Цели:
- Совершенствовать умение проверять слова с одной и двумя безударными гласными;
- Расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
- Учить работать со словарём;
- Продолжить знакомство с разнообразными растениями Хакасии и их ролью в жизни человека.
- Развивать речь, мышление учащихся, эмоционально-чувственную сферу.
- Воспитывать интерес к языку, любовь к природе, родному краю - Хакасии.
Оборудование: магнитофон и аудиокассета "Шум леса"; экран, мультимедиа с рисунками изображений растений, лебедя; перфокарты; гербарий; толковые словари и т. д.
Ход урока
Организационный момент.
- Прозвенел звонок, урок начинается.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь, друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.
Забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Сообщение темы урока.
На доске:
Тема: Проверка безударных гласных в корне слов. Растения Хакасии.
Учитель: сегодня у нас необычный урок: и русского языка, и окружающего мира.
Я зачитывает тему и цели урока, записанные на доске, и начинаю беседу на фоне тихой музыки, которая передаёт звуки леса, пение птиц, журчание ручья.
- Растения мы встречаем повсюду. Растения - наши кормильцы, мудрые воспитатели, это пища и дом, тепло и лекарства.
Чистописание
На доске: з з з
Зелень, зелёный, зеленеет
У. Что можно сказать об этих словах? Какие они?
Д. Родственные, однокоренные.
У. Докажите это. Определите корень и назовите проверочное слово.
Д. Корень - зелен. Проверочное слово - зелень, так как гласная ударная.
Дети записывают буквы и слова в тетрадях, выделяют корень.
Запишем отрывок из стихотворения "Тун пайрам" хакасского поэта В. Данилюка
"Зазвучал среди Саян
Звонкой песнею чатхан."
Чатхан - это хакасский музыкальный инструмент.
Послушайте его звучание.
Словарная работа.
У. Запишите в тетрадях отгадки.
Учитель загадывает детям загадки. Дети самостоятельно записывают отгадки в тетрадях, один ученик - на закрытой части доски.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков:Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки.Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар, сладкая.
На доске для самопроверки открывается запись:
Горох, помидор, картофель, капуста, морковь.
У Какое культурное травянистое растение называют хлебным?
Д. пшеницу.
(показ гербария и рисунка)
У. из зёрен этого растения получают муку, манную крупу. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Пшеницу выращивают во всех странах мира.
На доске:
ПШЕНИЦА
- Сколько слогов в этом слове?
Д. Три слога.
У. Назовите ударный слог и опасное место в слове.
Дети называют.
- Запишем с комментированием предложение и объясним опасные места в словах.
На доске:
На полях зеленеет и колосится пшеница.
- Ребята, пшеница бывает ещё яровой и озимой.
На доске:
ЯРОВАЯ ОЗИМАЯ
- Вам известны эти слова? Давайте заглянем в толковый словарь.
Дети находят слова и объясняют их значения.
Работа по теме урока.
Учитель: Какие буквы вы видите?
На доске:
А я о ё е и э ю у я
- Сколько таких букв вы знаете?
- Сколько гласных звуков вы знаете?
-Назовите их.
- Какие бывают звуки? (ударные и безударные)
- Написание, каких букв гласных звуков может вызвать сомнение? (букв безударных гласных звуков)
- Как проверить букву безударного гласного?
- Вот видите, ребята, ударение командует безударными гласными. Запишем несколько словосочетаний, в которых будут встречаться орфограммы. Но сначала вспомним алгоритм действий.
На доске:
СЛУШАЕМ
ПРОВЕРЯЕМ
ПИШЕМ
ПОДЧЕРКИВАЕМ
Дети записывают словосочетания, затем проверяют работу:
Берёзовый лист, молодой тополь, еловая шишка, золотые колосья, полевые цветы, спелые ягоды, морская капуста.
У. Вспомните, на какие группы делятся растения?
Д. Растения делятся на две группы: низшие и высшие. К низшим мы относим водоросли, например морскую капусту, которую мы употребляем в пищу и которая очень полезна.
У. Приведите примеры высших растений.
Д. К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.В каждой группе растений очень много видов.
Учёным сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников - более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.
(Показ гербариев и рисунков.)
У. Назовите травянистые растения, которые мы выращиваем в огороде и в теплице.
Дети называют известные им растения и рассматривают гербарий.
У. Ребята, чем лиственные растения отличаются от хвойных?
Дети отвечают.
У.Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвою.
Д. Лиственница.
(Показ гербария и рисунка).
У. Лиственница- это не вечнозелёное дерево. Осенью оно начинает желтеть и к зиме сбрасывает хвоинки, поэтому и названо так. Древесина дерева прочная и крепкая, почти не гниёт, а со временем становится твёрже и даже каменеет. Она и в воде разрушается медленно.
У. Составьте предложения из слов, записанных на доске, и объясните написание пропущенных букв.
На доске:
б:рёза, кудрявая, ветви, развесила; з:ленные, ёлки, к:лючие, выгнули, свои, ветки. |
Дети выполняют задание.
Физминутка "Кузнечики".
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушки покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Самостоятельная работа.
Работа с перфокартами.
Л:сной, зд:ровый, з:ленный, с:сновый.
У. Составьте предложения со словами, указанными на карточке. Два предложения запишите в тетрадь.
У. Перфокарта у нас волшебная, так как с другой её стороны находится рисунок или фотография растений, которые растут у нас в Хакасии и занесены в красную книгу. Переверните карточки.
-Что это за растения?
-Что вы о них знаете?
(Рассказы детей)
Д. Растения важны для человека, поэтому их надо беречь и охранять!
Итог урока.
У. Ребята, вам пришло письмо от лебедя
На доске текст письма.
- Прочитайте письмо Исправьте ошибки.
У нас всаду на берегу озера растут диревья.
митя взял ножык и стал выризать своё имя накаре.
Помогите нам! Лебедь.
- Как помочь лебедю?
- Растения - наши друзья. Давайте беречь и охранять их царство!
Домашнее задание.
Подготовить сообщение о растениях Хакасии.