пропахший век,
И смрадный от бензина ветер.
Оно кричит мне: "Человек, Спаси! Ты можешь все на свете!"

Песня звучит "Дорога добра", сл. Ю.Энтина, муз. М.Межкова

Ведущий 1: Вы хотите видеть окружающих не только добрыми, но и счастливыми, смелыми, красивыми, мечтаете, чтобы не было бездомных детей, стариков. Вам хочется, чтобы все люди честно трудились, не болели, относились с пониманием друг к другу, чтобы никогда не было войн. Вы задумываетесь над тем, что происходит вокруг, осознаете свою ответственность. Я верю, что ваша жизнь сложится очень удачно, в будущем вы постараетесь жить так, чтобы не делать несчастными людей, находящихся с вами рядом. Я желаю, чтобы вы стремились к тому, чтобы о вас говорили: "Это очень хороший человек!"

Ведущий 2: Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру, Д.С.Лихачев сказал: "Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только "исходные данные" выбраны вами правильно" Наше мероприятие подходит к концу. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Ученик 13:

Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись, раз,
Не ошибиться снова.

Литература.

  1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2008 - 336 с./
  2. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 кл.- М.: Школа - Пресс.1988 - 96 с.
  3. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2000, №2, с. 96-98.
  4. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2001,№6,с.42-47.
  5. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель,2003,№3,с.78-91.
  6. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. - Воспитание школьников, 2008,№2,с.25-29.