Урок по теме "Преобразование тригонометрических выражений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Повторение и закрепление изученного материала, отработка умений и навыков по применению тригонометрических формул для преобразования тригонометрических выражений, проверка знаний необходимых формул;
  2. Продолжить формирование навыков учащихся по работе с тестами, необходимых для решения заданий ЕГЭ;
  3. Развивать у учащихся внимательность, логическое мышление, память;
  4. Развивать интерес к предмету.

Оборудование:

  • дидактические карточки,
  • листы с копировальной бумагой для каждого ученика,
  • сигнальные карты для проведения математического диктанта,
  • портрет Л. Эйлера,
  • проектор,
  • экран.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся основных тригонометрических формул:

а) постановка задач и целей урока;

б) устная работа: На первом этапе урока небольшая разминка

Вопросы и ответы записаны на доске.

1. Какому выражению соответствует значение ?

2. Выбрать возможный вариант.

в)

3. Какой из углов является углом II четверти?

4. В каких четвертях имеют разные знаки?

а) II и IV; б) I и III; в) I и IV.

5. Какое выражение надо подставить чтобы получить верное равенство

?

а) ; б) в)

1. а б в

Для проверки ответов будем открывать цветные карточки. Если ответ верный, то на обратной стороне карточки будет буква, в противном случае карточка будет чистой.

После ответов на доске учащиеся увидят слово ЭЙЛЕР (на доске портрет).

в) Небольшое сообщение об Эйлере, приготовленное учеником заранее.

г) Проверка знаний основных тригонометрических формул в форме математического диктанта на два варианта (1вариант – красного цвета, 2вариант – зеленого). Работа выполняется на листах с копировальной бумагой.

Два ученика выполняют работу на закрытых досках.

Текст диктанта проецируется на экран.(приложение1)

1 вариант. 2 вариант.
1 -

 На доску вывешивается плакат с критерием оценки математического диктанта

Число верных ответов Оценка
8 “5”
7 “4”
5 – 6 “3”
Менее 5 “2”

Учащиеся проверяют работы одноклассников, работающих на обратной стороне доски, и одновременно свои работы. Выставляются оценки в соответствии с критерием и сдаются первые листочки учителю.

3. На следующем этапе урока решение упражнений на применение тригонометрических формул для преобразования выражений.

На доске самостоятельно работают три ученика по карточкам

1. Карточка№1. По теме “Соотношение между тригонометрическими функциями одного и того же угла”.

а) Вычислить , если

б) Может ли для какого-нибудь угла

2. Карточка №2. По теме “Формулы приведения”.

а) Упростить выражение:

б) На примере объяснить правило вычисления

3. Карточка № 3. По теме “Формулы сложения”

а) Упростить выражение:

б) Как используя формулы сложения вывести формулу

Одновременно на местах и у доски с объяснением решается упражнение на доказательство тождества.

Далее проверяются и оцениваются работы, выполненные по карточкам на доске.

В завершении совместной работы решается упражнение на преобразование выражение в произведение.

  • 1/2-sin a =
  • 1-2 cos a =

4. Домашнее задание: домашняя контрольная работа 4 варианта.

1-й вариант.

1. Вычислить, используя формулы приведения, сложения:

б)

2. Известно, что Найдите .

3. Упростить выражения:

а)

б)

4. Доказать тождество:

5. Найдите значение x (в радианах), если и

2-й вариант.

1. Вычислить, используя формулы приведения, сложения:

 

б)

2. Известно, что Найдите.

3. Упростить выражения:

а)

б)

4. Доказать тождество: .

5. Найдите значение (в радианах), если и

 3-й вариант.

Вычислить, используя формулы приведения, сложения:

а)

б)

2. Известно, что Найдите

3. Упростить выражения:

а)

б)

4. Доказать тождество:

5. Найдите значение x, если x - угол II четверти и

 4-й вариант.

Вычислить, используя формулы приведения, сложения:

а)

б)

2. Известно, что Найдите

3. Упростить выражения:

а)

б)

4. Доказать тождество:

5. Найдите значение x, если x - угол II четверти и

 5. Выполнение самостоятельной работы в виде теста.

Каждому ученику выдается бланк с заданиями, на котором выполняется работа, и бланк с ответами.

Бланк ответов.

Задание: Выполнить задание, выбрать верный ответ из предложенных, результат записать в таблицу

Вариант № Фамилия, имя________________________________
Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5.
         

Вариант 1.

2. Найдите , если ,

1) ; 2) ; 3) 1/2; 4) .

3. Упростить выражение:

1) ; 2) ; 3) ; 4) 0.

4). Упростить выражение:

1) 1; 2) ; 3) – 1; 4) 1/

5) Разложить на множители:

Вариант 2.

1. Упростить выражение:

1) ; 2) 9; 3) ; 4) 1.

2.Найдите, если ,

1) ; 2) ; 3) 1/2; 4) .

3.Упростить выражение:

1) ; 2) ; 3) 1; 4) 0.

4). Упростить выражение:

1) 2) ; 3) 1; 4) .

5) Разложить на множители 

 

6. Подведение итогов урока.

7. Организационный момент.