"Человеческий капитал" за школьной партой (стандарты второго поколения: осмысление целей общего образования)

Разделы: Администрирование школы, Работа с родителями


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении
образованным человеком стать нельзя. Но во всяком
хорошо поставленном учебном заведении можно…
приобрести навык, который пригодится в будущем,
когда человек ВНЕ СТЕН УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
СТАНЕТ ОБРАЗОВЫВАТЬ САМ СЕБЯ
.
М.А.Булгаков.

В данной работе мне хотелось остановиться на одной из важных проблем современной школы : на целях общего образования. На мой взгляд, все документы(проекты, законы, стандарты), вышедшие в последние годы по реформе школы, направлены на решение одной единственной задачи : «создать» нового человека « свободного в свободной стране».

Насколько цели образования новы по сравнению со старыми,  ставились ли они в проектах других стран, например, в Америке, можно ли их реализовать в десятилетний срок? В рамках данного эссе мне вряд ли удастся развернуто ответить на поставленные вопросы, но это не означает, что интерес к ним пропадет с последней поставленной точкой в данной работе. В районной газете « Алданский рабочий»* уже опубликованы мои размышления о реформе образования в современной школе и,  конечно, о целях. Может быть, дальнейшие публикации послужат началом дискуссии среди педагогов, родителей, ведь не все так гладко и спокойно в « датском королевстве»…

Сенека и Песталоцци … Приглашение к размышлению

« Воспитание и только воспитание – цель школы»,- утверждал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, понимая под этим развитие духовных и физических способностей человека. По- видимому, 17-18 век диктовал эти задачи! « Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни»… Это сказал в начале первого тысячелетия (!) римский философ Луций Анней Сенека (Младший).

А ведь ещё совсем недавно мы утверждали, что « образование нужно для жизни». Вчитываясь тогда в формулировку общей цели (« всестороннее и гармоническое развитие личности»), я спрашивала себя: « Почему ставятся такие цели образования?» Получалось так: «Если ученик (обучающийся) освоил учебную программу согласно критериям оценки уровня их усвоения, то результат - « гармонически развитая…» А как определить достигли мы

«всесторонности» и « гармоничности» развития выпускников школы,  и,  если нет, то насколько мы далеки от этого?

Новый лозунг

И вот новый лозунг: «Образование на протяжении всей жизни»! Смысл этого лозунга в том, что « современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии». Обратимся к стандартам: «Государству, обществу необходим «новый человеческий капитал», по- новому мыслящий, оценивающий, работающий. Нужно новое поколение нравственно и духовно зрелых, самостоятельных активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики…» Слова звучат, как музыка, как последние строки романа « Мастер и Маргарита» моего любимого писателя Булгакова …

Именно здесь я и расстанусь с приведенной цитатой, чтобы встретиться с ней вновь в конце работы!

Что послужило толчком для определения таких целей?

Время! Хотим мы того или не хотим, сегодня становится прошлым, а завтра - настоящим. И это завтра будет отличным от сегодня. Сможет ли школа соответствовать вызову будущего - зависит от того, насколько верно осмыслит цели и задачи,  поставленные перед ней семьей, обществом, государством.

Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в социально-экономической жизни России.

В 1990-х годах они потребовали переосмысления целей школы, так как её выпускникам предстояло жить в мире, устроенном иначе, чем раньше. Резко возросло значение правового и экономического сознания. Рост национального сознания народов, населяющих Россию, обусловил необходимость усиления внимания школы к освоению её выпускниками национальной культуры и формирования ценностного отношения к ней. Осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления обусловило необходимость особого внимания к формированию экологического сознания обучающихся.

Школы и ЗУНы

Сегодня все более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений, навыков, себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним едва поспевает.

Значительная часть знаний, осваиваемых детьми в современной школе, была добыта человечеством 200-400 лет назад. В то же время не развиваются способности, необходимые выпускникам школы, чтобы осмысленно самоопределяться в мире, принимать решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, ещё неизвестные задачи, то результат образования « измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как,  например, умение работать в проектном режиме, разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативу в принятии решений. Эти способности востребованы сегодня в обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Образовательные результаты неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Связь между словами « хочу» и « могу» носит сложный характер. Цели образования отражают потребности личности, общества, государства, а условия- возможности общества (государства) в обеспечении образования. Другими словами, нет условий – уменьшай требования или финансируй! Определить цели (потребности) без учета условий(возможностей) может привести к резкому увеличению потребностей в ресурсах, которые не могут бытьудовлетворены.

Задача с пятью направлениями

Несколько слов опяти направлениях к достижению не … конечной цели,  а предпоследней- качеству образования… По- моему,  «путники» должны выйтипо пяти направлениям в разное время! Сначала обеспечение ресурсами, затем НСОТ, попутно СОКО.2 и 5 дорожки настолько спорны и болезненны, что в данной работе я их не могу и тронуть! (Заработная плата учителя уменьшилась настолько, что вопрос стоит о массовом не сокращении!, а добровольном уходе с работы! Причем сначала получилось подушевое финансирование,  а затем обеспечение ресурсами. Что касается общественного участия в управлении образованием, то,  на мой взгляд, этот пункт нужно опробовать на вышестоящих «образовательных» учреждениях. Я не имею ввиду мониторинги, которые ничего не отражают в действительности!)

Америка впереди

Но вернемся к дальнейшему осмыслению целей общего образования. Пристальное вниманиеданному вопросу стало уделяться во второй половине 20 века. Первый такой подход к проектированию был разработан в США, опубликован в 1956 году. «Таксономия целей»- это про него. На основе таких целей могут строитьсяцели изучения предметов, разделов, тем. Но человек при таком подходе оказывается разделен на множество мелких функций.

В другом проекте США «Образование мирового класса» цели школьного образования вытекают из необходимости обеспечить готовность выпускников школы к выполнению некоторой совокупности основных «жизненных ролей». Пилиповский В.Я. в книге «Прогностические модели систем образования в зарубежных странах» называет семь таких «ролей»** Применительно к каждой «жизненной роли» выделяются умения, которыми должны овладеть учащиеся, чтобы их выполнить. Сопоставьте 3 пункта из проекта США и выписки из «Стандарта второго поколения»:

Жизнь как постоянное учение

Образование на протяжении всей жизни

Человек, последовательно использующий свои знания для выбора альтернатив

Современному человеку в течение жизни приходится (или будет? ) неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии

Это человек,  который берет на себя ответственность за производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг

В результате стремительно увеличивается доля населения, занятого в сфере обслуживания.

Деятельностный участник культурного развития. В этой роли человек ценит культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны культуры, формирующие личность и общество.

…-освоение основ наук, освоение отечественной и мировой культуры.

Информированный гражданин. Это человек, хорошо осведомленный в вопросах истории, политической ситуации, заинтересованно реагирующий на локальные, национальные и международные проблемы.

 

Защитник окружающей среды. …человек умеетответственно использовать природные богатства

 

Личность со стремлением к поддержке других людей…

 

Подход привлекателен своей прагматичностью, но в этом и его слабость. Что делать той части работников, например, которой суждено выполнять на заводе рутинные функции? Если двигаться к целям образования только от социальных ролей, то будут игнорироваться противоречия между требованиями социума и требованиями личности.

Существуют подходы к разработке целей образования,  ставящие во главу угла развитие личности (т.е.личностно- ориентированное). В психологии разработано несколько десятков теорий личности…

Подход, основывающийся на «модели личности», задаваемый в виде структуры «качеств личности» и их поведенческих проявлений был предложен Беспалько В.П.*** Как, исходя из предложенной модели определять, какие качества должны формироваться в школе, В.П.Беспалько не раскрывает, а предлагает лишь общую схему возможных действий. Она основывается на положении,  что человек получает образование для того, чтобы достичь некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, и не вообще, а в более или менее строго очерченной области этой жизнедеятельности.

Общие выводы

1. К сожалению, нет возможности остановиться на других подходах к определению целей образования (например, И.Я.Лернера и И.К.Журавлева), но даже сравнивая то, что есть,

можно отметить, что все цели продиктованы техническим развитием, требующим знаний, гибкости мысли, творческой инициативы. Не исполнитель, а творец – вот кто сегодня должен сидеть за школьной партой! Это будет « человеческий капитал»…

2. Показать, справилась ли школа с поставленной целью, как сказано в Стандартах, «может только опыт»

3. «Сфера образования остро нуждается в… инвариантных философско-образовательных и собственно педагогических подходах к определению целей образования, которые отражают необходимость синтеза общественных потребностей и личностных образовательных запросов человека на разных этапах его жизни» (все- таки ещё нуждается…)

4. Исходя из этого, школьное образование должно быть целеустремленным и целесообразным! Цель общего образования- достижение учащимися уровня образованности, социальной зрелости, достаточных для обеспечения самостоятельной личности, дальнейшего её самоопределения и творческой самореализации в различных сферах деятельности (образовательной, трудовой, общественно- политической,  культурно-досуговой, семейно-бытовой).

5. Если образование не соответствует цели образования, оно не может быть качественным!

6. Можно ли уже сегодня ждать результата? Наверное, нет. Рано!

7. Есть ли уверенность, что постановка цели образования не носит идеалистический характер? Нет!

8. Есть ли желание добиваться этой цели? Есть! (Не надо удивляться!) Остальное - время!

9. А цели у нас хорошие : «создать новое поколение нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и КОМПЕТЕНТНЫХ граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.»

P.S. Да, а учитель?! Ведь это его работа…

Наверное, не нужно лететь по « проспектам» образования, не замечая, как « пыхтит товар» за компьютером(не отстать бы от времени), как родители и дети обсуждают заработную плату учителя и сколько стоит душа « Вовочки»… Сколько ТЫ стоишь, учитель? Знать это - цель работы «другого ведомства», как сказал бы булгаковский Воланд.

Список литературы

  1.  Афоризмы. Булгаков об образованииИнтернет
  2.  Стандарты второго поколения
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.19995
  4. Пилиповский В.Я. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах М.1994
  5. В.С.Лазарев Системное развитие школы М., 2003г.
  6. Всероссийский Интернет-PEDSOVET

_______________________________________________________________________

Сноски.

* См. « Алданский рабочий» 31 октября 2008г. Стр.4 « О ликбезе, телевидении и реформе образования»

** Пилиповский В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США: Сб. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах.М., 1994г. с. 43-61

***Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М. 1995г.