Тип урока: повторение и обобщение.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии развивающего обучения.
Образовательные технологии: личностно-ориентированное развивающее обучение.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Приёмы контроля: устный, письменный.
Форма контроля знаний: индивидуальный, текущий.
Аппаратное и программное обеспечение: учебник, мультимедийный компьютер, интерактивная доска, экран, программные средства, локальная сеть.
Образовательные ресурсы Интернет:
https://urok.1sept.ru/index.php
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79
Средства ИКТ: ОЭР на CD-ROM (“Фраза”), ресурсы сети Интернет.
Цели по содержанию урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения;
Cовершенствовать умения и навыки
- обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать;
- определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
- правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.
Развивающие: :
- развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;
- развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
- развивать общую культуру, кругозор учащихся.
Воспитательные:
- на основе краеведческого материала воспитывать уважение к истории Донского края, любовь к малой родине.
Средства обучения:
- Разумовская М.М. Русский язык. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: “Дрофа”, 2006.
- Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1995.
- Русский язык. Учимся играть. В.Волина. Издательство АРГО, 1996.
- Задания для самостоятельной работы учащихся, составленные автором модели.
- Журнал “Русский язык”. Издательский дом “Первое сентября”. № 3. 2007.
- Задачи конкурса “Русский медвежонок” - 2008.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.
2. Объявление темы урока, постановка цели.
Учитель: Тема нашего урока: “Союз. Повторение и обобщение”. Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить знания о союзе.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. (Проверяют выполнение домашней работы)
4. Фронтальный опрос.
Учитель: Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)
Учитель: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)
Учитель: На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы? (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные, противительные. Подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные)
Учитель: Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные? (Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)
5. Слово учителя.
Учитель: Не знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.
Учитель: А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.
Читает ученик.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
Учитель: Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава")
Учитель: Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)
Учитель: А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и)
Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
6. Закрепительные упражнения.
Учитель: Верно, мы рассказали, что сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.
Учитель: Внимание на доску. Перед вами ...
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Учитель: Так что перед вами?
Текст
Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)
Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)
Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют)
Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”...)
Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)
Учитель: Аргументируйте свой ответ. (Ответы учащихся)
Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке? (Толерантность)
Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII–XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность”.
Учитель: Толерантность – это...
-
терпимость к другим людям, мнениям, к другим
поступкам;
- стремление к полноценной реализации своих способностей;
- умение понимать и познавать других людей;
- устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов...
Учитель: Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты. (Связь с текстом)
Учитель:
Вижу я, что вы устали,
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она.
Физминутка. (Танцевальные движения)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
Задание 1
1. [ ], а [ ]
2. [ ], (потому что)
3. [ = , = ]
Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.
Учитель: Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.
Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами. Неожиданно набежала туча...
Задание 2. Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам. Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.
Дети читают свои предложения, объясняют пунктограммы
Учитель: Продолжим работу с пунктограммами, используя материалы ЕГЭ 2007
Первая группа у компьютеров
Учитель: Пока первая группа работает с 22 по 24 задание А, мы выполняем практическое задание.
Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза. (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению на простые и составные)
Учитель: Правильно. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание. Из предложений, которые поочередно будут появляться на мониторе, выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы.
Задание 3.
1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)
2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)
3) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И. Тургенев)
4) Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин)
5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов)
6) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица)
7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А. Пушкин)
8) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А. Толстой)
9) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А. Чехов)
Учитель: Теперь у компьютеров группа 2 с 24 по 28 задание А, а мы выполняем практическое задание.
Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза. (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению на простые и составные)
Учитель: Правильно. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание. Из предложений, которые поочередно будут появляться на мониторе, выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы.
Задание 4.
1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)
2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)
3) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И. Тургенев)
4) Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин)
5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов)
6) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица)
7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А. Пушкин)
8) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А. Толстой)
9) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А. Чехов)
Взаимопроверка. Затем ученики обязательно сверяются с экраном, где появятся правильные ответы.
Учитель: А теперь охарактеризуйте союзы НО, ЧТО по значению и употреблению в речи. Работа выполняется устно, например, союз но – сочинительный, противительный, выражает отношения противопоставления, несоответствия, различия; союз что – подчинительный, изъяснительный.
Учитель: Какое слово, соединяющее части сложного предложения вы не вписали ни в один столбик? (Где – это наречие, союзное слово)
Учитель: Чем отличаются союзные слова от союзов? (Союзные слова – это наречия и относительные местоимения, выполняющие в сложноподчиненном предложении роль союза. В отличие от союзов, они отвечают на вопросы и являются членами предложения)
Учитель: Внимание, ребята. У нас гости. Кто скажет, откуда они пожаловали? Правильно, это задание из Международной игры-конкурса “Русский медвежонок”. Давайте его выполним. Назовите термин, который не имеет отношения к изучению русского языка.
Учитель: Напоминаю. Сегодняшний наш урок – урок повторения и обобщения. Мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, повторили морфологические признаки союза, поработали с комплексным анализом текста. А сейчас, пользуясь опорной схемой (она перед вами), расскажите о правописании союзов и их отличии от созвучных слов других частей речи.
Учитель: Хорошо! А теперь на конкретных примерах рассмотрим правописание союзов. (ИКТ. “Фраза”. Работа в парах)
Учитель: А теперь прошу обратить внимание на комплекс упражнений гимнастики для глаз и выполнить их. Спасибо. Продолжим урок.
Задание 6. Письмо под диктовку.
1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)
2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)
3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.
Учитель: Вы хорошо справились с заданиями. Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Она состоит из двух частей.
7. Самостоятельная проверочная работа.
Задание 7 (выполняется на отдельных листочках, которые будут сданы учителю на проверку).
1-я часть. Конструирование предложений
Учитель: Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам.
На мониторах это задание выглядит следующим образом:
1. Почему наше село называют Березовка?
[ ] , ( потому что).
2. С какой целью в Березовке был открыт музей села?
[ ] , ( чтобы).
3. С чьими именами связано открытие музея?
[O и O ].
2-я часть. Тест. (Одна группа учащихся работает на компьютерах, а другая выполняет задание на экзаменационных бланках)
1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы.
1) вряд ли, же, потому что, зато
2) хотя, если, пусть, раз
3) но, либо, с тех пор как, ради того чтобы
4) зато, вследствие того что, несмотря на, из-за
2. Укажите ошибку в определении групп союзов по значению.
1) Соединительные: и, ни…ни, также, тоже, не
только…но и, как…так и
2) Противительные: но, а, зато, да /но/, однако
3) Изъяснительные: что, чтобы, будто, как будто
4) Обстоятельственные: когда, для того чтобы, так
что, либо, как будто
3. Определите и отметьте обстоятельственный союз со значением сравнения.
1) если
2) будто
3) пока
4) хотя
4. Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.
Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. (А. Пушкин)
5. Союз:
1) Служит для связи частей сложного предложения.
2) Подчинительный, обстоятельственный, цели.
3) Членом предложения не является.
6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом.
1) Он исчез за поворотом так/же/ внезапно, как и
появился.
2) Я то/же/ собираюсь летом на юг.
3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась
за/то/ дерево.
4) Что/бы/ я делал без помощи своих друзей.
7. Укажите, в каком предложении слово точно является союзом?
1) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из
погреба. (Д. Мамин-Сибиряк)
2) Он говорил резко и точно. (К. Паустовский)
3) Все три раза Сейфула проводил поезда точно по
расписанию. (Л. Леонов)
4) Сообщите точно, каким судам нужен ремонт. (А.
Чаковский
7. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзным словом.
1) Что волки жадны, всякий знает (И. Крылов)
2) Известие, что привез староста, всех огорчило. (А.
Пушкин)
3) Он сказал это и почувствовал, что у него
холодеет лицо. (К. Паустовский)
4) Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны. (А.
Фет)
9. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи.
2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом.
3) Он бы отдал эти вещи, да мать не разрешала.
4) В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце
поднялось.
10. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены)
1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый
край противоположного берега. (А.Чехов)
2) Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально
воя. (А. Пушкин)
3) Было еще влажно хотя дождь закончился больше
двух часов назад. (Ф. Достоевский)
4) Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то
не было. (И. Тургенев)
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) О людях не нужно судить по первому
впечатлению, потому что оно бывает ошибочным.
(С. Смирнов)
2) Несмотря на то, что был болен, он проводил меня
до станции. (И. Тургенев)
3) По мере того как я рассказывал, он приходил в
себя. (М. Горький)
4) Для того чтобы присоединиться к ним, следовало
переправиться на правый берег реки. (В.
Арсеньев)
Ответы
1) 3
2) 4
3) 2
4) 3
5) 2
6) 1
7) 2
8) 3
9) 1
10) 2.
8. Итог урока.
Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
9. Учитель: Оценки за работу на уроке...
Ученики озвучивают
10. Домашнее задание.
Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
Упр. 344 задание №1,2,3, 4 (устно).
Комментарий.
Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минутку,
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Нет печали, нет тревог.
Потрудились славно дети,
Завершается урок.
Заключительное действие – “Объятия”
Учитель: Тихонько собрались. Спасибо за работу на уроке. Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг другу. Затем кладут друг другу на плечи руки, поднимают правую руку и вытягивают ее к центру круга и по команде ведущего все делают шаг внутрь.
Учитель: В заключение я прочитаю вам молитву о встрече.
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь…