Урок русского языка по развитию речи, 4-й класс. Тема: "Сочинение "Зелёное платье Земли"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • учить выражать свои мысли, чувства, переживания;
  • приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;
  • развитие речи учащихся, языкового чутья, фантазии, умения выделять существенное;
  • воспитание бережного отношения к природе, ответственности за свои поступки по отношению к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Попрошу садиться на свое место, назвав то, что встречается в природе и имеет зеленый цвет.

- Сегодня мы будем говорить о красоте и силе Природы.

(под музыку П.И. Чайковского "Времена года" "Апрель" учитель открывает доску, сообщает тему урока, с доски читает высказывание Леонардо Да Винчи).

"Каких бы открытий не сделал человек, он никогда не создаст творение такой красоты, ясности и простоты, на какие способна природа, ибо в ее произведениях не бывает чего-либо не достающего или чего-либо лишнего".

2. Беседа с учащимися по теме урока.

- Послушайте отрывок из рассказа А.Лопатиной "Почему у Земли платье зеленое". (Приложение 1. Учитель читает отрывок).

- Вы согласны с мамой? (уч-ся высказывают свои мнения)

- В какие цвета вы бы окрасили Землю?

- Что могло бы измениться на Земле, если бы листья и трава были другого цвета, например красного, синего?

- Может ли быть цвет печальным?

- Радостным?

- Нежным?

- Зависит ли любимый цвет у человека от его характера?

- Какой цвет самый любимый у вас?

- Какие цвета в природе дарят людям самое хорошее настроение? Грустное? Печальное? Мечтательное?

- Когда просыпается природа, у людей поднимается настроение?

- Каким цветом окрашивается Земля?

- Как вы думаете, если космические экспедиции будут бороздить просторы Вселенной, что путешественники будут вспоминать чаще всего?

Чтение учащимся стихотворения К.Бальмонта "Зеленый". (Приложение 2.)

3. Чтение сказки М. Скребцова "Могучая травинка" учащимися.

(Текст напечатан на листах у каждого. Приложение 3).

- Весной Земля покрывается нежной изумрудной травой. Мы радуемся ей, любуемся, но проходит время. Люди перестают замечать эту красоту, а иногда и губят. К чему это может привести?

4. Работа по теме урока.

- Я предлагаю вам сегодня порассуждать, пофантазировать по следующим направлениям:

  • историю о том, как во Вселенной родилась зеленая планета;
  • рассказать о травинке, которая с человеком могучей силой поделилась;
  • как лесник праздник трав устроил;
  • как фея зеленое лето полюбила;
  • о первом весеннем цветке.

- А может быть, кто-то из вас придумает свою историю.

5. Самостоятельная работа учащихся.

6. Чтение сочинений детьми по желанию.

7. Подведение итога урока.

(На доске пейзажи природы)

- Посмотрите на эти пейзажи. Захотелось ли вам побывать в этих местах?

Радостно вам смотреть на эту красоту? Закройте глаза, прислушайтесь к тому, как звучит радость в ласковой волне, в шепоте листвы, в дуновении ветерка, в шорохе дождя, в вашем маленьком горячем сердце. Что вы почувствовали? (выслушиваются высказывания детей).

Приложение.