Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) в 3-м классе "Проверка безударных гласных в корне слов. Растения Хакасии"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Совершенствовать умение проверять слова с одной и двумя безударными гласными;
  • Расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
  • Учить работать со словарём;
  • Продолжить знакомство с разнообразными растениями Хакасии и их ролью в жизни человека.
  • Развивать речь, мышление учащихся, эмоционально-чувственную сферу.
  • Воспитывать интерес к языку, любовь к природе, родному краю - Хакасии.

Оборудование: магнитофон и аудиокассета "Шум леса"; экран, мультимедиа с рисунками изображений растений, лебедя; перфокарты; гербарий; толковые словари и т. д.

Ход урока

Организационный момент.

- Прозвенел звонок, урок начинается.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь, друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

Забудьте о них.

Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сообщение темы урока.

На доске:

Тема: Проверка безударных гласных в корне слов. Растения Хакасии.

Учитель: сегодня у нас необычный урок: и русского языка, и окружающего мира.

Я зачитывает тему и цели урока, записанные на доске, и начинаю беседу на фоне тихой музыки, которая передаёт звуки леса, пение птиц, журчание ручья.

- Растения мы встречаем повсюду. Растения - наши кормильцы, мудрые воспитатели, это пища и дом, тепло и лекарства.

Чистописание

На доске: з з з

Зелень, зелёный, зеленеет

У. Что можно сказать об этих словах? Какие они?

Д. Родственные, однокоренные.

У. Докажите это. Определите корень и назовите проверочное слово.

Д. Корень - зелен. Проверочное слово - зелень, так как гласная ударная.

Дети записывают буквы и слова в тетрадях, выделяют корень.

Запишем отрывок из стихотворения "Тун пайрам" хакасского поэта В. Данилюка

"Зазвучал среди Саян
Звонкой песнею чатхан."

Чатхан - это хакасский музыкальный инструмент.

Послушайте его звучание.

Словарная работа.

У. Запишите в тетрадях отгадки.

Учитель загадывает детям загадки. Дети самостоятельно записывают отгадки в тетрадях, один ученик - на закрытой части доски.

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков:

Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки.

Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар, сладкая.

На доске для самопроверки открывается запись:

Горох, помидор, картофель, капуста, морковь.

У Какое культурное травянистое растение называют хлебным?

Д. пшеницу.

(показ гербария и рисунка)

У. из зёрен этого растения получают муку, манную крупу. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Пшеницу выращивают во всех странах мира.

На доске:

ПШЕНИЦА

- Сколько слогов в этом слове?

Д. Три слога.

У. Назовите ударный слог и опасное место в слове.

Дети называют.

- Запишем с комментированием предложение и объясним опасные места в словах.

На доске:

На полях зеленеет и колосится пшеница.

- Ребята, пшеница бывает ещё яровой и озимой.

На доске:

ЯРОВАЯ ОЗИМАЯ

- Вам известны эти слова? Давайте заглянем в толковый словарь.

Дети находят слова и объясняют их значения.

Работа по теме урока.

Учитель: Какие буквы вы видите?

На доске:

А я о ё е и э ю у я

- Сколько таких букв вы знаете?

- Сколько гласных звуков вы знаете?

-Назовите их.

- Какие бывают звуки? (ударные и безударные)

- Написание, каких букв гласных звуков может вызвать сомнение? (букв безударных гласных звуков)

- Как проверить букву безударного гласного?

- Вот видите, ребята, ударение командует безударными гласными. Запишем несколько словосочетаний, в которых будут встречаться орфограммы. Но сначала вспомним алгоритм действий.

На доске:

СЛУШАЕМ

ПРОВЕРЯЕМ

ПИШЕМ

ПОДЧЕРКИВАЕМ

Дети записывают словосочетания, затем проверяют работу:

Берёзовый лист, молодой тополь, еловая шишка, золотые колосья, полевые цветы, спелые ягоды, морская капуста.

У. Вспомните, на какие группы делятся растения?

Д. Растения делятся на две группы: низшие и высшие. К низшим мы относим водоросли, например морскую капусту, которую мы употребляем в пищу и которая очень полезна.

У. Приведите примеры высших растений.

Д. К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.В каждой группе растений очень много видов.

Учёным сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников - более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

(Показ гербариев и рисунков.)

У. Назовите травянистые растения, которые мы выращиваем в огороде и в теплице.

Дети называют известные им растения и рассматривают гербарий.

У. Ребята, чем лиственные растения отличаются от хвойных?

Дети отвечают.

У.Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвою.

Д. Лиственница.

(Показ гербария и рисунка).

У. Лиственница- это не вечнозелёное дерево. Осенью оно начинает желтеть и к зиме сбрасывает хвоинки, поэтому и названо так. Древесина дерева прочная и крепкая, почти не гниёт, а со временем становится твёрже и даже каменеет. Она и в воде разрушается медленно.

У. Составьте предложения из слов, записанных на доске, и объясните написание пропущенных букв.

На доске:

б:рёза, кудрявая, ветви, развесила;

з:ленные, ёлки, к:лючие, выгнули, свои, ветки.

Дети выполняют задание.

Физминутка "Кузнечики".

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушки покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.

Самостоятельная работа.

Работа с перфокартами.

Л:сной, зд:ровый, з:ленный, с:сновый.

У. Составьте предложения со словами, указанными на карточке. Два предложения запишите в тетрадь.

У. Перфокарта у нас волшебная, так как с другой её стороны находится рисунок или фотография растений, которые растут у нас в Хакасии и занесены в красную книгу. Переверните карточки.

-Что это за растения?

-Что вы о них знаете?

(Рассказы детей)

Д. Растения важны для человека, поэтому их надо беречь и охранять!

Итог урока.

У. Ребята, вам пришло письмо от лебедя

На доске текст письма.

- Прочитайте письмо Исправьте ошибки.

У нас всаду на берегу озера растут диревья.

митя взял ножык и стал выризать своё имя накаре.

Помогите нам! Лебедь.

- Как помочь лебедю?

- Растения - наши друзья. Давайте беречь и охранять их царство!

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о растениях Хакасии.