Цели урока:
Формирование с помощью задач важных
общеучебных умений, связанных с анализом текста,
выделением условий задачи и главного вопроса.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию знаний.
Учащимся предлагается устно решить 2 задачи:
Задача № 1: В книге 40 страниц. Девочка прочитала в 3 раза больше, чем осталось прочитать. Сколько страниц осталось прочитать?
Арифметический способ: 1 часть - осталось прочитать 3 части - девочка прочитала 1+3=4 части на 40 страниц 40:4=10 - осталось прочитать |
С помощью уравнения: Пусть х стр. - осталось, тогда 3х - прочитано. х+3х=40 4х=40 х=10 |
Задача № 2: У хозяйки было 20 кур и цыплят. Кур меньше, чем цыплят в 4 раза. Сколько было кур, цыплят?
1 ч - куры
4 ч - цыплята
Всего - 5 ч
20:5=4 (куры)
4х4=16 (цыплята)
Пусть х - кур, тогда 4х - цыплят. Всего 20.
Х+4Х=20
5Х=20
Х=4 - кур
4х4=16 - цыплят
Рассуждения по решению задач проговариваются учениками с места.
Задачи для совместного решения1. Старинная китайская задача (письменно):
В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов.
Вопросы к задачам:
- Представьте, что на верх клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле?
- 7 (35х2=70)
- Но в условии задачи даны 94 ноги, где же остальные?
- Остальные не посчитаны – это передние лапы кроликов.
- Сколько их?
- 24 (94-70=24)
- Сколько же кроликов?
- 12 (24:2=12)
- А фазанов?
- 23 (35-2=23)
Решим эту же задачу с помощью уравнения
Пусть Х - число кроликов, тогда 35-Х - число фазанов
4х - ноги кроликов, 2х (35-Х) - число ног фазанов
Составим уравнение:
4Х+2х (35-Х)=94
4Х+70-2Х=94
2Х=94-70
2Х=24
Х=12
12 - кроликов
35-12=23 - фазанов
2. Мама раздала детям по четыре конфеты, и три конфеты остались лишними. А чтобы дать детям по пять конфет, двух конфет не хватает. Сколько было детей?
Вопросы для диалога:
- Представим, что мама раздала детям по четыре конфеты. Сколько конфет осталось?
- Три
- Если она продолжит раздавать конфеты, то по сколько конфет она даст каждому?
- По одной (5-4=1)
- Скольким детям хватит еще по одной конфете?
- Троим
- А скольким не хватит?
- Двоим
- Сколько же было детей?
- Пять (3+2=5)
Второй способ решения задач:
Пусть было Х детей
4Х+3=5Х-2
4Х-5Х=-2+(-3)
-Х=-5
Х=5
3. Старинная русская задача. (Решить арифметически)
Помещик, узнав, что корова стоит вчетверо дороже собаки и вчетверо дешевле лошади, захватил на ярмарку 200 рублей. На все эти деньги купил собаку, 2 коровы и лошадь. Сколько стоит собака, корова и лошадь?
Решает на обратной стороне доски - ученик, остальные самостоятельно, затем поворачиваем доску и проверяем, совместно с учениками.
Повторив условие задачи, сделаем краткую запись:
Цена собаки < цены коровы в 4 раза < цены лошади в 4 раза
Ц.с.+ц.2к.+ц.л.=200 .
1ч.+8ч.+16ч.=25ч.-200 руб.
200:25=8
8 руб. - стоит собака
32 руб.- корова
128 руб. - лошадь
Самостоятельная работаРешить следующие задачи:
1. Двумя способами: арифметически и с помощью уравнений.
На солнышке грелось несколько кошек. У них лап на 10 больше, чем ушей. Сколько кошек грелось на солнышке?
Арифметически:
4-2=2 (лапы) – разница в количестве лап и ушей у кошки
10:2=5 (кошек)
С помощью уравнения:
Пусть Х - кошек было
Тогда у них 4Х лап и 2Х ушей. Лап на 10 больше, чем ушей.
Составим уравнение: 4Х-2Х=10
2Х=10
Х=5
Ответ: 5 кошек
2. Решить арифметически:
На одно платье и три сарафана ушло 9 м ткани, а на три платья и один сарафан пошло 11 м ткани. Сколько метров ткани пошло на одно платье и один сарафан в отдельности?
На 1 платье и три сарафана - 9 м
На 3 платье и 2 сарафан - 11 м
Следовательно,
На 4 платье и 4 сарафана - 20 м
На 1платье и 1сарафан - 5 м
Тогда на 2 сарафана - 9-5=4 (м)
На 1 сарафан 4:2=2 (м)
На 1 платье 5-2=3 (м)
Ответ: 3 м и 2 м.
Подведение итогов: Ян Амос Коменского: “Учиться нелегко, но интересно”. Эти слова как нельзя, кстати, подходят для окончания нашего урока.
Домашнее задание:
1-й уровень (для сильных учащихся).
Решить арифметически и с помощью уравнения:
По контракту работникам причитается 48 фраков за каждый отработанный день, а за каждый неотработанный день с них вычитается по 12 франков. Через 30 дней выяснилось, что работникам ничего не причитается. Сколько дней они отработали в течение этих 30 дней?
Краткая запись:
За отработанный день - 48 фр. платят
За неотработанный день - 2 фр. вычитают
Через 30 дней - 0 фр.
Арифм. способ:
48:12=4 (раза)
Число неотработанных дней в 4 раза больше числа отработанных дней. Значит, на 30 дней приходится 5 частей (1 ч - отработанные дни; 4 ч - неотработанные).
30:5=6 (дней отработано)
С помощью уравнений:
Пусть отработано днёй – Х, тогда не отработанных дней – 30-Х
48Х – рабочие получили за работу
12(30-Х) - вычли с рабочих.
Составим уравнение:
48Х-12(30-Х)=0
Х=6
Ответ: 6 дней работали рабочие.
2-й уровень (для слабых учащихся).
Решить арифметически и с помощью уравнения:
Купили 1800 г сухофруктов. Яблоки составляют 4 части, груши - 3 части, сливы - 2 части сухофруктов. Сколько граммов яблок, груш и слив в отдельности купили?
Арифметически: 1800:9=200 200х4=800 (яблоки) 200х3=600 (груши) 200х2=400 (сливы) |
С помощью уравнения: Пусть Х-1 часть 4Х - яблоки 3Х - груши 2Х - сливы 4Х+3Х+2Х+=1800 9Х=1800 Х=200 |