Цели урока:
- Закрепить знания номенклатуры неорганических веществ разных классов.
- Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.
- Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
- Познакомить со способами разделения смесей.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование:
- Химия 8 - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна - М., Дрофа, 2007 г.
- Презентация в MS Power Point (приложение)
- Компьютер, проектор
- Реактивы
- Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит, пипетка.
Демонстрационный эксперимент:
- Разделение смеси фильтрованием;
- Разделение смеси магнитом;
- Хроматография;
- Разделение смеси веществ выпариванием.
- Карточки с заданием для групповой работы.
- Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:
- Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.
- Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества):
- Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.
- Разделение смеси железа и серы:
- Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.
- Хроматография:
- Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Беседа:
Какие соединения называются оксидами? (Оксиды - это сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления (-2))
Какие соединения называются кислотами? (Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка)
Какие соединения называются основаниями? (Основание - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп OH-)
Какие соединения называются солями? ( Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)
Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На слайдах 1-2 - вопросы проверочной работы.
Проверочная работа сдается учителю (результаты объявляются на следующем уроке).
Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.
1. Беседа
Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист : А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня? (слайд 3)
2. Запись даты и темы урока учащимися в тетради.
Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?
Цели урока обсуждаются с учащимися.
Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь; узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества.
В результате обсуждения - слайд 4.
3. Объяснение нового материала.
На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие "вещество" (это то из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение "смеси веществ".
Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде 5.
Далее ребята дают определение смеси, как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши.
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов - азота, кислорода, аргона и др. (слайд 6).
Посмотрите внимательно на смеси, находящиеся на столе. В чем разница между ними?
Далее рассматривается классификация смесей (слайда 7).
Смеси |
|
Однородные | Неоднородные |
Растворы сахара в воде, растворы солей, воздух, | Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с водой |
Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).
Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.
Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми свойствами? (ребята предполагают, что нет). Слайд 8. Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах). Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: "Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени по сравнению с t кип дистиллированной водой?"
Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на температуру кипения.
Далее учитель предлагает дать определение "чистого вещества".
С помощью учителя формулируется определение "Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).
В тетрадях ребята записывают определение "чистое вещество" -
Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.
Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.
Демонстрируется слайд 9.
Ребята записывают в тетрадях выводы.
Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей "В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этого учитель проводит опыты:
Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита (отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит ученик)
Следующий этап урока - знакомство с основными способами разделения смесей, которые представлены в виде схемы: Слайд 10.
Одновременно уточняется, на каких физических свойствах веществ основан каждый способ разделения. На слайдах 11- 13 показаны области применения разных способов очистки неоднородных смесей.
Демонстрация разделения смеси песка и воды фильтрованием. Обращается внимание на правильность выполнения эксперимента (Слайд 11).
Знакомство со способами разделения однородных смесей продолжается с помощью слайда 14, акцентируется внимание учащихся на физических свойствах веществ, применяемых в данном способе разделения.
На слайдах 14-18 показаны области применения разных способов очистки однородных смесей.
Закрепление
1. Групповая работа.
Каждая группа получила задание " Как разделить смесь :?"
Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.
Ответить на вопросы, представленные на слайдах 19 - 21
Рефлексия.
Беседа:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что запомнилось?
Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?
Подведение итогов
Домашнее задание: 23 упр. 1,2,4
Творческое задание.
Составьте задания на разделение смеси.
Вам выдали смесь, состоящую из соли и мела.
Предложите способы разделения этой смеси.